Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:41, реферат

Описание работы

Составная часть физического воспитания, занимающаяся вопросами, связанными с подготовкой к трудовой деятельности, получила свое название - профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Профессионально-прикладная физическая подготовка является тем средством, которое помогает студенту адаптироваться к тем обстоятельствам, которые его ждут в профессиональной деятельности. Все комплексы упражнений, которые помогают будущему специалисту, должны преподаваться в вузе плюс должна быть дополнительная самостоятельная физическая подготовка.

Содержание работы

Введение
1. Понятие ППФП
1.1 Общее понятие ППФП
1.2 ППФП студентов в вузе
2. Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе
2.1 Организация ППФП студентов в вузе
2.2 Формы ППФП студентов в вузе
2.3 Средства ППФП студентов в вузе
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

        Общеприкладные. Общеприкладные упражнения в процессе ППФП используются в содержании прикладных видов физкультурной деятельности. Такие упражнения способствуют становлению широкого круга прикладных двигательных умений и навыков, физических качеств, специальных знаний и умений, а также целостных прикладных умений (например, умения плавать, нырять в профессиях морского и речного флота).

        Специально-прикладные. Особая роль принадлежит специально-прикладным упражнениям. Они могут иметь самостоятельное значение (формирование точности движений на кинематографе; ловкости и быстроты движений пальцев рук), либо являться содержанием элементов видов спорта (точность движений вырабатывается за счет бросков мяча в баскетболе). Как правило, специально-прикладные упражнения имеют узкоспециализированный характер воспитания профессиональных компонентов физических качеств, двигательных умений и навыков, специальных двигательных и психофизиологических качеств, функциональных и личностных качеств и черт.

        Естественные силы. В группу средств естественных сил природы входят, прежде всего, солнечная радиация, температура воздуха и воды. Естественные силы природы могут выступать в самостоятельном виде как средство закаливания, общего оздоровления, активного отдыха и восстановления, а также как сопутствующие факторы дополнения и усиления эффективности физических упражнений (занятия на воздухе, игры на воде и т.п.). При использовании естественных сил природы важно обеспечить повышение общих и прикладных адаптационных свойств и качеств организма.

        Гигиенические. Гигиенические средства в процессе ППФП также могут использоваться в качестве создающих условия для полноценных занятий физическими упражнениями. К их числу относят режим дня, питания, отдыха; нормы личной и общественной гигиены, и, главное, оптимальную физическую нагрузку в ходе занятий. Кроме того, гигиеническая ценность определяется соблюдением правил занятий физическими упражнениями (чистота воздуха, освещенность, гигиена одежды, отдыха, бытовая обеспеченность занятий: раздевалки, душевые).

        Вспомогательные и дополнительные. Вспомогательные и дополнительные средства ППФП направлены, прежде всего, на повышение образовательного уровня учащейся молодежи, использование различных восстановительных процедур, а также нетрадиционных видов физкультурной деятельности.

       Образовательный аспект представлен знаниями и умениями, которыми должен овладеть студент в ходе ППФП; знания ценностей физической культуры и способов овладения ими; организаторские навыки; формы занятий физическими упражнениями в режиме учебного и рабочего дня и т.п.

        Восстановительные средства включают: массаж (профилактический, лечебный, общий, носящие восстанавливающий и корригирующий характер профзаболеваний); использование сауны; специальное питание и витаминизацию (при особо тяжелых видах производственных работ).

        Обращение к нетрадиционным средствам физкультурной деятельности (в том числе и при решении задач ППФП) особенно заметно в современной спортивной педагогике в последнее время. В частности, занятия ритмической и атлетической гимнастикой, помимо высокой эмоциональности, привлекательности, обеспечивают скорый и целенаправленный эффект в укреплении необходимых мышечных групп, воспитании практически всех физических качеств и их специальных компонентов. В этой связи есть все основания утверждать, что при условии подбора специальных упражнений в содержании комплексов ритмической и атлетической гимнастики будет достигнут значимый эффект в совершенствовании профессиональной физической подготовленности.

         Анализ многочисленных литературных данных позволяет утверждать, что использование элементов хатха-йоги, аутогенной тренировки, психогигиенической саморегуляции достаточно эффективно в подготовке здорового человека к какой-либо деятельности, в том числе и профессиональной.

        При этом указывается, что при высоких нервно-эмоциональных условиях спортивной и профессиональной деятельности элементы хатха-йоги, аутотренинга и психогигиенической саморегуляции в сочетании с другими средствами и методами совершенствования человека обеспечивают укрепление здоровья, повышение общей и профессиональной работоспособности, психофизическое самосовершенствование, регуляцию эмоционального состояния, активизацию психических и физических функций, профилактику и лечение болезней, формирование адекватных форм поведения, развитие умственных способностей и совершенствование всей личности.

       Таким образом, хатха-йога, аутотренинг и психогигиеническая саморегуляция создают существенные предпосылки для целенаправленной регуляции человеком своего состояния, повышения адаптационного потенциала. Настоящее позволяет рассматривать эти нетрадиционные виды физкультурной деятельности в качестве возможного средства ППФК // 4.

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

        Результативность многих видов профессионального труда во многом зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма. В свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности эта зависимость получила научное объяснение (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Использование ее на практике и привел к становлению особой разновидности физического воспитания — профессионально-прикладной физической подготовки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка является тем  средством, которое помогает студенту адаптироваться к тем обстоятельствам, которые его ждут в профессиональной деятельности. Все комплексы упражнений, которые помогают будущему специалисту, должны преподаваться в вузе плюс должна быть дополнительная самостоятельная физическая подготовка. Это будет несомненным преимуществом, ведь можно быстрее и легче адаптироваться к условиям низких или высоких температур, к повышенным физическим перегрузкам, улучшить работу вестибулярного аппарата, например, – благо все это тренируется. Эти тренировки и называются ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка).

ППФП – это путь к самодостаточной, эффективной, уверенной  и здоровой жизни.

       На сегодняшний день в нашей стране ППФП осуществляется в качестве одного из разделов обязательного курса физического воспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе научной организации труда в период основной профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо по характеру и условиям труда.

 Причины и обстоятельства, необходимые для дальнейшего  совершенствования и внедрения  ППФП в систему образования  и сферу профессионального труда:

1) время, необходимое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них в большей степени зависит от уровня функциональных возможностей организма, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

2) несмотря на снижение  доли мышечных усилий в современном материальном производстве, производительность достаточно многих видов профессионального труда прямо или косвенно остается зависимой от физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.;

В целом же стабильное физическое состояние, без которого не мыслится здоровье и эффективное функционирование организма человека, остается важнейшей предпосылкой устойчиво высокой плодотворности любого профессионального труда;

3) все еще остается  проблема негативного влияний  определенных видов профессионального  труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры;

4) социальный и научно-технический  прогресс заставляют человека  постоянно совершенствовать свои  профессиональные навыки и способности.  Их развитие неотделимо от  физического совершенствования  индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Информация о работе Организация, формы и средства ППФП студентов в вузе