Основные положения организации физического воспитания в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:38, реферат

Описание работы

Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.). Является сферой массовой самодеятельности. Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции.

Содержание работы

Что такое физкультура и спорт?.......................................................................... 3
Направления использования средств физической культуры и спорта............ 4
Формы физического воспитания студентов....................................................... 5
Программное построение курса физического воспитания………………...… 6
Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы……...7
Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки……...…… 8
Спортивные секции……………………………………………………………....9
Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях..............................................................................................................10
Зачётные требования и обязанности студентов.................................................12
Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе……………….........13
Заключение……………………………………………………………………….16
Литература.............................................................................................................17

Файлы: 1 файл

Реферат физического воспитания в вузе.docx

— 51.45 Кб (Скачать файл)

- регулярные медицинские обследования студентов, занимающихся физической культурой;

- врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий по физическому воспитанию (в т.ч. физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований);

 - санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

- санитарно-просветительская работа, пропаганда здорового образа жизни.

 

 

     Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов вузов России осуществляется врачами, работающими во врачебно-физкультурных кабинетах районных поликлиник и здравпунктов вузов под организованно-методическим руководством врачебно-физкультурных диспансеров.

    Принято различать первичное, повторное и дополнительное медицинское обследование студентов:

 Первичное обследование проводится на первом курсе до начала занятий физическими упражнениями. Оно включает опрос, врачебный осмотр, определение физического развития, функциональные пробы, подсчет пульса и измерение артериального давления в покое и после мышечной работы. В большинстве случаев такое обследование оказывается достаточным для заключения о состоянии здоровья. Однако иногда появляется необходимость в уточнении некоторых данных, в связи с этим студенту назначается консультация специалистов (хирурга, окулиста, ревматолога и др.), а также дополнительное клинико-инструментальное обследование. Например, для уточнения изменений со стороны сердца первичный врачебный осмотр дополняется консультацией ревматолога, рентгеноскопией грудной клетки и регистрацией электрокардиограммы. В конечном итоге на основании всех выполненных исследований и наблюдений врач определяет состояние здоровья студента, уровень его физического развития, степень приспособленности (адаптации) к физическим нагрузкам и медицинскую группу.

       На основе данных медицинского обследования студенты распределяются на 3 медицинские группы: основную (лица без отклонений в состоянии здоровья),  подготовительную (лица с недостаточным физическим развитием или подготовленностью) и специальную (лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья и требующие ограничения физических нагрузок). Занятия физическими упражнениями проводятся с этими студентами по специальным учебным программам.

 Повторное врачебное обследование студенты проходят в на 2, 3, 4 и 5-м курсах в начале учебного года. Во время повторного медицинского обследования вновь оценивается состояние здоровья, определяется динамика физического развития и функционального состояния студента, обсуждается возможность изменения медицинской группы. Кроме того, результаты повторного медицинского обследования используются для корректировки учебного процесса по физическому воспитанию. Они позволяют выявить дефекты в методике и организации учебных занятий, способствуют совершенствованию последних.

Дополнительные медицинские обследования проводятся после перенесенных заболеваний при наличии неблагоприятных субъективных ощущений, при ухудшении основного заболевания и во всех других случаях по направлению преподавателя по физическому воспитанию.

     Врачебно-педагогические наблюдения представляют собой совместное наблюдение врача и преподавателя за состоянием студентов непосредственно в процессе занятий физической культурой и спортом. Они проводятся до, во время и после окончания занятий. Различают текущий и этапный врачебно-педагогический контроль. Текущий контроль дает возможность оценить здоровье студента в каждый конкретный момент времени, выявить реакцию организма на то или иное упражнение или занятие в целом, определить качества приспособления к учебно-тренировочным нагрузкам.

 

Результаты текущего контроля могут использоваться для анализа  объема и интенсивности отдельных  упражнений и занятий в целом, а также для оценки моторной плотности  занятий, эффективности выбранных  нагрузок и целесообразности их последовательности в занятии. Эти результаты имеют  также немаловажную роль при решении  вопроса о допуске студентов  к вневузовским (в т.ч. межвузовским) спортивным мероприятиям.

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов. В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих  задач:

- воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- всесторонняя физическая подготовка студентов;

- профессионально – прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

- совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;

- воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

     Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

 

Физическая подготовка студентов  является одной из главных задач  высших учебных заведений.

 

 

 

 

 

Литература

 

  1.  Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 1999 г.

 

  1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. Москва 1995 г.

 

 

  1. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Матяжова. Москва 1991 г.

 

  1. Физическое воспитание студентов и учащихся. Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. Минск 1988 г.

 


Информация о работе Основные положения организации физического воспитания в вузе