Олимпийское образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:30, реферат

Описание работы

Дзюдо считается индивидуальным видом спорта, но на тренировках спорсмены работают в парах или даже в тройках. Поэтому занимающиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, понимать своего партнера, быть способными к перевоплощению, к “вчувствованию” в другого человека. Эти умения помогут спортсмену как в трениовочном процессе, так и в соревновательном, ведь очень важно уметь прочувствовать своего соперника: его спортивный стиль, характер, поведение.

Файлы: 1 файл

Psikhotekhnicheskie_igry.docx

— 20.84 Кб (Скачать файл)

Психотехнические игры направлены на создание игровой ситуации, которая имитирует какую - либо сферу жизни человека. Психотехнические игры, как метод предполагают творчество, общение, самопознание.

В чем-то почти каждая из психотехнических игр - миниатюрная модель соревнования. Нет единственно правильного  решения - всегда нужно искать свое собственное, и каждый раз заново. Участие в этих играх дает спортсмену бесценный опыт раскрепощения и  спонтанности, приобщает его к  искусству "отвечать без подготовки", позволяет пережить радость творческого  усилия, восторг неожиданных поворотов.

Работа с психотехническими  упражнениями - хороший стимул включения  неиспользованных психических резервов спортсмена. Она дает дополнительный толчок личностному развитию.

Дзюдо считается индивидуальным видом  спорта, но на тренировках спорсмены  работают в парах или даже в  тройках. Поэтому занимающиеся должны уметь взаимодействовать друг с  другом, понимать своего партнера, быть способными к перевоплощению, к “вчувствованию” в другого человека. Эти умения помогут спортсмену как в трениовочном процессе, так и в соревновательном, ведь очень важно уметь прочувствовать своего соперника: его спортивный стиль, характер, поведение.

Рассмотрим следующие психотехнические игры, помогающие спортсменам работать в парах и вгруппе и понимать друг друга.

  1. ''Монета''

Вооруженные карандашом, бумагой и  монетой участники располагаются  друг против друга. В каждом такте  игры участники скрытно выкладывают  свои монеты (на столе, на полу, у себя на ладони) “орлом” или “решкой” вверх и по сигналу одновременно показывают их друг другу. Время, отводимое на каждый такт, не ограничено: сигнал подается лишь после готовности каждого из игроков. Один из них работает “на согласование”. Он выигрывает такт в том случае, если обе монеты выпадают или “решками”, или “орлами”. Другой участник работает “на рассогласование” и выигрывает такт при выпадении “орел”—“решка” или “решка”—“орел”. Исходы каждого такта записываются участниками, что дает им возможность анализа хода борьбы и тактики соперника на всем протяжении игры. Длительность игры устанавливается заранее и может составлять в зависимости от “квалификации” участников от 25 до 50 тактов. Или же можно условиться играть до тех пор, пока разрыв не составит определенное количество (3—5) очков.

Рефлексивное мышление “работает” не только в поединке. В чем секрет сыгранности спортивной команды? В  четком распределении ролей между  игроками? Да. В отшлифованности  комбинаций на тренировках? Безусловно. В искусно разработанной тактической  схеме игры? Вне всякого сомнения. Но ведь игра постоянно выходит за рамки задуманного сценария, ежеминутно рождает непредусмотренные и  неотрепетированные ситуации, и нет  времени на пересмотр планов, некогда  договариваться. Действовать нужно  сиюсекундно, немедленно!

  1. ''Гомеостат''

Так называется прибор со множеством ручек и циферблатов, который используется психологами для изучения групповой совместимости. Наш “прибор” устроен несколько проще. Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все “выбрасывают” пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими “незаконными” способами пытаться согласовывать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели. Для того чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть ее в последующем такте игры, участники после каждого “выбрасывания” фиксируют на какое-то время положение своих растопыренных пальцев.

Помимо своего прямого назначения “Гомеостат” может быть использован  тренером или психологом для выявления  взаимоотношений между играющими. Если внимательно понаблюдать за ходом игры, то можно заметить одного или нескольких лидеров в группе, под которых подстраиваются остальные участники. Возможно, группа распадается на несколько группировок, имеющих свои установки на исход игры (например, половина играющих выбрасывает несколько раз подряд по три пальца, в то время как другая — по одному). Не исключено также и появление “негативиста”, упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

Если участникам наскучит этот сидячий  вариант рефлексивной игры, то можно  предложить ее подвижный аналог.

  1. ''Шеренга''

Участники выстраиваются в шеренгу  на расстоянии шага друг от друга и  лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза  и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно таким образом, чтобы после приземления оказаться  лицом к одной из стен (то есть на 90, 180, 270° и т.д.). Задача участников — после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутыми лицом в одну и ту же сторону.

Как правило, задача эта оказывается  для группы невыполнимой, и после  первого же хлопка участники стоят  повернутые кто куда. Для такой  перемешанной шеренги ведущий формулирует  новую задачу: прыгнуть так, чтобы  оказаться после приземления  повернутыми в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются по команде ведущего до тех пор, пока не будет достигнута эта цель.

  1. ''Побег''

Группа разбивается на пары. В  каждой паре одному из участников отводится  роль “заключенного”, а другому — роль “освободителя”. У “заключенного” имеется план “тюремной стены” с одной или несколькими “опорными точками”. Точно такой же план есть и у “освободителя”. Кроме того, каждый вооружен воображаемой киркой. Обоим нужно независимо друг от друга выбрать в стене одно и то же место для выдалбливания лаза, так как каждый из находящихся по разные стороны “тюремной стены” может продолбить за ночь только ее половину. После раздумий каждый из игроков скрытно от своего партнера отмечает на чертеже выбранное им место. Затем сличаются решения “заключенного” и “освободителя”.

Вместо “тюрьмы” можно предложить план площади, на которой нужно откопать или закопать клад, место встречи  в московском метрополитене, время  свидания и прочее.

  1. ''Выбор''

Участники рассаживаются в круг. По команде ведущего каждый из них  должен указать пальцем на одного из своих товарищей по группе — допустим, на того, с кем он хотел бы составить пару в какой-то другой игре. Цель играющих — добиться в одной из попыток такого выбора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Эта рефлексивная игра несколько сложнее  предыдущих. Она требует от участников учета очень многих моментов и  завершается обычно лишь после долгих и безуспешных попыток. Упорно возникают  в каждом такте “роковые” многоугольники, и лишь постепенно “нащупывают” друг друга и обособляются в пары некоторые  игроки. Вошедшие в такие пары, как  правило, выключаются из дальнейшего  общего поиска решения тем, что в  каждой последующей попытке продолжают выбирать друг друга. Это значительно  облегчает работу остальным участникам. Изредка случается так, что одна из сложившихся пар “разваливается”  на очередном такте игры. На такие  случаи следует обратить особое внимание.

Наиболее драматично игра протекает  в тех случаях, когда число  участников нечетное и кто-то из них заведомо должен остаться без пары. Следует иметь в виду, что такой вариант игры, особенно если он проводится в детских спортивных коллективах, может сопровождаться болезненными ударами по самолюбию участников. Поэтому здесь от ведущего требуются особая осмотрительность и понимание реальных взаимоотношений между членами группы. Игра в нечетном составе утрачивает характер только тренировки рефлексивного мышления и приобретает в глазах ее участников взаимоотношенческий смысл, не столь выраженный при четном количестве игроков.

 

Рекомендации по включению  данных игр в учебно-тренировочный  процесс

Прежде всего, необходимо заинтересовать участников игр. Одних можно привлечь разъяснением предполагаемой пользы занятий, другим желательно показать какой-нибудь необычный феномен (например, обезболивание  или мнемотехнику), третьим необходимо привести убедительные примеры из спортивной практики. Если игры проводятся в форме  соревнования, стимулом будет звание победителя и приз; если как развлечение — новизна и необычность.

После того как состав группы определен  и участники заинтересованы, желательно собрать некоторые сведения о  понимании ими своих задач. Предложите каждому (письменно или устно) ответить на вопросы: “Нужна ли мне психологическая  подготовка? какие я ставлю перед собой задачи в этом плане? чего я ожидаю от предстоящих занятий?” Полученная информация заносится в личную карту участника.

Психотехнические игры можно проводить  как в подготовительной части  тренировочного занятия, так и в  заключительной. Особенно эффективно проведение игр на учебно-тренировочных  сборах когда спортсмены постоянно находятся вместе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Петрусинский В.В. Психотехнические игры и упражнения. Техники игровой психокоррекции/ В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова. – М., 2010
  2. Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. – СПб., 2002
  3. Цзен, Н.В. Психотренинг: игры и упражнения/Н.В.Цзен, Ю.В. Пахомов. – М., 1988

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта

 

 

 

 

Психотехнические игры и  упражнения при работе  с юными спортсменами в дзюдо

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса

тренерского факультета,

506 группы

Быстрова Я.А.

 

 

 

Санкт-Петербург

2012


Информация о работе Олимпийское образование