Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:02, реферат
Традиционная практика технико-тактической подготовки ориентирована на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу и при этом тренеры упускают из виду имеющее большое значение изучение базовых элементов технико-тактических действий (стойки, дистанции, передвижения, захваты, освобождения от захватов, тиснения, маневрирования и другие элементарные действия). Они считают, что освоение этих действий борцами происходит само по себе. Чтобы применять приемы в схватках, нужно приобрести борцам навыки ведения борьбы, воспитание которых тренеры стараются обеспечить включением учебных и тренировочных схваток, но в таких условиях навыки у детей формируются медленно и с большим трудом. Традиционные методы не могут успешно решать эти проблемы, а вот с помощью игровых методов, возможно, это сделать. Игровые методы обучения и тренировки в спорте получают все большее распространение в различных видах спорта и в спортивной борьбе, в частности.
Введение…………………………………………………………………….2
История возникновения вольной борьбы…………………………4
Методика обучения технико-тактическим действиям
в вольной борьбе на этапе начальной спортивной
специализации……………………………………………………….9
Специализированные подвижные игры в
технико-тактической подготовке юных борцов
вольного стиля………………………………………………………..14
Методика применения специализированных
подвижных игр в начальной подготовке юных борцов…………..21
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы………………………………………………………….28
Основы специальной подготовки борцов вольного стиля
Введение…………………………………………………………
в вольной борьбе на этапе начальной спортивной
специализации…………………………………………
технико-тактической подготовке юных борцов
вольного стиля………………………………………………………..14
подвижных игр в начальной подготовке юных борцов…………..21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1………………………………………………………………..30
Введение
Вольная борьба — вид, заключающийся в единоборстве двух спортсменов по определённым правилам; с применением различных приёмов (захватов, бросков, переворотов, подсечек и т. п.), в котором каждый из соперников пытается положить другого на лопатки и победить. В вольной борьбе, в отличие от греко-римской, разрешены захваты ног противника, подсечки и активное использование ног при выполнении какого-либо приема.
Главное задание каждого из соперников – добиться победы, положив другого на лопатки.
Схватка длится ровно 5 минут. Если за отведенное время, никто из соперников не победил, то есть не одержал чистую победу или не набрал не менее трех баллов, тогда схватка продолжается еще 3 минуты. Борьба буде продолжаться, пока один из спортсменов не наберет три и более бала или не одержит туше (чистую победу).
В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда программный материал, методика отбора и ориентации, методика тренировки и обучения были перенесены с взрослого контингента занимающихся на юношей и детей. В таких условиях ранняя специализация приобрела ряд недостатков, связанных с недооценкой особенностей детской психики и присущих детям форм жизнедеятельности.
Традиционная практика технико-тактической подготовки ориентирована на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу и при этом тренеры упускают из виду имеющее большое значение изучение базовых элементов технико-тактических действий (стойки, дистанции, передвижения, захваты, освобождения от захватов, тиснения, маневрирования и другие элементарные действия). Они считают, что освоение этих действий борцами происходит само по себе. Чтобы применять приемы в схватках, нужно приобрести борцам навыки ведения борьбы, воспитание которых тренеры стараются обеспечить включением учебных и тренировочных схваток, но в таких условиях навыки у детей формируются медленно и с большим трудом. Традиционные методы не могут успешно решать эти проблемы, а вот с помощью игровых методов, возможно, это сделать. Игровые методы обучения и тренировки в спорте получают все большее распространение в различных видах спорта и в спортивной борьбе, в частности.
Также необходимо уделить внимание проблемам отбора и ориентации на этапе начальной подготовки борцов. В спортивных видах борьбы к отбору и ориентации предъявляются особые требования, в которых в наибольшей степени проявляется конкуренция и экстремальность условий. Поэтому этой проблеме уделяется пристальное внимание многих спортивных специалистов, тренеров, педагогов, психологов, врачей и других.
Несмотря на сокращающийся приток желающих заняться вольной борьбой, актуальность этой проблемы не снижается. Следственно необходим дальнейший поиск путей, средств и методов повышения качества подходов к проведению начального отбора. Однако все они предусматривают оценку пригодности детей в отрыве её специфики этого вида спорта.
Современная спортивная борьба развивается очень быстрыми темпами, в связи с этим особое значение в подготовке борцов приобрели соотношение и состав средств физической подготовки, т.к. на первый план, вместе с технико-тактической подготовленностью вышла проблема динамичности и зрелищности спортивной борьбы.
Целью данного реферата является попытка изучить основы специальной подготовки борцов вольного стиля.
Борьба возникла в период первобытнообщинного строя. Она зародилась как одно из основных средств единоборства первобытных людей за свое существование. Человеку приходилось отстаивать облюбованный участок земли, реки, озера, пойманную птицу или убитого зверя. Позднее борьба утратила такую узкую, утилитарную направленность и превратилась в комплекс осмысленных технических действий, становилась самобытным средством физического воспитания. Широкое развитие борьба получила в период рабовладельческого строя. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники той эпохи, например, знаменитая египетская гробница в поселке Бени Гассан (2600 лет до н.э.), на стенах которой изображены различные приемы борьбы. Подлинного расцвета борьба достигла в Древней Греции. Ее стали использовать для воспитания сильного, ловкого, выносливого и волевого человека. Борьба входила в систему физического воспитания детей, юношей и взрослых. Многие из виднейших философов и поэтов, государственных деятелей и полководцев Древней Греции были в свое время выдающимися борцами - участниками и победителями Олимпийских соревнований Милон Кротонский, Пифагор, Платон, Пиндар, Алкинад и др.).
Первые Олимпийские игры в Древней Греции состоялись в 776 году до нашей эры и проводились каждые четыре года без перерывов на протяжении 1170 лет. Все войны на время Олимпийских игр прекращались. Это называлось «священным перемирием». Борьба на Олимпийских играх впервые была включена в 704 году до н.э. с 18 Олимпийских игр. Греческий атлет Тесеус создал первые правила по борьбе. Побеждал тот, кто три раза бросит соперника на землю. Самым известным из греческих борцов был Милон Кротонский - шестикратный чемпион Олимпийские игр. Появление борьбы на Руси относится к весьма далеким временам. Исторические летописи свидетельствуют о том, что борьба на Руси широко бытовала уже в Х веке н.э.. В силу исторических условий русские вынуждены были вести частые войны с нападавшими иноземцами. Сражения носили характер рукопашных схваток, где решающую роль играли сила, ловкость, выносливость, бесстрашие - неотъемлемые качества борьбы. В истории нашего народа известны случаи, когда вопрос о том, быть или не быть войне решался поединком двух воинов - борцов. Так в Лаврентьсвской летописи, повествующей об очередном набеге печенегов на Русь (993 г.), рассказывается, как печенежский князь предложил князю Владимиру вместо боя провести поединок двух борцов и этим решить участь войны. Схватка состоялась между печенежским великаном и русским крестьянским парнем, оказавшимся сильнее и искуснее вражеского воина (он оторвал его от земли и удавил руками).
Но борьба находила широкое применение на Руси не только в военном деле. Борьба, как форма развлечения и проявления силы и мужества, была очень популярна среди русских людей. Ей отводилось большое место на всех праздниках и гуляниях. О борьбе сложено много пословиц, поговорок, былин. Особенно характерна пословица "Без борца нет венца", показывающая, что в давние времена у наших предков всякое гулянье, игры, народное собрание кончались обычно любимой всеми уважаемой молодецкой забавой.
Вольная борьба появилась на международной спортивной арене значительно позже греко-римской борьбы. Родиной вольной борьбы считается Ланкашир. Затем она появилась в США. Борьба называлась Кэтч-борьба.
На профессиональном ковре практиковались самые дикие приемы: вывертывания суставов, противосуставные захваты, болевые приемы и др. Конечно же, профессиональные борцы часто симулировали зверства друг над другом, чтобы вызвать интерес к схваткам.
В США вольная борьба стала развиваться по двум направлениям: собственно борьба и борьба профессиональная. Спортивная вольная борьба культивировалась главным образом в колледжах и университетах США (в России её называли «вольно-американской любительской борьбой»). Правила международной вольной борьбы сходны именно с этим видом борьбы.
В 1904 году вольная борьба была впервые включена в программу Летних Олимпийских игр в Сент-Луисе (США). Все 42 спортсмена были из США. Это произошло из-за того, что США, используя своё право хозяев, включили борьбу кэтч (студенческий, любительский вариант). Олимпийский комитет согласился и назвал борьбой свободного стиля (Free style). Но, европейцы не были знакомы с этим видом борьбы и поэтому никто из них не рискнул принять участие. Поэтому Олимпийский турнир по вольной борьбе оказался под угрозой срыва и тогда американцы приурочили свой чемпионат страны к Олимпиаде и организовали его как олимпийское соревнование.
На следующих Внеочередных Олимпийских играх 1906 года греки отдали предпочтение греко-римской борьбе (классической) борьбе, убрав из программы вольную, так как она была для них незнакома.
В дальнейшем вольная борьба постоянно (за исключением игр 1912 года в Стокгольме) входила в программу Летних Олимпийских игр.
Всего с 1904 года по 1996 год американцы выиграли на Олимпийских играх 99 олимпийских медалей — больше, чем любая другая страна на то время. Причём в 1904 году был установлен «рекорд», который никогда не будет побит, так как борцы были только из США — олимпийские медали всех достоинств достались только им.
В 1912 году перед началом Летних Олимпийских игр в Стокгольме впервые был создан Международный союз борцов ФИЛА. Официально первый (не считая собрания в Швеции) конгресс союза собрался в июне 1913 года в Берлине. Там присутствовали делегаты следующих стран: Германская империя, Великое княжество Финляндское, Дания, Швеция, Российская империя, Венгрия, Австрия, Богемия (Чехия), Великобритания.
В период с 1904 года по 1912 год, количество спортсменов, заявленных в одной весовой категории от одной страны, не ограничивалось. С 1920 года по 1924 в одной весовой категории разрешалось заявлять не более двух спортсменов от одной страны.
В 1920 году во время Летних Олимпийских игр в Антверпене Международный олимпийский комитет рекомендовал создать независимую федерацию по каждому виду спорта. И в следующем году на Олимпийском конгрессе МОК в Лозанне была образована Международная федерация любительской борьбы.
В 1928 году в Париже был проведён первый чемпионат Европы . И с 1928 года, в весовой категории, страну может представлять только один участник. Олимпийский турнир проводится по системе с выбыванием.
В 1951 году была создана Международная федерация объединённых стилей борьбы (ФИЛА, фр. FILA). С того же года она проводит чемпионаты мира (FILA Wrestling World Championships).
К 1980-м годам в мире получила признание женская вольная борьба и, в итоге, в 2004 году она была включена в программу Летних Олимпийских игр, став третьим женским олимпийским единоборством (после дзюдо и тхэквондо). Дебют нового женского вида спорта состоялся на олимпиаде 2004 года в Афинах.
В настоящее время ведущими странами по вольной борьбе являются: Армения, США, Турция, Россия, Азербайджан, Иран, Грузия, Япония.
Сборная СССР, теперь уже России, много лет подряд соперничает с лучшими борцами США. Другими странами, где такой вид борьбы стал наиболее популярным, являются Иран и Турция. Некоторые спортивные обозреватели, однажды, высказывали мысль, что Международный олимпийский комитет может исключить из программы Олимпийских Игр греко-римскую борьбу, так как этот вид борьбы стал самым популярным среди единоборств во многих странах.
Что же касается развития вольной борьбы в СССР, то важно отметить то, что классический вид борьбы здесь начал развиваться значительно раньше вольной борьбы. Вольная борьба в большей степени развивалась в Азербайджане, Грузии и Армении, поскольку культивировавшиеся там виды борьбы за своими правилами были похожи на международно-признанный вид вольной борьбы. В 1945 году проводился сбор тренеров СССР, где изучалась техника нового вида борьбы, за развитием которой в стране следил лично И.В. Сталин. В том же году прошел и первый чемпионат СССР, в котором принимали участие немало борцов-классиков, срезу в нескольких весовых категориях.
Наиболее значительными Играми, которые принесли борцам 7 наград высшей пробы стали Олимпийские Игры в Москве. В 1972 и 1976 году, участники вольной борьбы принесли по 5 золотых медалей. За время своего участия в таком соревновании, советские борцы были 30 раз на высшей ступени олимпийского пьедестала. В 1954 году, советские борцы впервые соревновались на чемпионате мира в Токио, где выиграли 3 золотых медали. Европейский дебют состоялся в 1966 году, где чемпионами стали шестеро советских спортсменов. Среди этих чемпионов был Александр Медведь, титулованный борец-вольник, который стал первым трехкратным олимпийским чемпионом, в истории вольной борьбы. На сегодняшний день, в его арсенале уже есть семь золотых медалей чемпионатов мира, в трех весовых категориях, восемь титулов страны и три — Европы.
Понятие методика обучения движениям в педагогической теории и практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, отражающих закономерности, по которым происходит целенаправленное формирование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Методика обучения двигательным действиям подразделяется на методику первоначального освоения, методику углубленного разучивания, методику закрепления и его совершенствования.
Методика начального обучения технико-тактическим действиям в борьбе обычно захватывает два этапа: на этапе ознакомления ставится задача овладеть основным механизмом технико-тактических действий; на этапе формирования двигательного умения:
1) овладеть деталями технико-
2) овладеть правильным
Третий этап относится к спортсменам разрядникам и направлен на формирование двигательного навыка в вариативных условиях и в начальном обучении не осваивается.
В методике обучения технике спортивной борьбы традиционно сложилось три метода разучивания: целостный, по частям, с помощью подводящих упражнений. Целостный метод разучивания и метод разучивания по частям в ряде работ объединяют в комбинированный метод, а метод разучивания с помощью подводящих упражнений рассматривается как набор специальных упражнений с партнером1.
Для начального обучения важно то, что существуют два пути изучения техники:
2) с помощью подводящих
Непосредственное изучение техники борьбы достаточно подробно описано в учебной литературе, а вот разучивание техники с помощью подводящих упражнений не нашло широкого распространения в начальной подготовке борцов. Широкое использование общеразвивающих и специальных упражнений позволяет постепенно подводить организм занимающихся к овладению сложной техникой спортивной борьбы2.
В методике обучения приемам борьбы на первом году обучения большое место нужно отводить подводящим упражнениям. В подводящие упражнения входят общеразвивающие и специальные. Первые направлены на создание общей физической подготовки и формирование общего фундамента физических качеств и двигательных действий, вторые подготавливают к успешному освоению техники борьбы и формированию функций, необходимых для борьбы.
Информация о работе Основы специальной подготовки борцов вольного стиля