Основные формы физической активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:22, реферат

Описание работы

Регулярная физическая активность на протяжении многих веков считалась важным компонентом здорового образа жизни. В последнее время это положение подтвердилось новыми научными доказательствами. Выяснилось, что физическая активность оказывает положительное влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека, являясь одним из факторов профилактики рецидивов хронических заболеваний. Если вы начнете регулярно заниматься гимнастикой, то будете чувствовать себя более энергично, избавитесь от мышечных напряжений, связанных со стрессовыми ситуациями, у вас изменится отношение к работе, к себе, к жизни. У вас станет более ясным ум, вы будете лучше и моложе выглядеть, прямее держаться, станете стройнее.

Файлы: 1 файл

реферат по физре.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Различные по направленности воздействия на организм тренажёры могут быть объединены в одном универсальном устройстве. Так, например, с помощью гимнастического комплекса «Здоровье» можно развивать практически все двигательные качества.

Цели  оздоровительных тренировок на тренажерах: развитие правильной осанки; коррекция  различных проблем позвоночника; жиросжигающие тренировки; снижение избыточного веса; улучшение функциональных возможностей организма; занятия при различных отклонениях в состояниях здоровья.

Цели  реабилитационных тренировок: восстановление после травм; ликвидация дисбаланса физического развития;  улучшение  подвижности суставов.

Под принципами понимают основополагающие закономерности, выражающие основные требования к построению, содержанию и организации тренировочного процесса.

Принцип сознательности и активности. Наибольшего  успеха при занятиях можно достигнуть при сознательном, заинтересованном отношении занимающихся. Необходимо четко поставить цель в занятиях.

Принцип наглядности. «Наглядность обучения и  воспитания предлагает как широкое  использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.»

Для реализации этого принципа при занятиях на тренажерах применяются специальные  тренировочные видеокассеты; звуковые и световые датчики и сигналы.

Принцип доступности. Занятия на тренажерах исходят из учета особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильности предлагаемых заданий. Прогресс в развитии физических качеств возможен лишь при определенной нагрузке (в пределах разумного), способной стимулировать эти процессы. Однако, при этом важно не превысить меру разумного, чтобы не навредить здоровью. Вместе с тем принцип доступности не означает, что нагрузки должны быть упрощенными и предельно элементарными.

Принцип систематичности. Данный принцип подразумевает прежде всего регулярность занятий и системное чередование нагрузок и отдыха.

Эффективной может быть лишь такая система, которая  обеспечивает постоянную взаимосвязь  между отдельными занятиями. Небольшие  нагрузки или продолжительные интервалы отдыха между занятиями не приводят к развитию тренированности. Слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха между занятиями могут привести к превышению адаптационных возможностей организма.

Принцип динамичности. В основе этого принципа лежит постоянное, но постепенное повышение требований. Это касается физической нагрузки и сложности двигательных действий. Только в этом случае может быть прогресс в развитии физических качеств. Ответная реакция на стандартную нагрузку со стороны организма не остается неизменной. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, что позволяет организму выполнить ту же работу с меньшим напряжением. Поэтому многие виды спортивных тренажеров предусматривают специальные программы, либо интерактивное взаимодействие с занимающимся - изменение нагрузки по данным показателей физического состояния.

2.1 Виды и классификация спортивных тренажеров

Существуют  различные классификации тренажёров:

по  назначению (для физической, технической, тактической подготовки, для восстановления работоспособности, контроля и т.д.);

по  структуре (механические, электрические, с обратной связью, со срочной информацией  и т.д.);

по  принципу действий (светозвукотехнические, электромеханические, цифровые моделирующие, кибернетические и т.д.);

по  форме обучения (индивидуального, группового и поточного использования); по логике работы (с линейной или разветвлённой  программой, с альтернативным выбором  двигательного действия или со свободным  конструированием программы ответа и т.п.).

Тренажеры можно условно разделить на два  вида: тренажеры, повышающие выносливость (кардиотренажеры), и тренажеры, развивающие  силу (силовые тренажеры).

Кардиотренажеры предназначены для разминки перед  основной тренировкой, для более  продолжительных занятий с целью укрепления сердечно-сосудистой системы и сжигания жира.

Силовые спортивные тренажеры предназначены  для увеличения мышечной массы, улучшения  рельефа мышц, увеличения максимальной силы.

К первому типу тренажеров - кардиотренажерам - относятся: беговые дорожки, велотренажеры, степперы, эллиптические тренажеры; гребные тренажеры.

Силовые тренажеры представлены скамьями, тренажерами, где в качестве нагрузки используется вес спортсмена и комплексами  со свободными и встроенными весами. Конечно, такое разделение не абсолютно: занятия на любом виде тренажеров развивают и силу, и выносливость, но в разной степени.

2.1.1 Велотренажеры

Самый популярный вид тренажеров. Они прекрасно  развивают выносливость, укрепляют  сердечно-сосудистую систему, а заодно тренируют мышцы ног и спины. На бортовом компьютере можно следить за дистанцией, скоростью и пульсом.

2.1.2 Беговые дорожки

На  сегодняшний день это самый популярный вид тренажеров. Занятия на беговых  дорожках считаются одним из самых  эффективных методов сжигания жира. Во многом это объясняется физиологическими причинами: во время бега спортсмен переносит массу собственного тела в пространстве, что максимально ускоряет обменные процессы, сжигая лишние калории и укрепляя организм.

2.1.3 Степперы

Они успешно выполняют не только общие для всех кардиотренажеров функции, но и наиболее активно тренируют мышцы ног и таза.

2.1.4 Эллиптические тренажеры

Это один из новейших видов спортивного  оборудования. По степени эффективности  эллиптические тренажеры можно  сравнить с беговыми дорожками. Кросс-тренинг (ходьба по эллиптической траектории) сочетает в себе тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также элементы силовой тренировки для верхней части тела. Считается, что такой «эллипсовидный шаг» целенаправленно задействует различные проблемные зоны и особенно - мышцы ног, ягодиц и бедер. При этом занятия на эллиптических тренажерах абсолютно безвредны для суставов. Конструкция позволяет параллельно заниматься тренировкой мышц груди, рук и спины.

2.1.5 Гребные тренажеры

Самый универсальный вид тренажера. Он эффективен для развития и выносливости, и силы. При тренировках у «гребца» работают практически все мышцы  тела (ног, рук, ягодиц, пресса, спины и груди).

 

Глава 3. Спортивные игры

Спортивные игры — вид подвижных игр, разновидность спорта. Спортивные игры разнообразны по содержанию и воздействию на организм. Как физическое упражнение они обладают рядом особенностей. Непрерывная смена игровых положений в процессе игры заставляет участников немедленно реагировать на действия противников и партнеров, совершая нужные, чаще новые движения. Благодаря этому спортивные игры больше, чем другие физические упражнения, в которых последовательность движений заранее определена (как в гимнастике) или они в основном повторяются (бег, плавание и др.), развивают такие ценные качества, как находчивость, решительность, способность быстро ориентироваться в неожиданной обстановке. Необходимость соблюдать установленные правила воспитывает у играющих дисциплинированность; игра в команде воспитывает также уменье действовать в коллективе, чувство взаимной выручки. Разнообразные вариации и сочетания движений и приемов способствуют развитию мышечной силы, двигательной реакции (быстроты), координации движений (ловкости). Все спортивные игры в той или иной степени развивают глазомер, повышают чувствительность двигательного и функциональную устойчивость вестибулярного анализатора. Усиленная мышечная деятельность во время спортивных игр способствует улучшению регуляторной деятельности нервной системы и повышению функциональных возможностей органов дыхания, кровообращения, улучшению обмена веществ, повышению общей выносливости организма.

Степень воздействия на организм спортивных игр зависит главным  образом  от объема и характера выполняемой в процессе игры мышечной работы. Чем разнообразнее и сложнее приемы игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой (быстрый бег, прыжки, силовая борьба и др.), а также чем больше и быстрее перемещения игроков на площадке, тем данная игра сильнее воздействует на организм и тем она ценнее для разностороннего физического развития. Любая игра по разнообразию приемов, темпу, физиологической нагрузке у опытных и начинающих игроков различна. Однако независимо от этого каждая игра всегда сохраняет присущие ей особенности воздействия на организм. Это определяет возможность и целесообразность применения отдельных спортивных игр. Среди людей разного пола, возраста и состояния здоровья.

В этом отношении все наиболее популярные спортивные игры можно условно разделить на 3 группы.

Первая группа — бадминтон, волейбол, настольный теннис. Эти игры характеризуются относительным разнообразием движений (удары по мячу, прыжки и др.), способствующим развитию двигательной реакции, координации движений. Однако и ограниченность передвижения играющих по площадке, особенно начинающих игроков, снижает значение этих игр для физического развития (в частности, физической выносливости). Зато небольшая физическая нагрузка и несложность начальных технических приемов делают эти игры широко доступными для людей обоего пола, разных по возрасту и физической подготовке.

По медицинским показаниям эти игры применяются и в лечебной физической культуре. К этой же группе спортивные игры можно отнести и теннис. Благодаря большому разнообразию движений и подвижности ценность этой игры для физического развития несравненно больше. Несмотря на относительную сложность начальных приемов игры, теннис благодаря возможности дозирования нагрузки доступен мужчинам и женщинам, включая и пожилых. Обучение детей этим играм можно начинать с 8—9 лет.

Вторая группа — баскетбол, гандбол (ручной мяч) — отличается от предыдущей большим разнообразием и интенсивностью движений (быстрый бег, прыжки, ловля и броски мяча в разных положениях и др.), частой и быстрой сменой игровой обстановки, быстрым передвижением игроков по площадке. Все это обусловливает разностороннее физическое развитие — быстроту, ловкость, силу, а также физическую выносливость. Игры этой группы доступны как мужчинам, так и женщинам не старше 40 лет, т. к. обилие скоростных и силовых движений, быстрый темп и подвижность создают высокую физическую нагрузку. Обучение подростков технике игры можно начинать с 9— 10 лет, тренировку — с 11—12 лет.

Третья группа — мужские  спортивные игры, среди которых наиболее распространенные — футбол и хоккей на льду. Особенность этих игр — преобладание в них движений скоростно-силового характера.

Значительно разнообразнее  и сложнее также весь комплекс приемов и движений: бег (в хоккее — на коньках) с частым и резким изменением темпа и направления, разнообразные приемы ведения мяча или шайбы и удары по ним, приемы силовой борьбы за мяч, разрешаемые правилами игры, и др. Больше, чем игры других групп, эти игры развивают скелетную мускулатуру и мышечную силу, а также общую физическую выносливость. Наряду с положительным воздействием на физическое развитие футбол и хоккей больше способствуют воспитанию волевых качеств (смелости, решительности и др.). Общий характер игр, большая физическая нагрузка делают их доступными только для молодых мужчин (до 36—38 лет). Обучение подростков приемам игры целесообразно начинать не ранее чем в 10 — 11 лет, тренировку — с 12 лет (с уменьшенной нагрузкой). К этой же группе спортивных игр относят регби, сходную по воздействию на организм с футболом, и водное поло, физическая нагрузка и воздействие на организм которых велики вследствие быстрого передвижения игроков в воде.

Спортивные игры занимают видное место среди основных средств физического воспитания. При систематической тренировке и соревнованиях по спортивной игре необходим врачебный контроль. В тренировке подростков, особенно занимающихся играми 3-й группы, большое значение имеет общая физическая подготовка. При этом необходимо строгое соблюдение правил игры и дисциплины среди играющих, недопущение грубой и опасной игры, применение защитных приспособлений (щитки в футболе, шлемы, перчатки, нагрудники в хоккее и др.).

                                                    Заключение

 

Описанные выше формы  оздоровительной физической культуры (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту  функциональных возможностей системы  кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ. Ведущая роль в этом отношении принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости.

 

Знание особенностей влияния на организм различных видов циклических упражнений позволяет правильно выбрать оздоровительные программы в зависимости от состояния здоровья, возраста и уровня физической подготовленности. Для более разностороннего влияния на организм, исключения монотонности занятий и адаптации к привычной физической нагрузке в течение многолетних тренировок целесообразно временное переключение с одного вида циклических упражнений на другой или же использование их в сочетании. Так, например, любители лыж в зимнее время могут полностью переключаться на данный вид спорта (включая участие в соревнованиях), а летом обязательно использовать регулярные беговые тренировки.

Информация о работе Основные формы физической активности