Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:26, реферат

Описание работы

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им
доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной
и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать
основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и
значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое
самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь

Файлы: 1 файл

Физра.docx

— 46.76 Кб (Скачать файл)

Минестерство образования и наук Республики Хакасия

АГОУ СПО «Саяногорский политехнический пехникум»

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении  здоровья».

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Группы 013-ЗТУ

Проверил  преподаватнль

 

 

 

 

 

 

Саяногорск 2014 г.

  1. Основные элементы (плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек,оптимальный двигательный режим, личная гигиеназакливание,рациональное питание).
 

 

Введение.

 

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего

общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им

доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной

и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать

основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и

значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое

самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении

ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой

норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности

(гиподинамии), вызывающей  преждевременное старение. Другие  излишествуют в

еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых –

сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и

бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в

конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди,

поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою

жизнь.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека,

определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие

личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к

самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное

слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах

нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым,

закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды,

позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и

физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого,

человек  не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и

так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя

до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех

болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С

раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться,

заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, -

словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

 

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется

профессиональной точкой зрения авторов.   По определению Всемирной

Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.:  «здоровье - это состояние

физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

- индивидуальное здоровье  человека - естественное состояние  организма на фоне

отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой,

согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

- здоровье представляет  собой гармоничную совокупность  структурно-

функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих

организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую

жизнедеятельность;

- индивидуальное здоровье  человека - это гармоническое единство  всевозможных

обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной

жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

- здоровье - это процесс  сохранения и развития биологических,

физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной

активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В.

П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом,

психическом и нравственном (социальном).

·        Физическое здоровье - это естественное состояние

организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и

систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека

(система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

·        Психическое здоровье зависит от состояния

головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием

внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых

качеств.

·        Нравственное здоровье определяется теми моральными

принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в

определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного

здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду,

овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек,

противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически  здоровый

человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали.

Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует,

получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию,

достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

 

Функциональные резервы организма.

 

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и

взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических

сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого

самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек

надолго сохраняет молодость, продолжает созидательную деятельность, не

позволяет «душе лениться». Академик Н. М. Амосов предложил ввести новый

медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов

организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров

воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно

в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров

воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце и подсчитаем его мощность. Есть минутные объемы сердца:

количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в

покое оно дает 4 литра в минуту, а при самой энергичной физической работе -

20 литров. Значит,  резерв  равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые  резервы

почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб.

Тогда с этой точки зрения, здоровье - это количество резервов в организме,

это максимальная производительность органов при сохранении качественных

пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).

2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем  органов).

3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-

спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут

показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить?

Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды.

Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения

возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и

расслабления мышц.

 

От чего зависит здоровье.

 

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и

биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние

здоровья следующий:

 

  • наследственность - 20%;

 

  • окружающая среда - 20%;

 

  • уровень медицинской      помощи - 10%;

 

  • образ жизни - 50%.

 

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

·   человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое

здоровье - 15%);

·   экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

·   социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия

труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

·   медицинский фактор - 10%.

 

Составляющие здорового образа жизни студента.

 

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный

двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

 

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

 

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа

жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме

вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что

создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует

укреплению здоровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е. если начало

процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие

операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения»

дополнительных импульсов.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в

течение 10 минут  планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2

часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за

правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и

ничто не может помешать. Таким образом,  студент получает время – возможно,

самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему

усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо

для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется

уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в

аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка,

производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к

преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение

(например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не  было громких

разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате

общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон,

телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это

тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на

вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или

слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное

освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и

способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь

располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда

чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-

мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в

процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо

работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости

мускулатуры,  нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному

одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в

университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после

работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом

утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер

отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип

построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во

время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут

(сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по  коридору, не

мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например,

нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами

труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием.

Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья.

Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени

отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне

помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в

турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Профилактика вредных привычек.Следующим звеном здорового образа жизни является

 искоренение вредных

привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются

причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают

работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и

на здоровье их будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения,

которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.

Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные

болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и

забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9

минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на

15%, спортсмены знают это  по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не

стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал,

что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик

вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины

достается  тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях

курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в

семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения

опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное

курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей

кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика

(желтоватый оттенок белков  глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение

слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости,

сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность,

старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную

регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению

слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает

заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено,

что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В

результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к

нему:

- потеря чувства меры  и контроля над количеством  потребляемого алкоголя;

- нарушение деятельности  центральной и периферической  нервной системы

(психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя

(возбуждение, утрата сдерживающих  влияний, подавленность и т.п.),

обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном

систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного

цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной

железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями,

затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда

сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим

больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое

заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных

последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в

той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К

последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья

лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих

показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как

причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

Режим питанияСледующей составляющей здорового образа жизни является

 рациональное питание

. Когда о нем идет  речь, следует помнить о двух  основных законах, нарушение

которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм

получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше,

чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего

самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей,

имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к

атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету,

целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим

потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и

обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных

веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не

образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного

из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины

группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а

источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная

продукция, рыбий жир, печень.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6

ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями,

т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому

человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым

сытным должен быть обед, а самым легким - ужин.

Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя

торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не

пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без

горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии.

Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие

таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др.

Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет

слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений,

царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь

пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления,

воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего

лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов

рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека

расходует энергию не только в период физической активности (во время работы,

занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна,

отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических

функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что

у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется

7 килокалорий в час  на каждый килограмм массы  тела.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

- прием пищи только  при ощущениях голода;

- отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании,

при лихорадке и повышенной температуре тела;

- отказ от приема пищи  непосредственно перед сном, а  также до и после

серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что

физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой

ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками

белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом

случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и

незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень

переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям

и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма,

способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению

жизни.

 

Двигательная активность.

 

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа

жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и

спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических

способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления

профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура

и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских

врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают

28 калорий.

Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные

тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т.

д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые

отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день

делать минимум 10-15 тыс. шагов.

Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие

нормы недельного объема двигательной активности:

- учащихся ПТУ и средних  учебных заведений - 10 - 14 часов;

- студентов - 10 - 14 часов;

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются

сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого

из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в

одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие

дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя

гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается

сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Ты и Я./ Под ред. Капцова Л.В. – М.- Молодая гвардия. - 1989.

2. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992.

3.Космолинский Ф. П. Физическая  культура и работоспособность - М.: 1983.

4. Орловский Л. В. Скрытая  опасность (о вреде курения) -  М.: Знание, 1977.

5. Огородникова Н. Н. Холод против простуды - М.: Советский спорт, 1990.

   

 

 


Информация о работе Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья