Общие понятия спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

Термин «спорт» пришёл к нам из Великобритании относительно недавно, где он первоначально использовался только в связи с соревнованиями по скачкам. Наиболее часто используется следующее определение: «Спорт - включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности, взятые в целом».В отечественной, популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, иногда отождествляются.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта………………………………………………………………………4
Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения……………………………………………………7
Характеристика системы тренировочно - соревновательной подготовки………………………………………………………………..13
Спортивные достижения и тенденции их развития…………………...17
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………23
Приложения………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Тим ФК.docx

— 271.13 Кб (Скачать файл)

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.


Значительную  роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.


Важным  моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов, в конечном счете, зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и  обеспечение его кадрами. Эффективность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения.

Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей  включено в занятия спортом, тем  большее количество спортсменов  выходит в большой спорт, а  это, в свою очередь, повышает конкурентность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение  массовости занятий спортом связано  с социальными условиями жизни  общества и с подготовкой необходимых  специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Социальные  условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека.

В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт характеризуется постоянным ростом спортивных достижений.

При этом в каждом отдельном виде спорта или  отдельной дисциплине на протяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная динамика достижений. На одних этапах она связана со скачком результатов, на других — с временным плато (стабилизацией), на третьих — с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; экономическими стимулами системы соревнований; совершенствованием спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви; использованием новых приемов повышения работоспособности спортсмена (психологической и физиологической направленности).

Динамика  роста спортивных достижений в любом виде спорта выглядит в виде логистической кривой (рис.4), впервые обоснованной польскими учеными Е. Скоровским и Я. Брогли.

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становления вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. (см. Рис.4)


Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах  различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, четким определением предмета соперничества спортсменов или команд, созданием специфической для данного вида спорта методики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному повышению.


В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана  с началом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров тренировочных нагрузок, совершенствованием технической, тактической и психической подготовленности спортсменов, использованием более качественного инвентаря и оборудования при достаточно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной деятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться  спортсмены и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблюдается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации  организма, приобретения человеком  спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза логистической кривой связана с замедлением роста достижений, как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достижения научно-технического прогресса могут вызвать и кратковременную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается  на фоне значительных усилий, как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. В  индивидуальном плане замедление роста  спортивных результатов и их стабилизация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Волков  Л.В. Теория и методика детского  и юношеского спорта. Киев, Олимпийская  литература, 2008.

2.  Вайцеховский С.М.Книга тренера. М., ООО «ФиС», 2000.

3. Железняк  Ю.Д. Теория и методика обучения  предмету «Физическая культура».: Учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д.Железняк - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Матвеев,  Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П.Матвеев. – М.: ФиС, 2002.

5. Матвеев,  Л.П. Общая теория спорта и  её прикладные аспекты / Л.П.Матвеев. - СПб.: издательство «Лань», 2005.

6. Озолин  Н.Г. Настольная книга тренера.  М., ООО «Издательство Астрель», 2003.

7. Педагогическое  физкультурно-спортивное совершенствование. / под ред. Ю.Д. Железняка. М., Академия, 2006.

8. Платонов  В.Н. Теория и методика спортивной  тренировки. Учебное пособие для  студентов. ИФК. – М, Высшая  школа, 2004.

9. Теория  и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина - 2-е изд., - М.: Советский спорт, 2007.

10. Теория  и методика спорта. Уч. пособие для училищ олимпийского резерва. Под общей ред. Суслова Ф.П., М., 2007.

11. Холодов  Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и  методика физического воспитания  и спорта. М., Академия, 2002.

12. Холодов  Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по  теории и методике физического  воспитания и спорта. М., Академия, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Рис1. Структура социальной практики спорта

 

 

 

 

Рис.2. Структурно-функциональная схема тренировочно - соревновательной подготовки

 

 

Рис.3. Факторы, обеспечивающие рост спортивных достижений

 

 

Рис.4. Усредненная логистическая кривая развития спортивных достижений в историческом аспекте отдельного вида спорта и у отдельного индивида


 

 


Информация о работе Общие понятия спорта