Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 01:44, реферат
Почти тысячелетие спустя они были возрождены благодаря французу Пьеру де Кубертену. То, что казалось забавной причудой, за столетие пре-вратилось во влиятельное всемирное движение, коммерчески выгодное, а политически весьма значимое. То, какая упорная борьба сейчас ведется за право провести у себя Олимпийские игры, лишний раз это доказывает.
Цель работы – дать общий обзор истории Олимпийского движения от зарождения в древней Греции до наших дней.
Введение …………………………………………………………….. 1
1. История древнегреческих Олимпийских игр …………………. 2
2. Возрождение Олимпийской традиции ………………………… 5
3. Первые Олимпийские игры современности ………………….…. 6
4. Олимпийская идеология и символика ……………….…………. ..7
Заключение ……………………………………………………………9
Оглавление
Введение …………………………………………………………….. 1
1. История древнегреческих Олимпийских игр …………………. 2
2. Возрождение Олимпийской традиции ………………………… 5
3. Первые Олимпийские игры современности ………………….…. 6
Введение
Олимпийские игры зародились в древней Греции. Первоначально в них участвовали лишь эллины, а позднее македоняне. В Римской империи после превращения христианства в государственную религию Олимпийские игры были запрещены.
Почти тысячелетие спустя они были возрождены благодаря французу Пьеру де Кубертену. То, что казалось забавной причудой, за столетие превратилось во влиятельное всемирное движение, коммерчески выгодное, а политически весьма значимое. То, какая упорная борьба сейчас ведется за право провести у себя Олимпийские игры, лишний раз это доказывает.
Цель работы – дать общий обзор истории Олимпийского движения от зарождения в древней Греции до наших дней.
1. История древнегреческих Олимпийских игр
Историческое происхождение древних Олимпийских игр неизвестно, но сохранились некоторые мифы и легенды. Самой популярной была легенда, о которой упоминает в своих песнях в честь победителей Олимпийских игр Пиндар. По этой легенде Игры основал Геракл после свершения своего шестого подвига - очищения скотного двора Авгия, царя Элиды. Авгий обладал неисчислимыми богатствами. Особенно многочисленны были его стада. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный двор, если он согласится - отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая, что такую работу выполнить в один день просто невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду реки Алфей. Вода в один день унесла весь навоз со скотоного двора, и Геракл снова сложил стены. Когда Геракл пришел к Авгию требовать награды, царь не дал ему ничего и выгнал. Геракл страшно отомстил царю Элиды. С большим войском он вторгся в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия, убив смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине Палладе.
О первых Олимпийских играх точных данных не сохранилось. Первое достоверное упоминание о них относится к 776 г. до н.э., когда на одной из мраморных колонн, установленных вдоль берега реки Алфей, было выгравировано имя первого олимпийского победителя - Корэба, повара из Элиды.
Олимпийские игры проводились с интервалом четыре года, и позднее греческий метод подсчета лет стал относиться к этим играм, а слово Олимпиада – к периоду между двумя играми. Историк Эфор, который жил в четвертом веке до нашей эры, использовал Олимпиады для подсчета годов также, как мы используем сегодня обозначения до н.э. и н.э. До этого каждое греческое государство использовало свою систему дат, что приводило к смешению, когда нужно было даты согласовывать. Диодор говорит, что солнечное затмение было в год 117 Олимпиады, что относится к солнечному затмению 310 года до н.э. Отсюда можно вычислить, что середина лета 776 года до н.э. была временем проведения первой Олимпиады. И все же существуют споры между учеными, действительно ли игры начались в том году.
Некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже XXVIII Игры. Местом проведения Игр была Олимпия, расположенная в северо-западной части Пелопоннесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасий, палестра, стадион и ипподром. В святилище Зевса в Олимпии находилась двенадцатиметровая статуя Зевса из золота и слоновой кости, принадлежащая скульптору Фидию. Статуя была одним из семи древних чудес света.
Олимпийский праздник, в котором поначалу участвовали лишь атлеты двух городов Элиды - Писы и Элиса, отмечался в "священном месяце", начинавшемся с первого полнолуния после летнего солнцестояния через каждые 1417 дней, т.е. Олимпийские игры проходили один раз в четыре года.
Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на один стадий (192 м 27 см), впоследствии расширялась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), панкратионе, кулачном бою, состязаний колесниц и в верховой езде.
В период с VII до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого происхождения («варвары», как их называли греки), а также женщины к Играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем в течение месяца в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные граждане, располагавшие достаточным количеством свободного времени.
Победителя привозили в родной город на четверке белых лошадей через брешь, пробитую в крепостной стене города, освобождали от налогов, кормили всю жизнь за счет города, устанавливали памятники, чеканили монеты с его изображением. А иногда, после смерти, некоторых обожествляли и сооружали им храмы. Память олимпиоников окружали легендами, чтобы сделать победу более привлекательной для потомков.
На Олимпийские празднества собиралось до 45 - 50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые философы, историки, поэты. История сохранила для нас имена выдающихся представителей древнего мира, которые наиболее точно соответствовали современному термину "гармоничный человек". Пифагор был могучим кулачным бойцом, стал олимпийским чемпионом. Гиппократ достиг значительных успехов в борьбе и гонках на колесницах. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были также Платон и Сократ, Софокл и Еврипид.
Игры неоднократно посещали Аристотель и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.
В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки, гости знакомились с представителями других стран, с развитием ремесел и земледелия, с разнообразными обычаями и религиозными обрядами, слушали философов, историков, поэтов, музыкантов и служителей религиозного культа. В общественно - политической и культурной жизни Греции периода расцвета Олимпийские праздники играли очень большую роль. Они способствовали объединению полисов (городов-государств). За месяц до Игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие (экехирия), прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках.
Атлетические соревнования в Олимпии проводились регулярно на протяжении 1168 лет. В 394 г. н.э. император Востока и Запада Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, посчитал Олимпийские игры языческим обрядом, объявил нечестивыми и запретил специальным указом их дальнейшее проведение. Впоследствии Олимпия была разрушена в результате разлива рек после двух сильнейших землетрясений и оказалась под слоем песка и тины.
После прекращения античных Олимпийских игр заложенная в них идея всестороннего развития человека была предана забвению на полтора тысячелетия. Во многих странах и сами занятия спортом находились под запретом.
2. Возрождение Олимпийской традиции
В 1766 году обнаружили руины сооружений Олимпии английские археологи, в 1829 году - французские. Осуществить мечту не одного поколения учёных о раскопках в Олимпии удалось лишь немецкому археологу Эрнсту Курциусу (1814-1896). В октябре 1875 года на земле древней Олимпии раздались первые удары археологических молотков. Раскопки продолжались шесть лет и превзошли все ожидания. В 1887г. Э.Курциус с соавторами издал 3-томный труд, посвященный результатам раскопок, и мир узнал о неизвестных доселе подробностях Олимпиад. Несомненно, это сыграло определённую роль в повышении интереса к древним Олимпийским играм, в популяризации олимпийской идеи.
В 1887 году Кубертен создает Комитет по пропаганде физического воспитания во Франции. Роль действовавшего в качестве органа Министерства просвещения Комитета по пропаганде в 1887-1890 годах состояла, по существу в создании основ олимпийского движения. Стремясь привлечь к участию в возрождении Олимпийских игр спортивных деятелей разных стран, Кубертен в 1889-1890гг. ведет переписку со многими специалистами, совершает деловые поездки в Англию и Северную Америку. Свою концепцию олимпизма как понятия, содержащего в обобщенном виде определённые педагогические взгляды, Кубертен изложил в лекции, прочтенной им 25 ноября 1892 года в Сорбонском университете по случаю пятилетней годовщины создания Французского легкоатлетического союза. Именно тогда он, как генеральный секретарь Союза, внес официальное предложение о возобновлении Олимпийских игр.
3. Первые Олимпийские игры современности
Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
Олимпийский символ, который является исключительной собственностью Международного олимпийского комитета, представляет собой пять переплетенных колец - три в верхнем ряду (голубое, черное и красное), не сцепленных между собой. Голубое и черное кольцо переплетаются желтым, а черное и красное - зеленым. Таким переплетением разноцветных колец символически выражается соединение в олимпийском движении пяти континентов. "Пять колец - голубое, желтое, черное, зеленое и красное - представляют пять частей света, которые приобщились или приобщаются к олимпизму, - говорил Кубертен. - Шесть цветов, я имею в виду белый фон полотнища олимпийского флага, скомбинированы так, что являют собой цвета всех наций без исключения. Это действительно международная эмблема". Олимпийский символ был предложен в 1913 г. президентом Международного олимпийского комитета Пьером де Кубертеном.
Олимпийский девиз: «CITIUS, ALTIUS, FORTIUS»"Быстрее, выше, сильнее" принадлежит французскому священнику Анри Дидону, директору одного из духовных колледжей. Этими латинскими словами он попробовал выразить в коротком и звучном изречении смысл честной спортивной борьбы. Они очень понравились Кубертену. Международный олимпийский комитет официально утвердил этот девиз в 1913 г., а с 1920 г. он стал частью олимпийской эмблемы.
Идея учредить олимпийский флаг принадлежит основоположнику современных Олимпийских игр Пьеру де Кубертену. Международный олимпийский комитет утвердил олимпийский флаг в 1913 г. Его официальным образцом стал флаг, который в 1914 году на Олимпийском конгрессе в Париже подарил МОК президент этого мирового спортивного объединения, Пьер де Кубертен. Со времени Игр VII Олимпиады 1920 г., которые состоялись в бельгийском городе Антверпене, олимпийский флаг развевается на всех без исключения олимпийских соревнованиях. Официальный флаг Олимпийских игр представляет собой белое атласное полотнище без окаймления, в центре которого, расположен олимпийский символ, т.е. пять разноцветных переплетенных колец.
Все Олимпийские игры (летние с 1928, а зимние с 1952 г.) открываются зажжением Олимпийского огня. Этот огонь зажигается на родине Олимпийских игр, в Древней Олимпии. Сконструировано специальное зеркало, где фокусируются солнечные лучи, которые и зажигают Олимпийский факел. Этот торжественный и красивый ритуал придумал Пьер де Кубертен. И в какой бы стране ни проводились олимпийские игры, начало олимпийский огонь берет в Олимпии. А дальше продолжается великая эстафета: факелоносцы день и ночь, в любую погоду, несут священный олимпийский огонь из страны в страну, передавая факел друг другу. Последняя дистанция проходит по кругу олимпийского стадиона, где открываются очередные Олимпийские игры, и несет его лучший спортсмен страны, где они проводятся в данный момент.
В 1913 г. президент Международного олимпийского комитета Пьер де Кубертен сочинил текст Олимпийской клятвы и вынес его на суд членов МОК. Кубертен следовал традиции, утвердившейся на Олимпийских играх в Древней Греции, когда клятва чести являлась составной частью церемониала открытия Игр и принималась на стадионе в Олимпии, у алтаря Зевса.
Олимпийская клятва произносится спортсменом той страны, которая принимает у себя олимпийцев всего мира. На эту роль Национальный олимпийский комитет определяет чаще всего выдающегося атлета, который произносит Олимпийскую клятву с трибуны, установленной на поле олимпийского стадиона, где совершается церемониал открытия Игр. Вот ее текст:
"От имени всех спортсменов я обещаю, что мы будем участвовать на этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд".