Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 15:51, реферат
Описание работы
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физ¬культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Содержание работы
Введение. 3 Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4 Функциональные резервы организма. 5 От чего зависит здоровье. 7 Составляющие здорового образа жизни студента. 7 РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7 Профилактика вредных привычек. 9 Режим питания. 11 Двигательная активность. 13 Закаливание. 14 Здоровье и окружающая среда. 16 Наследственность. 17 Психологическая саморегуляция. 17 Ориентация на здоровье у лиц отнесённых к интерналам и экстерналам. 19 Физическое самовоспитание. 21 Заключение. 22 Список используемой литературы. 23
Сибирский Государственный
Университет Телекоммуникаций и Информатики.
Кафедра физического
воспитания.
Реферат на тему:
«Основы здорового
образа жизни студента. Физическая культура
в обеспечении здоровья».
Выполнил: студентка группы
Э-91
Будченко Е. А.
Проверил: Строганов К.
С.
Новосибирск, 2000.
План.
План. 2
Введение. 3
Понятие «здоровье», его содержание
и критерии. 4
Функциональные резервы организма.
5
От чего зависит здоровье. 7
Составляющие здорового образа
жизни студента. 7
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА.. 7
Профилактика вредных привычек.
9
Режим питания. 11
Двигательная активность. 13
Закаливание. 14
Здоровье и окружающая среда.
16
Наследственность. 17
Психологическая саморегуляция.
17
Ориентация на здоровье у лиц
отнесённых к интерналам и экстерналам.
19
Физическое самовоспитание.
21
Заключение. 22
Список используемой литературы.
23
Введение.
Здоровье - бесценное достояние не только
каждого человека, но и всего общества.
При встречах, расставаниях с близкими
и дорогими людьми мы желаем им доброго
и крепкого здоровья, так как это - основное
условие и залог полноценной и счастливой
жизни. Здоровье помогает нам выполнять
наши планы, успешно решать основные жизненные
задачи, преодолевать трудности, а если
придется, то и значительные перегрузки.
Доброе здоровье, разумно сохраняемое
и укрепляемое самим человеком, обеспечивает
ему долгую и активную жизнь.
Научные данные свидетельствуют
о то, что у большинства людей при соблюдении
ими гигиенических правил есть возможность
жить до 100 лет и более.
К сожалению, многие люди не
соблюдают самых простейших, обоснованных
наукой норм здорового образа жизни. Одни
становятся жертвами малоподвижности
(гиподинамии), вызывающей преждевременное
старение. Другие излишествуют в еде, вызывая,
тем самым, развитие ожирения, склероза
сосудов, а у некоторых – сахарного диабета.
Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться
от умственных и бытовых забот, всегда
беспокойны, нервны, страдают бессонницей,
что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям
внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь
пагубной привычке к курению и алкоголю,
активно укорачивают свою жизнь.
Здоровье - это первая и важнейшая потребность
человека, определяющая способность его
к труду и обеспечивающая гармоничное
развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию
окружающего мира, к самоутверждению и
счастью человека. Активная долгая жизнь
- это важное слагаемое человеческого
фактора.
Здоровый
образ жизни - это образ жизни, основанный
на принципах нравственности. Он должен
быть рационально организованным, активным,
трудовым, закаливающим. Должен защищать
от неблагоприятных воздействий окружающей
среды, позволять до глубокой старости
сохранять нравственное, психическое
и физическое здоровье.
Охрана собственного здоровья
- это непосредственная обязанность каждого,
человек не вправе перекладывать ее на
окружающих. Ведь нередко бывает и так,
что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам
доводит себя до катастрофического состояния
и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была
медицина, она не может избавить нас от
всех болезней. Человек - сам творец своего
здоровья, он должен за него бороться.
С раннего возраста необходимо вести активный
образ жизни, закаливаться, заниматься
физкультурой и спортом, соблюдать правила
личной гигиены, - словом, добиваться разумными
путями подлинной гармонии здоровья.
Понятие «здоровье»,
его содержание и критерии.
Существует много определений
этого понятия, смысл которых определяется
профессиональной точкой зрения авторов.
По определению Всемирной Организации
Здравоохранения принятому в 1948 г.:
«здоровье - это состояние физического,
духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических
дефектов».
С физиологической точки зрения
определяющими являются следующие формулировки:
- индивидуальное здоровье
человека - естественное состояние
организма на фоне отсутствия
патологических сдвигов, оптимальной
связи со средой, согласованности
всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л.
Полонский);
- здоровье представляет
собой гармоничную совокупность
структурно-функциональных данных
организма, адекватных окружающей
среде и обеспечивающих организму
оптимальную жизнедеятельность, а
также полноценную трудовую жизнедеятельность;
- индивидуальное здоровье
человека - это гармоническое единство
всевозможных обменных процессов
в организме, что создает условия
для оптимальной жизнедеятельности
всех систем и подсистем организма
(А. Д. Адо);
- здоровье - это процесс
сохранения и развития биологических,
физиологических, психологических
функций, трудоспособности и социальной
активности человека при максимальной
продолжительности его активной
жизни (В. П. Казначеев).
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья:
о здоровье физическом, психическом и
нравственном (социальном).
· Физическое
здоровье - это естественное состояние
организма, обусловленное нормальным
функционированием всех его органов и
систем. Если хорошо работают все органы и системы, то
и весь организм человека (система саморегулирующаяся)
правильно функционирует и развивается.
· Психическое здоровье зависит от состояния головного
мозга, оно характеризуется уровнем
и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью
эмоциональной устойчивости, развитием
волевых качеств.
· Нравственное
здоровье определяется теми моральными
принципами, которые являются основой
социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном
человеческом обществе. Отличительными
признаками нравственного здоровья человека
являются, прежде всего, сознательное
отношение к труду, овладение сокровищами
культуры, активное неприятие нравов и
привычек, противоречащих нормальному
образу жизни. Физически и психически
здоровый человек может быть нравственным
«уродом», если он пренебрегает нормами
морали. Поэтому социальное здоровье считается
высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый
человек счастлив - он отлично себя чувствует,
получает удовлетворение от своей работы,
стремится к самосовершенствованию, достигает,
тем самым, неувядающей молодости духа
и внутренней красоты.
Функциональные резервы
организма.
Целостность человеческой личности
проявляется, прежде всего, во взаимосвязи
и взаимодействии психических и физических
сил организма. Гармония психофизических
сил организма повышает резервы здоровья,
создает условия для творческого самовыражения
в различных областях нашей жизни. Активный
и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает
созидательную деятельность, не позволяет
«душе лениться». Академик Н. М. Амосов
предложил ввести новый медицинский термин«количество здоровья» для
обозначения меры резервов организма.
Скажем, у человека в спокойном
состоянии через легкие проходит 5-9 литров
воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные
спортсмены могут произвольно в течение
10-11 минут ежеминутно пропускать через
свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением
нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.
Возьмем сердце и подсчитаем его мощность.
Есть минутные объемы сердца: количество
крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту.
Предположим, что в покое оно дает 4 литра
в минуту, а при самой энергичной физической
работе - 20 литров. Значит, резерв равен
5 (20:4). Точно также есть скрытые
резервы почек, печени. Выявляются они
с помощью различных нагрузочных проб.
Тогда с этой точки зрения, здоровье
- это количество резервов в организме, это максимальная производительность
органов при сохранении качественных
пределов их функции.
Систему функциональных резервов
организма можно разбить на подсистемы:
1. Биохимические резервы
(реакции обмена).
2. Физиологические резервы
(на уровне клеток, органов, систем
органов).
3. Психические резервы.
Возьмем, к примеру, физиологические
резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера.
Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его
могут показать лишь единицы. А можно ли
этот результат существенно улучшить?
Расчеты показывают, что можно, но не более
чем на несколько десятых секунды. Предел
возможностей здесь упирается в определенную
скорость распространения возбуждения
по нервам и в минимальное время, необходимое
для сокращения и расслабления мышц.
От чего зависит здоровье.
Здоровье человека - результат
сложного взаимодействия социальных,
средовых и биологических факторов. Считается,
что вклад различных влияний в состояние
здоровья следующий:
наследственность - 20%;
окружающая среда - 20%;
уровень медицинской помощи
- 10%;
образ жизни - 50%.
В развернутом варианте эти
цифры, по мнению российских ученых, выглядят
так:
· социально-педагогический
фактор - 40% (образ жизни: материальные
условия труда и быта - 15%, поведение, режим
жизни, привычки - 25%);
· медицинский фактор - 10%.
Составляющие здорового
образа жизни студента.
Здоровый образ
жизни включает в себя следующие основные
элементы: рациональный режим труда и
отдыха, искоренение вредных привычек,
оптимальный двигательный режим, личную
гигиену, закаливание, рациональное питание
и т.п.
РЕЖИМ ТРУДА
И ОТДЫХА
Рациональный режим
труда и отдыха - необходимый элемент здорового
образа жизни любого человека. При правильном
и строго соблюдаемом режиме вырабатывается
четкий и необходимый ритм функционирования
организма, что создает оптимальные условия
для работы и отдыха и тем самым способствует
укреплению здоровья.
Важно постоянно помнить: если
хорошо «взять старт» , т.е. если начало
процесса умственной деятельности было
удачным, то обычно и все последующие операции
протекают непрерывно, без срывов и без
необходимости «включения» дополнительных
импульсов.
Залог успеха – в планировании
своего времени. Студент, который регулярно
в течение 10 минут планирует свой рабочий
день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа,
а также вернее и лучше справиться с важными
делами. Надо взять за правило каждый день
выигрывать один час времени. В течение
этого часа никто и ничто не может помешать.
Таким образом, студент получает время
– возможно, самое важное для человека
– личное время. Его можно потратить по
своему усмотрению по-разному: дополнительно
на отдых, на самообразование, хобби либо
для внезапных или чрезвычайных дел.
Построение аудиторной работы
значительно облегчено, т.к. оно регламентируется
уже составленным расписанием занятий.
Необходимо взять за правило приходить
в аудиторию заблаговременно, т.к. студент,
входящий в аудиторию после звонка, производит
впечатление несобранного, необязательного
и проявляет неуважение к преподавателю.
Для вечерних занятий надо выбирать
спокойное место – нешумное помещение
(например, библиотеку, аудиторию, кабинет
и пр.), чтобы там не было громких разговоров
и других отвлекающих факторов. Организуй
такие условия и в комнате общежития. В
период занятий не рекомендуется включать
радио, магнитофон, телевизор. Выполнение
домашней работы лучше начинать с самого
сложного. Это тренирует и укрепляет волю.
Не позволяет откладывать трудные дела
с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня
на завтра и вообще в долгий ящик.
Свет электролампочки не должен
слепить глаза: он должен падать сверху
или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались
тенью от головы. Правильное освещение
рабочего места уменьшает утомление зрительных
центров и способствует концентрации
внимания на работе. Надо книгу или тетрадь
располагать на расстоянии наилучшего
зрения (25 см), избегать чтения лежа.
Систематический, посильный,
и хорошо организованный процесс умственного
труда чрезвычайно благотворно влияет
на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный
аппарат - на весь организм человека. Постоянная
тренировка в процессе труда укрепляет
наше тело. Долго живет тот, кто много и
хорошо работает в течение всей жизни.
Напротив, безделье приводит к вялости
мускулатуры, нарушению обмена веществ,
ожирению и преждевременному одряхлению.
Студент должен правильно чередовать
труд и отдых. После занятий в университете
и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить
на отдых. Отдых после работы вовсе не
означает состояния полного покоя. Лишь
при очень большом утомлении может идти
речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы
характер отдыха был противоположен характеру
работы человека («контрастный» принцип
построения отдыха). Вечернюю работу проводить
в период с 17 до 23 часов. Во время работы
через каждые 50 минут сосредоточенного
труда отдыхать 10 минут (сделать легкую
гимнастику, проветрить комнату, пройтись
по коридору, не мешая работать другим).