Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 17:57, реферат
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
1. Введение ______________________________________ 2-3 стр.
2. Начальное ознакомление детей со спортом________________________________________4-5 стр.
3. Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий_______________________________________ 5-7 стр.
4. Режим дня в семье как основа здорового образа жизни_________________________________________ 8-10 стр.
5. Рациональное питание в семье как средство поддержания членов семьи в хорошей форме_____________________10-13 стр.
6. Основные формы физического воспитания в семье__________________________________________ 13-16 стр.
7. Заключение____________________________________ 17 стр.
8. Литература_____________________________________ 18 стр.
Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания.
Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий и учебно-спортивной базы.
Занятия организуются по циклам, каждый из которых по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.
Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное.
Каждое отделение имеет особенности комплектования специфические задачи.
Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения.
Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.
Первым критерием распределения студентов по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года.
После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.
Вторым критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.
В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам.
Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности.
Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.
В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом.
Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.
В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.
Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, на формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.
На специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.
Учебные группы этого отделения комплектуются с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов.
Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.
Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на:
• укрепление здоровья,
• закаливание организма,
• повышение уровня физической работоспособности;
• возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
• ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
• приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.
Занятия для студентов, зачисленных на это отделение, являются обязательными и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.
Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.
Несмотря на оздоровительно-
Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года.
Зачётные требования и обязанности студентов
Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных соревнований.
Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.
К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.
Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра.
В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:
• систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
• повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;
• выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;
• соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
• регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;
• активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
• проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;
• иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий.
Возрастное воспитание складывается не только из тренировки и развития их в «образовательный» период жизни (7 –25 лет) , но и в дальнейший период ( для людей среднего и пожилого возраста ) , что является вторым этапом в жизни человека при воспитании физических качеств .
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом - кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.
В оздоровительной тренировке (так же, как и в спортивной) различают следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями.
Заключение.
Физическая культура является сферой массовой самодеятельности в обществе. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции студента и способствует сформированию его жизненных мотивов. У студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность, они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики со стороны общества. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, они более энергичны, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль. Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов. Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями.
Список использованной литературы:
Грузенкин В.И. К вопросу о физической культуре в вузе// Теория и практика физич.культуры. -1994. -№7
Физическая культура личности студента: Сб.ст./ Под ред. Н.Е.Ковалева. -М., 1991.-182 с.
Физическое воспитание студентов: Учебн.пособ./ Под ред. Б.И.Новикова. -М.:МГУ, 1990. 231с.
Лотоненко А.В. Физическая культура, спорт и работоспособность студентов. -Воронеж: ВГУ, 1986. -140с.
1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.
2.Коц Я.М., Спортивная физиология. -М.: Физкультура и спорт, 1986.
Информация о работе Организация спортивно-массовой работы в вузе