Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:56, реферат

Описание работы

Естественно-научные основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….... 3
Основные понятия………………………………………………………… 5
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней
среды на организм человека………………………………………………9
Физическая и умственная деятельность человека. Утомление и переутомление при физической и умственной работе…………………13
Совершенствование обмена веществ под воздействием направленной физической тренировки…………………………………………………..14
Воздействие физической тренировки на кровь, кровеносную
систему…………………………………………………………………….16
Двигательная активность в повышении функций отдельных внутренних органов и систем человека…………………………………18
Опорно-двигательный аппарат………………………………………….19
Физиологические изменения в процессе тренировок………………….21
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 51.16 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 Введение ……………………………………………………………………….... 3

  1. Основные понятия………………………………………………………… 5
  2. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система. Воздействие внешней

среды на организм человека………………………………………………9

  1. Физическая и умственная деятельность человека. Утомление и переутомление при физической и умственной работе…………………13
  2. Совершенствование обмена веществ под воздействием направленной физической тренировки…………………………………………………..14
  3. Воздействие физической тренировки на кровь, кровеносную

систему…………………………………………………………………….16

  1. Двигательная активность в повышении функций отдельных внутренних органов и систем человека…………………………………18
  2. Опорно-двигательный аппарат………………………………………….19
  3. Физиологические изменения в процессе тренировок………………….21

Заключение………………………………………………………………………26

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком  как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, соииально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Естественно-научные основы физической культуры – комплекс медико-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, особенностями социально-бытовых условий жизни и общественных взаимоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма современного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единства организма с внешней природной и социальной средой.

Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся  биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

Без знаний о строении человеческого  тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, об особенностях протекания сложных  процессов его жизнедеятельности  нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе  и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических  наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического  воспитания и спортивной тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  понятия

Естественно-научные, социально-биологические основы физической культуры - это комплекс медико-биологических, гуманитарных и социальных знаний, в первую очередь по анатомии, физиологии, морфологии, биологии, гигиене, педагогике, психологии, культурологии, социологии, медицине, на достижениях которых базируется теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки.

Организм человека - это единая сложная высокоорганизованная биологическая  система, находящаяся в постоянном взаимодействии с изменяющимися  условиями окружающей среды и  обладающая способностью саморегуляции и саморазвития, а именно, способностью к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации и совершенствованию механизмов управления биологическими процессами.

Функциональные системы организма - это группы органов, обеспечивающие протекающие в них согласованные  процессы жизнедеятельности. К ним  относятся нервная, кровеносная, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная (железы внутренней секреции), сенсорная (органы чувств), половая и иммунная система. Они осуществляют свои функции в теснейшем взаимодействии.

Нервная система - одна из важнейших  систем, которая обеспечивает координацию всех протекающих в организме человека процессов и взаимосвязь организма и внешней среды.

Основные функции нервной системы:

1)восприятие действующих на  организм как внутренних, так и внешних раздражителей;

2)проведение и обработка воспринимаемой  информации;

3)формирование ответных и приспособительных  реакций.

Нервная система делиться на центральную  нервную систему (ЦНС) и периферическую. К ЦНС относиться головной и спинной мозг. К периферической -нервные волокна, нервы, соединяющие нервные клетки между собой, а также нервные клетки во всех органах человека. Нервная система условно делиться на соматическую и вегетативную. Соматическая нервная система обеспечивает регуляцию двигательного аппарата; вегетативная обеспечивает и регулирует протекание процессов обмена веществ и работу внутренних органов и систем.

Особую роль в ЦНС играет кора больших полушарий головного мозга. Именно она формирует деятельность организма как единого целого в его взаимоотношениях с окружающей средой. По И.П. Павлову, кора является распорядителем и распределителем всех функций и всей деятельности организма. Кора - это вместилище всей нашей интеллектуальной жизни, это мастерская наших желаний, мыслей, воли и чувств.

Деятельность коры больших полушарий  носит название высшей нервной деятельности (ВНД).

Важными показателями ВНД являются:

1)сила нервных процессов -характеризуют  настойчивость, смелость, активность, целеустремленность;

2)уравновешенность нервных процессов  - характеризует устойчивость настроения, сдержанность характера, особенность по ведения в коллективе, семье, взаимоотношения с товарищами;

3)подвижность нервных процессов  - характеризует быстроту освоения двигательных навыков, быстроту переключения с одного вида деятельности на другой, приспособляемость к новым условиям жизни, способность быстро проанализировать ошибки и внести коррективы в программу двигательных действий в конкретной изменяющейся окружающей внешней обстановке.

Экспериментальные данные и наблюдения показывают, что в процессе занятий спортивными упражнениями и особенно в процессе спортивной тренировки растут сила и подвижность нервных процессов и увеличивается их уравновешенность. Физические упражнения могут исправлять врожденные особенности нервной деятельности, изменять их в желаемом направлении и в этом заключается одна из важнейших сторон социального и биологического значения физического воспитания и спорта. Часть своих функций ЦНС осуществляет через систему органов внутренней секреции, эндокринные железы, вырабатывающие и выделяющие в кровь гормоны, которые в свою очередь являются важными регуляторами деятельности функциональных систем.

Гомеостаз - постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, содержания глюкозы в крови и т.п.). Это постоянство физико-химических и биологических свойств внутренней среды не является абсолютным, а носит относительный и динамический характер. Оно регулируется с помощью совокупности сложных приспособительных реакций организма, направленных на устранение или максимальное ограничение действия различных факторов внешней и внутренней среды, нарушающих его.

Саморегуляция и самосовершенствование организма реализуются главным образом через совершенствование в организме механизмов адаптации (приспособления) к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, производства, быта. Физическая тренировка вместе со сбалансированным питанием обусловливают эффективность саморегуляции и самосовершенствования организма.

Адаптация - процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования. Различают несколько видов адаптации. Специфическая адаптация - совокупность изменений в организме, обеспечивающих постоянство его внутренней среды. Общая адаптация -совокупность изменений, приводящих к мобилизации энергетических и пластических (образование белка) ресурсов организма. Срочная адаптация -изменения, которые развиваются непосредственно во время воздействия какого-либо фактора (например, физической нагрузки) за счет имеющихся в организме человека функциональных возможностей. Долговременная адаптация - развитие структурных и функциональных возможностей организма в результате многократного повторения срочных адаптационных

процессов. Адаптивные реакции, направленные на устранение или ослабление функциональных сдвигов в организме, вызванных  неадекватными факторами среды, называют компенсаторными механизмами.

Компенсаторные механизмы - это  динамичные, быстро возникающие физиологические средства аварийного обеспечения жизнедеятельности организма. Они мобилизуются, как только организм попадает в неадекватные условия, и постепенно затухают по мере развития адаптационного процесса. Например, под воздействием холода усиливаются процессы производства и сохранения тепловой энергии, повышается обмен веществ, в результате рефлекторного сужения периферических сосудов (особенно кожи) уменьшается теплоотдача.

Компенсаторные механизмы служат составной частью резервных сил организма. Обладая высокой эффективностью для развития устойчивых форм адаптационного процесса, они могут достаточно долго поддерживать относительно стабильный гомеостазис.

Гипоксия (кислородное голодание) - пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях. Возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови, при нарушении биохимических процессов тканевого дыхания.

Максимальное потребление кислорода (МПК) – наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельно-интенсивной мышечной работе. Отражает эффективность взаимодействия дыхательной, сердечнососудистой и кровеносной систем.

Величина МПК определяет функциональное состояние этих систем и характеризует степень тренированности организма к длительным физическим нагрузкам.

Рефлекс - реакция организма на раздражение, поступающее из внутренней и внешней среды, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Биологическая сущность рефлекса заключается в приспособлении организма к этим изменениям. С помощью механизма рефлекса осуществляется единство организма и среды. Всякое мышечное движение имеет рефлекторную природу, рефлекторным же путем регулируется деятельность всех внутренних органов и систем.

Экологические факторы - показатели окружающей человека внешней среды, отражающие состояние воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, световых потоков, геомагнитных и электромагнитных полей и т.п.

 

 

2. Организм  человека как единая саморазвивающаяся  и

саморегулируемая биологическая система. Воздействие

внешней среды  на организм человека

Организм представляет собой единую сложную систему. В организме клетки и межклеточное вещество образуют ткани, из тканей построены органы, органы объединены в системы. Все клетки, ткани, органы и системы органов тесно связаны друг с другом и взаимно друг на друга влияют.

В основе жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: усвоение питательных веществ (ассимиляцию) и распад органических веществ (диссимиляцию).

В клетках и тканях происходит постоянное расщепление сложных веществ, входящих в их состав, на более простые. Одновременно осуществляется их восстановление за счет других веществ, поступающих в клетки и ткани извне. Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счет которой совершаются все процессы в органах и тканях, (сокращение мышц, работа сердца, мозга и т.д.), в том числе и ассимиляция.

В процессе жизнедеятельности организма, в основе которой лежит

обмен веществ, устанавливается тесная связь и взаимодействие между различными органами и системами органов. Рассмотрим это положение на примере скелетной мышцы. В мышце, как и в других органах, происходит

обмен веществ. Поэтому необходимо постоянное поступление питательных веществ и кислорода, которые доставляются кровью по кровеносным сосудам. В свою очередь в кровь эти питательные вещества поступают из пищеварительной системы, а кислород - из дыхательной системы (через легкие). Образующиеся в процессе обмена продукты распада из мышц поступают в кровь, доставляются в органы выделения и через них выводятся наружу. Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращениям сердца, работа которого, как и других органов, регулируется нервной системой и т.д.

Информация о работе Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулируемая биологическая система