Общеразвивающие упражнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Содержание работы

1. Значение общеразвивающих упражнений во всестороннем развитии детей
2. Характеристика общеразвивающих упражнений
3. Классификация общеразвивающих упражнений (ОРУ)
4. Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах
Список литературных источников

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: Общеразвивающие  упражнения

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Значение общеразвивающих упражнений во всестороннем развитии детей

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место  в общей системе физического  воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные  движения для рук, ног, туловища, шеи  и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе1.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, т.к. в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию.

Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет  особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов  в тканях ребенка выше, поэтому  ему необходимо большее количество кислорода. Ребенок с трудом переносит  кислородное голодание (гипоксемию), т.к. значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей. При общеразвивающих упражнениях тренируются диафрагма, межреберные мышцы. В результате у детей улучшается экскурсия грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, дыхание становится реже и глубже.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое  увеличение и снижение нагрузки в  общеразвивающих упражнениях способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают  ударный объем сердца, улучшают ритмичность сокращений.

Упражнения  оказывают большое внимание на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное владение движениями имеют значение и для умственного  развития детей. Как правило, общеразвивающие  упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины.

Движения становятся более совершенными, когда выполняются  в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них  определенное настроение, влияет на выразительность  детских движений. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или, наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Такое разнообразие исполнения движений в зависимости от характера музыкального произведения влияет на их совершенствование. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными, правильно отражающими характер музыкального произведения.

 

  1. Характеристика общеразвивающих упражнений

Основная характеристика общеразвивающих упражнений (в соответствии с их воздействием на отдельные части тела) проводится по анатомическому признаку: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для ног.

Упражнения указанных  групп могут быть направлены:

- На развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и т.д.;

- На развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.;

- На повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно – сосудистой системы, активизации обменных процессов.2

Все общеразвивающие  упражнения могут проводиться без  предметов или с использованием различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, обручами, флажками, скакалками, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и пр.)

Общеразвивающие упражнения могут выполняться:

- При свободном построении в звенья, в круг,

- При построении в колонны (передача предметов друг другу), в кругу с большой веревкой,

- Группами с большими гимнастическими обручами, веревками,

- Парами3.

 

  1. Классификация общеразвивающих упражнений (ОРУ)

Классификация ОРУ позволяет  распределить физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными нами признаками.

ОРУ можно разделить (классифицировать) на несколько групп:

1. По признаку принадлежности  к той или иной системе (европейской,  восточной, евроамериканской, ритмопластической  и т.п.).

2. По анатомическому признаку  подбора упражнений в зависимости от работы тех или иных мышечных групп: для рук, плечевого пояса, шеи, ног, туловища и всего тела. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

3. Форму ОРУ определяют основные  движения в суставах: сгибания, разгибания, приведения, круговые движения, повороты. Характер упражнений во многом зависит от степени напряжения и расслабления мышц, быстроты движений. Поэтому все упражнения в свою очередь делятся на три группы: силовые и скоростно-силовые; на растягивание; на расслабление.

3. По признаку преимущественного  воздействия на организм: на сердечно-сосудистую  и дыхательную системы, опорно-двигательный  аппарат, на активизации обменных  процессов, нервную систему (развитие свойств психики - внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и пр.).

4. По признаку развитию  определенных двигательных способностей  и физических качеств (на силу, скоростно-силовые качества, гибкость, быстрота движений, выносливость, координацию движений).

5. По признаку использования  упражнений: без предметов, с предметами  (гимнастическая палка, гантели,  набивные и резиновые мячи, скакалки); на гимнастических снарядах (перекладине,  брусьях и др.) и со снарядами  (скамейка).

6. По признаку организации группы:  выполняемые индивидуально, вдвоем, втроем,

7. Пространственного  размещения занимающихся: в кругу,  в сомкнутых колоннах, шеренгах, в сцеплении и в движении.

8. По признаку исходных положений, из которых выполняются упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя, лежа.

9. По методу проведения: игровым методом (эстафеты, полосы припятствий, сюжетно-образные и др.), поточным методом (на месте, с продвижением), серийно-поточным методом, методом круговой тренировки и др. Метод проведения во многом определяет подбор ОРУ.

10. По области применения. В частности, в лечебной физкультуре классификация ОРУ подразделяется на пассивныые (с ограниченной и полной амплитудой) и активные упражнения (с помощью здоровой симметричной конечности, без снарядов, со снарядами, с помощью медицинского персонала, на суше, в воде), ) с возрастающим усилием, с напряжением, с сопротивлением; коррегирующие, дыхательные.

В каждой группе возможно выделить подклассификацию. Приведем несколько примеров.

Движения руками делятся  на следующие подгруппы:

- поднимание и опускание прямых рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно, то же со сжиманием и разжиманием кистей рук;

- сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных исходных положениях;

- круговые движения рук в разном темпе, в лицевой и боковой плоскости, поочередно, последовательно и одновременно;

- повороты рук внутрь и наружу из положения руки вперед, вверх, в стороны, назад;

- взмахи и рывковые движения рук;

- свободное потряхивание расслабленных рук.

 

ОРУ для туловища:

- наклоны, повороты, круговые движения головой;

- повороты головы и туловища вправо, влево;

- наклоны головы и туловища вперед (с прямой и согнутой спиной с поворотами направо и налево), наклоны в стороны с различными положениями рук – из разных исходных положений;

- круговые движения туловища с различными положениями рук;

- поднимание и опускание туловища, лежа на животе, на спине;

- сгибание и разгибание туловища, в упоре лежа, в упоре стоя, на коленях;

- расслабление мышц тела из положения сидя, лежа.

 

Упражнения для ног:

- поднимание и опускание ног из исходных положений сидя, стоя, лежа;

- сгибание и выпрямление ног;

- махи ногами вперед, назад, в стороны с опорой и без опоры руками;

- приседы и полуприседы, пружинящие движения в приседе;

- круговые движения стоп ног из разных исходных положений;

- удерживание ног в различных положениях (статические упражнения) – нога согнута в колене, вытянута вперед, в сторону, назад;

- отставление ноги на носок вперед, в сторону, назад.

- прыжковые упражнения.

Четкая классификация  упражнений позволяет систематизировать  обширный материал по ОРУ, ориентироваться  во множестве существующих физических упражнений и отбирать из них нужные для решения намеченных задач, что, в конечном итоге,  облегчает методику их освоения.

 

Использование предметов  и пособий при выполнении общеразвивающих  упражнений

Многие упражнения проводятся с предметами. Действия предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук – это активизирует деятельность анализаторных систем.

- Флажки – действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах;

- Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног;

- Мячи резиновые – они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.

- Гимнастические палки, шест – увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног;

- Обручи – упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики;

- Скакалки, веревки – упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений;

- Гимнастическая скамейка – в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т.к. здесь появляются необычные исходные положения;

- Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка4.

 

  1. Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах
  2. Построение детей
  3. Раздача пособий
  4.  
  5. Разработать комплексы общеразвивающих упражнений с нетрадиционным материалом для детей разных возрастных групп

 

Список литературных источников

1 Кузнецов В.А.  Гимнастика в системе физического воспитания. – М.: СГИФК, 1974.- С.259

2 Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Академия, 1996.- С.78

3 Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М.Смолевского, М., 1987.- С. 29

4 Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999


Информация о работе Общеразвивающие упражнения