Олимпийские игры в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 09:07, реферат

Описание работы

Олимпийские игры — древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. На протяжении более чем четырехсот лет они оставались крупнейшими спортивными соревнованиями того времени. Своего пика культ тела достиг в Спарте, после чего интерес к нему стал незаслуженно, но неуклонно падать. И многие века, вплоть до конца девятнадцатого столетия гармоничное, здоровое тела было отодвинуто на второй план.

Содержание работы

Возникновение Олимпийских игр.
Хронология, участники и победители Олимпиад.
Традиции, подготовка и проведение Олимпийских игр.
Традиция зажжения Олимпийского огня.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

физ-ра.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI—IV вв. до н. э. — Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия — центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства. Также и система физического воспитания, популяризируемая Олимпийскими играми, дала свои плоды: греки были явно успешнее в поединках, навыки бега, кулачной борьбы, панкратия пригодились в битвах.

Популярность и успех  Олимпийских игр привели к  тому, что уже к началу VI в. и  в других частях Греции стали проводить  подобные соревнования. В 590 (или 582) г. до н. э. были реорганизованы Пифийские  игры в Дельфах, в 573 г. до н. э. — Немейские игры в Арголиде, в 572 г. до н. э. — Истмийские игры близ Коринфа. Все эти игры проводились раз в два или четыре года с таким расчетом, чтобы на каждый год выпадали какие-либо состязания. Атлет, побеждавший на всех четырех играх в течение одного периода, получал звание периодоника. В истории сохранились имена спортсменов, ставших периодониками даже несколько раз. Упоминавшийся выше Милон Кротонский занимает среди них первое место — периодоником он был шесть раз. В списках олимпийских победителей присутствует 46 периодоников.

В этот же период появляется звание "триаст" — тройной победитель, одержавший победу в сразу трех состязаниях, проходивших в один день — в  беге, двойном беге и в беге с  оружием. Два раза звание триаста  завоевывал родосец Леонидас, получивший на 4 Олимпиадах подряд 12 венков победителя.

Традиции, подготовка и  проведение Олимпийских игр

В праздничных состязаниях  могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Женщины, кроме жрицы Деметры, вольноотпущенники и рабы на соревнования даже в качестве зрителей не допускались под страхом смертной казни.

За всю многовековую историю древних Олимпиад только одна женщина нарушила запрет и появилась  в Олимпии во время Игр. Это  была Ференика - дочь знаменитого кулачного  бойца, которая руководила подготовкой  своего сына к Играм. Когда юноша  отправился в Олимпию, Ференика, переодевшись в костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась его поздравлять. Все поняли, что период ними переодетая женщина, Ференике грозила казнь. И только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов, должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой.

 Число зрителей  и исполнителей было очень  велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, и поэты и художники - чтобы знакомить публику с своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздники особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, а другая - религиозным обрядам, с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов; в 18 принимали участие взрослые, в 6 - мальчики; никогда все отделы не исполнялись за один раз.

     В программу  античных игр входили:

  • бег на различные дистанции
  • бег на выносливость и в полном вооружении воина
  • греко-римская борьба и панкратион (борьба без правил)
  • кулачный бой
  • гонки колесниц
  • пентатлон (пятиборье, включавшее бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу)
  • скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю и бежать за лошадью
  • состязание герольдов и трубачей.

 В борьбе участвовали  только финалисты – два лучших  по результатам предыдущих четырёх  дисциплин атлета. Правила, конечно,  существовали, но очень либеральные.1 Допускались к участию в Олимпийских Играх только мужчины. Но вовсе не только спортсмены-любители, как обычно считается. До 472 г. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, были назначаемы по жребию из элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков, судей, было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с 103 олимпиады (368 г. до РХр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады их считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имели на стадии особые места. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке. И дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками. Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески. Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали жребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание.

      Постепенно Олимпиады завоевали признание всех государств расположенных на Пелопоннесском полуострове, а к 776 г до н. э. приобрели общегреческий характер. Именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

      Канун торжественного открытия Игр вблизи стадиона на берегу реки Алфей раскидывался древний палаточный городок. Сюда кроме множества поклонников спорта устремлялись и торговцы различными товарами, владельцы развлекательных заведений. Так еще в древние времена забота о подготовке к играм вовлекала в организационные дела самые разные социальные слои населения Греции. Пять дней официально длился Греческий фестиваль, посвященный прославлению физической силы и единства нации, поклоняющейся обожествленной красоте человека

     В Играх  также участвовали государственные  деятели, писатели, поэты, историки, философы. Так, например, известный полководец и государственный деятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованиях по панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратиона Алкивиад укусил противника. “Ты кусаешься, как женщина”, – воскликнул тот. Но Алкивиад возразил: “Не как женщина, а как лев!” В кулачных боях участвовал выдающийся древнегреческий математик и философ Пифагор. Наибольшего расцвета Олимпийские игры достигли во времена так называемого “золотого века” Греции (500 – 400 гг. до н. э). Но постепенно с распадом древнегреческого общества Олимпиады все больше и больше теряли свое значение.

Традиция зажжения Олимпийского огня

История свидетельствует  о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами.

     Фигура  этого титана остается и ныне  одним из самых ярких образов  в Греческой мифологии. Выражение  «прометеев огонь» означает стремление  к высоким целям в борьбе  со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?

     Во время  летнего солнцестояния участники  соревнований и организаторы, паломники  и болельщики воздавали почести  богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

     Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

  • Среди олимпийских ритуалов особой эмоциональностью окрашена церемония зажжения огня в Олимпии и доставки его на главную арену игр. Это одна из традиций современного Олимпийского движения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда – континенты, с помощью телевидения могут наблюдать миллионы людей. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в город летней Олимпиады, было положено в 1936 г. С тех пор церемонии открытия Олимпийских игр обогатились волнующим зрелищем зажжения на главном олимпийском стадионе огня от факела, пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев – торжественный пролог Игр в течение более четырех десятилетий. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем 3075 километровый путь по дороге Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие.

Общекультурное  значение Олимпийских игр

Будучи местом проведения Олимпийских игр, Олимпия была историческим и культурным центром Древней  Греции с большим количеством  древнейших памятников, строительство  которых выходит к первой половине II тысячелетия до н. э. Святыми местами  считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя Зевса, высотой более 12 м, выполненная Фидиалом из слоновой кости и золота.

Олимпия сильно пострадала при Сулле, который позволил своим  солдатам в 85 г. до н. э. разграбить ее сокровища. Известно, что он приказал 175-ю Олимпиаду 80 г. до н. э. проводить в Риме.

Во время римского периода Олимпийские игры постепенно утрачивали былой размах и значимость. Олимпия приходила в упадок.

Внимание к городу вновь усилилось во II в. н. э. На Олимпийские  игры приезжали спортсмены из Александрии, Сирии, Финокии, Армении и т.д. Этот расцвет Олимпии связан с воздействием христианских идей на граждан Римской империи.

В IV в. н. э. Олимпийские  игры потеряли многие свои традиции, о  чем свидетельствует невнимание организаторов к фиксации имен победителей.

Вскоре после запрещения Олимпийских игр (394 г. н. э.) сооружения для проведения Игр были уничтожены, а в 522 и 551 г.г. н. э. сильные землетрясения окончательно разрушили Олимпию.

Древние Олимпийские  игры выполняли важные культурные, педагогические, экономические, военно-прикладные и политические функции. Они способствовали объединению полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи и, в конечном итоге, процветанию древнегреческой цивилизации.

О степени их популярности говорит хотя бы тот факт, что древнегреческий историк Тимей в основу летоисчисления положил счет времени по Олимпиадам. В тоже время Олимпийские игры существовали почти параллельно с рабовладельческим строем и являлись отражением его проблем и противоречий. Развитию Олимпизма мешало антидемократическое ограничение участия в соревнованиях, профессионализация, грубый индивидуализм и начало моральной деградации.

Заключение

 

     Многочисленные войны  со временем ослабили могущество  Эллады. В середине II века до нашей  эры Греция была завоевана Римом. Насильственное насаждение христианства в Римской империи привело не только к запрету древнегреческих богов, но и уничтожению олимпийских традиций. В 394 г. н.э. Римский император Феодосий I издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Олимпийских игр как языческих. Современные исследователи считают, что и после этого указа на Олимпийском стадионе продолжали проводить состязания. И тогда следующий римский император Феодосий II в 426 году приказал разрушить храм Зевса и выжечь Олимпию. Приказ был исполнен, и эра олимпийских игр древности закончилась.

     Отсчет  современных Олимпийских игр  был начат в Афинах в 1896 году. В наши дни Олимпиада – одно  из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему  слову техники – за результатами  следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения. Современное олимпийское движение унаследовало у Олимпиад древности принципы и идеалы. Девизом игр стал призыв к спортсменам всей планеты — CITIUS, ALTIUS, FORTIUS (БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ). С 1920 года он включен в эмблему Олимпиад.

Список литературы

 

  1. Блох Р. Происхождение олимпийских игр //

      Наука  и жизнь, № 11, 1969, с.117-122.

  1. Вилькин Я.Р. Откуда пошли олимпиады. - Минск: Полымя, 1980.
  2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: 1981.
  3. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970.
  1. Синицин С.Д. Олимпийские игры. Очерки по физической культуре

      Под  ред. К.П. Петрова, - М., 1938.

  1. Столбов В. В., Чудинов И. Г. История физической культуры. - М.: ФиС. 1970.

 

1 Борцам разрешалось, например, душить соперника, толкать его и выворачивать ему пальцы. Победителем считался тот, кто сумел три раза бросить соперника на землю.


Информация о работе Олимпийские игры в Древней Греции