Общепедагогические принципы в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания.

Файлы: 1 файл

Физическое воспитание.docx

— 26.72 Кб (Скачать файл)

Физическое воспитание - очень важная деталь образования. Без  него невозможно представить ни одну школьную или вузовскую программу обучения. Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию уделялось особенное внимание. Это понятно – греки растили воинов, способных защищать свою страну. Кроме того, именно в Греции физически-сильные люди стали пользоваться популярностью и в мирное время. Это были, конечно, олимпийские игры, в которых участвовали самые сильные, быстрые и выносливые эллины. Победителям на родине слагались гимны и воздвигались статуи. В то время и возникли первые основы физического воспитания.

Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. Один классик сказал, что в человеке должно быть прекрасным все – и тело, и душа, и помыслы. Именно “тело” стоит на первом месте, и это не случайно. Мы должны помнить, какое сейчас время – время машин и компьютеров. Человек освободился от тяжелого, потогонного труда. Но хорошо ли это? Нет –без физической нагрузки человеческое тело начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстрее поддается различным инфекциям и болезням. Это, плюс загрязнение окружающей среды – главные причины появления так называемого “больного поколения”.

Вот почему так актуален в наше время вопрос физического  воспитания. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде. Поэтому физическое воспитание так необходимо в школах и вузах. Но нельзя забывать и о том, что бессистемное обучение физической культуре может не помочь, а, наоборот, навредить организму. Необходимо помнить о том, что полезно только физическое воспитание, основанное на строгой и понятной системе.

Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности

К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие:

1) «физическое воспитание»; 

2) «физическая подготовка»; 

3) «физическое развитие»; 

4) «физическое совершенство»; 

5) «спорт».

Физическое  воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (рис. 1).

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса.

Термин «физическая  подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Физическое  развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

  1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
  2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
  3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего  возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45- 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Физическое  совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов на рис. 4.

Под понятием «принципы» в  педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

В теории и практике физического  воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, общепедагогические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую систему принципов. В работе были рассмотрены общепедагогические принципы. К ним относятся:

Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф.Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений. 

П.Ф.Лесгафт писал, что  необходимо научить ребенка выполнять всякую работу по слову, приучать к большей самостоятельности в действиях и волевым проявлениям

 

Принцип осознанности раскрывается в следующих требованиях:

- формировать осмысленное  отношение и устойчивый интерес  к общей цели и конкретным  задачам занятия (занятий);

- стимулировать сознательный  анализ, самоконтроль и рациональное  расходование (использование) сил  при выполнении физических упражнений;

- воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое  отношение к заданиям.

Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. Принцип активности обязывает также воспитывать инициативу и самостоятельность занимаются в трудовой и общественной деятельности. Один из путей решения этой задачи - привлечение их к общественно полезную работу: ремонт спортивного инвентаря, подготовка спортивной площадки, проведения соревнований и т. п.

Принцип систематичности  и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных Навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков.

Ежедневные, систематически проводимые формы организации двигательной деятельности в сочетании с закаливающими  мероприятиями приучают ребенка постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение систематических занятий снижает функциональные возможности его организма и уровень физической подготовленности.

Принцип повторения двигательных навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.

Принцип доступности и индивидуализации. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагогов определения меры доступного. Она зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения. 
Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.

Педагог подбирает упражнения, которые  соответствуют функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не нанося ущерба его здоровью.

Принцип индивидуализации предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей малыша. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.

Принцип прочности. Большое значение принцип прочности приобретает в тех случаях, когда целью обучения является формирование таких жизненно необходимых навыков, как, скажем, бег, прыжки, плавание, передвижения на лыжах.

Прочность усвоенных навыков играет также важную роль в соревновательной деятельности, когда вследствие необычной  внешней ситуации и субъективных факторов недостаточно устойчивый навык  развивается.

Плохо закреплены навыки легко разрушаются  при переходе к новым, более сложным  упражнениям, если первые служат опорой для формирования последних, или  под воздействием повышенных нагрузок. Следует все же отметить, что не всегда и не все упражнения и технические  приемы (например, в видах спортивных единоборств или в учебных  комбинациях гимнастических вольных  упражнений) следует прочно закреплять. Многие из них лишь вспомогательными приемами для овладения основными  действиями.

Заключение

Физическое  воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.


Информация о работе Общепедагогические принципы в физическом воспитании