Основные факторы, определяющие здоровье. Показатели здоровья. Индивидуальное и общественное здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Все факторы, определяющие здоровье, делят на факторы, укрепляющие здоровье («факторы здоровья») и факторы, ухудшающие здоровье («факторы риска»).
В зависимости от сферы влияния все факторы объединены в четыре основные группы:
1) факторы образа жизни (50% в общей доле влияния);
2) факторы внешней среды (20% в общей доле влияния)

Содержание работы

Основные факторы, определяющие здоровье. Показатели здоровья. Индивидуальное и общественное здоровье. (воп. 2)
Двигательная активность и здоровье человека. Физиологические основы физической культуры. (воп. 15)
Валеология - учение о здоровье и здоровом образе жизни. Место валеологии в системе наук. Классификация валеологии. (воп. 20)
Здоровье как социальная ценность Состояние здоровья населения России. (воп.1)

Файлы: 1 файл

валеология.docx

— 40.65 Кб (Скачать файл)

    О физической  форме человека свидетельствует  состояние ее основных составляющих:

    - сердечно-дыхательной  выносливости - способности выдерживать  в течение длительного времени  физическую нагрузку умеренной  интенсивности; показатель того, насколько эффективно сердце и легкие обеспечивают организм кислородом при длительной физической активности;

    - мышечной силы  и выносливости, необходимых для  поднятия, перемещения и толкания  предметов и выполнения других  действий, в том числе в течение некоторого времени и повторно;

    - скоростных качеств,  необходимых для передвижения  с максимальной скоростью, прыжков,  перемещений в единоборствах  и спортивных играх;

    - гибкости, характеризующей  пределы движения отдельных звеньев организма.

    Объем двигательной  активности и физических нагрузок  следует контролировать. Достаточно надежными критериями для этого являются самочувствие, аппетит, сон.

 

  1. Физиологические основы физической культуры.

Условия жизни современного человека сопряжены со все более значительным снижением его двигательной активности, что пагубно сказывается на его здоровье. В сложившейся ситуации выход может быть только в целенаправленной физической культуре, которая могла бы компенсировать возникший двигательный дефицит. Правда, еще в XIX столетии М. Рубнером было сформулировано так называемое правило поверхности тела, которое, казалось бы, противоречит идее физической культуры. Суть этого правила заключается в том, что любому теплокровному организму на его жизненный цикл отпускается строго определенная норма жизненной энергии (по утверждению последователей М. Рубнера, – это около 38 000 ккал/кг массы тела). Отсюда и широко известный в биологии факт, что чем меньше физические размеры животного, тем короче во времени его жизненный путь. Обусловлено это тем, что отношение поверхности тела к его массе у мелких животных больше, чем у крупных. В этом случае и теплоотдача с единицы поверхности тела у первых также выше, поэтому, чтобы избежать переохлаждения, им приходится поддерживать высокий уровень обмена веществ. Действительно, и температура тела, и потребление кислорода на единицу массы тела, и частота сердечных сокращений у мелких животных выше. Это означает, согласно правилу поверхности, что отпущенную ему долю жизненной энергии мелкое животное использует быстрее, поэтому оно и живет меньше. Но в таком случае и занятия физкультурой, сопровождающиеся активизацией обмена веществ, должны вести к укорочению жизни физкультурника.

Противореча таким взглядам, И.А. Аршавский заметил, что продолжительность  жизни имеющих примерно одинаковые размеры и массу животных, но отличающихся различной степенью двигательной активности, заметно отличается. Это дало ученому  основание сформулировать «энергетическое  правило скелетных мышц» (ЭПСМ). Оно  заключается в том, что в результате выполненной работы энергетический потенциал организма не только не снижается, но и возрастает. Благодаря  этому проявляется двойной полезный эффект физической тренировки:

1. У тренированного человека  возрастают функциональные резервы,  возможности организма по сравнению  с нетренированным.

2. Физически тренированный  организм работает более экономично, и в каждый данный период  времени на поддержание своей  жизнедеятельности тратит меньше  энергии, чем тот, в котором  сами эти процессы нарушены.

Хотя большинство специалистов считает спорт частью физической культуры, к сожалению, довольно часто  эти понятия совмещаются.

 Физическая культура — это часть общечеловеческой культуры, направленная на использование различных видов двигательной активности в целях поддержания и укрепления своего здоровья.

 Спорт — это целенаправленное использование специализированных физических упражнений для достижения высоких результатов их выполнения в условиях соперничества с другими людьми.

Таким образом, целью физической культуры является здоровье, а спорта – итоговый спортивный результат  и победа над соперниками, но зачастую достигаемые не для, а вопреки здоровью. Важно и то, что физическая культура предполагает использование широкого арсенала средств, направленного на достижение высокого уровня функционирования всех физиологических систем и организма в целом. В спорте же результат достигается преимущественно за счет специализированных нагрузок, причем часто при этом страдают те функциональные системы организма, которые непосредственного участия в достижении результата не принимают или – наоборот – испытывают чрезмерные нагрузки.

 

Валеология - учение о здоровье и здоровом образе жизни. Место валеологии в системе наук. Классификация валеологии.

 

  1. Валеология - учение о здоровье и здоровом образе жизни.

Валеология - есть межнаучное направление о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования, сохранения и укрепления в конкретных условиях жизнедеятельности. Валеология как учебная дисциплина представляет собой совокупность знаний о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом заключается одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, большинство из которых разрабатывают всеобщие для данного контингента рекомендации.

Объектом валеологии является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек во всем безграничном многообразии его психофизиологического, социокультурного и других аспектов сущности. Это очень важное обстоятельство, так как именно здоровый и находящийся в переходном к болезни состоянии организма человека оказывается вне сферы интересов здравоохранения до тех пор, пока его состояние не перейдет в патологию. Имея же дело со здоровым или находящимся в группе риска организмом, валеология использует функциональные резервы человека для сохранения здоровья преимущественно через приобщение его к здоровому образу жизни.

Методом валеологии является качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья человека, а также исследование путей их повышения. Если качественную оценку здоровья традиционно в своей практике использует медицина, то количественная оценка индивидуального здоровья успешно развивает и дополняет качественный анализ. Благодаря этому специалист и сам данный человек приобретают возможность динамической оценки уровня своего здоровья и определения соответствующих корректив образа жизни.

Целью валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней сред. В этом отношении в теоретическом плане целью валеологии является изучение закономерностей формирования здоровья и разработка путей моделирования и достижения здорового образа жизни. В практическом же плане цель валеологии – в разработке мер и путей формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Основными задачами валеологии являются:

– Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.

– Формирование установки  на здоровый образ жизни.

– Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому  образу жизни.

 

  1. Место валеологии в системе наук.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины - болезнь и больной, а у гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Хотя валеология и имеет свою сферу деятельности, следует отметить, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести четкую грань, разделяющую их, так что интересы валеологии порой довольно тесно взаимопереплетаются с интересами, например, гигиены, санологии, профилактики заболеваний.

Основные понятия, определяющие закономерности здорового бытия  человека, следующие: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни. Разумеется, при рассмотрении этих понятий будет затронут и целый ряд других, характеризующих основные.

Жизнь - высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ - непременным условием жизни, способности к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д. По определению Ф. Энгельса, «жизнь есть способ существования белковых тел, и 'этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел».

Гомеостаз, или гомеостазис, - свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды.

Именно этот показатель - способность к гомеостазу - зачастую рассматривается как биологическая  основа здоровья.

Для сохранности биохимических  и функциональных констант организма  необходимо поддержание постоянной температуры всего организма, его  частей и систем и даже органов, содержания глюкозы, рН и других физико-химических свойств крови, стабильности клеточного состава и т.д.

Адаптация (приспособление, приспособительные реакции) есть развитие новых, биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Генотип и фенотип.

 Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах. В более широком смысле это совокупность всех наследственных факторов организма. Генотип формируется как закономерное следствие генетического развития, обусловленного совершенствованием адаптационных механизмов к относительно постоянным и меняющимся условиям внешней среды.

Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которых протекает его развитие.

Принадлежность к виду Homo sapiens совсем не означает, что все его представители генотипически идентичны. В этом отношении все люди отличаются рядом гено - и фенотипических особенностей:

- адаптивного характера,  детерминированного климато-гео-графическими факторами; поэтому адаптация эскимоса к условиям Центральной Африки (как и эфиопа - к условиям тундры) окажется довольно неадекватной;

- историко-эволюционного  характера в виде этноса, отличающегося  своими специфическими религиозными, национальными, культурологическими  и т.д. особенностями, поэтому,  например, скандинавский этнос отличается  от монголоидного;

- социального характера,  ведущего к различиям в образе  жизни, культуре, социальных притязаниях  и др., между интеллигентом и  крестьянином, горожанином и жителем  деревни;

- экономического характера,  обусловленного принадлежностью  к той или иной социально-экономической  группировке (банкир и рабочий,  бизнесмен и клерк).

Таким образом, характер жизнедеятельности  организма предполагает ее детерминированность  генотипической программой и условиями  жизни. Это означает, что развитие особи в каждый данный момент и  в перспективе есть единый процесс  жизни, отнюдь не предопределенный полностью  его генотипом, а детерминированный  ее внутренней программой, в которую  генетическая компонента включается лишь в качестве исходного базиса, который  корректируется по ходу жизни. Такое  саморазвитие, самопрограммирование особи осуществляется под воздействием внешней среды.

 

  1. Классификация валеологии.

 

Несмотря на свою очевидную  молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.

В настоящее время в  валеологии можно выделить следующие основные направления.

Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.

Общую валеологию можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает методы и критерии оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Вероятно, уже в ближайшее  время возможности медицинской  валеологии будут значительно расширены в сфере реабилитации, где на смену доминирующим средствам – фармакологии, ножу и покою – все в большей степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к корректировке понятий «здоровье» и «болезнь». Несомненное значение должна приобрести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства. Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура.э

Информация о работе Основные факторы, определяющие здоровье. Показатели здоровья. Индивидуальное и общественное здоровье