Особенности организации занятий студентов, относящихся в специальную медицинскую группу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 12:29, научная работа

Описание работы

На сегодняшний день, занятия спортом являются неотъемлемой частью укрепления здоровья. Преподаватели физической используют большое количество форм, методов и средств, направленных на то, чтобы их занятия были продуктивными. Но те виды деятельности и нормативы, которые считаются стандартными, не всем даются с легкостью.
Речь идет о студентах, которые относятся к специальной медицинской группе. Таким людям действительно очень тяжело справляться с программой, которая рассчитана на основную группу студентов. Но это не значит, спорт- закрытый для них вид деятельности. Физкультура нужна им не менее, чем здоровым людям.

Файлы: 1 файл

Особености организации занятий физической культуры студентов СМГ.docx

— 23.83 Кб (Скачать файл)

Особенности организации  занятий студентов, относящихся  в специальную медицинскую группу

Распуткина Татьяна Сергеевна, студентка факультета педагогики и психологии

Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ

На сегодняшний день, занятия  спортом являются неотъемлемой частью укрепления здоровья. Преподаватели физической используют большое количество форм, методов и средств, направленных на то, чтобы их занятия были продуктивными. Но те виды деятельности и нормативы, которые считаются стандартными, не всем даются с легкостью.

Речь идет о студентах, которые относятся к специальной  медицинской группе. Таким людям действительно очень тяжело справляться с программой, которая рассчитана на основную группу студентов. Но это не значит, спорт- закрытый для них вид деятельности. Физкультура нужна им не менее, чем здоровым людям. Просто зачастую преподаватели не могут организовать деятельность ослабленных молодых людей и предъявляют те же требования, которые должны выполнять студенты, относящиеся к основной группе.

Для того, чтобы правильно организовать занятия физической культуры в СМГ и заинтересовать самих студентов в занятиях спорта, педагогам целесообразно придерживаться дифференцированному подходу. 

  По определению И. И. Сулейманова, дифференцированное физкультурное образование есть целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей [3].

Работая с такими студентами, преподавателю необходимо знать диагноз каждого учащегося, отнесенного к данной категории, и, учитывая особенности протекания того или иного заболевания и противопоказания к выполнению каких либо упражнений, составить комплекс физических упражнений, которые бы могли стать для студента дополнительной помощью в борьбе за здоровье.

Ниже приведены противопоказания и рекомендации, которыми должен руководствоваться преподаватель, подбирая комплекс упражнений, которые помогут укрепить здоровье студентов, а не усугубить их положение [1].

 

 

 

 

Таблица 1

Противопоказания  и Рекомендации для студентов  СМГ

 

Функциональные нарушения организма

Противопоказаны 

Рекомендуются

Сердечно-сосудистые заболевания

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания и натуживанием, резким ускорением темпа, со статическим напряжением.

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все группы мышц, в исходном положении лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе (от 20 с до 2-3 мин)

Заболевания органов дыхания

Упражнения, вызывающие задержку дыхания. Упражнения с натуживанием.

Дыхательные упражнения, способствующие тренировке полного дыхания

Заболевания почек

Упражнения с большой физической нагрузкой, прыжки, переохлаждение тела.

Упражнения, укрепляющие мышцы  передней стенки живота. Плавание ограничено до 5-10 мин. (Разрешение врача оговаривают дополнительно)

Заболевания нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (на равновесие, ограничивается время  игр)

Общеразвивающие упражнения

Заболевания органов зрения

Прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках, голове.

Общеразвивающие упражнения


 

Одной из особенностей физического воспитания является проведение занятий по специальной учебной программе, в которой занятия делятся на два периода: подготовительный и основной [2].

Подготовительный  период занимает первую часть семестра, его задачи: постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма к выполнению физических упражнений; освоение навыков самоконтроля. В этот период выполняются общеразвивающие упражнения, осваиваются элементы баскетбола, подвижные игры малой интенсивности, уделяется внимание правильному дыханию в сочетании с физическими упражнениями.

Длительность  основного периода обучения в  специальной медицинской группе зависит от приспособляемости организма студентов переносить физическую нагрузку, от состояния здоровья, пластичности и подвижности нервной системы.

Задачи  этого периода:

- формирование  основных двигательных умений  и навыков;

- повышение  общей тренированности и функциональной  способности организма переносить  физическую нагрузку.

При этом необходимо соблюдать некоторые условия [2].

Физиологическая кривая нагрузки студентов специальной  медицинской группы определяется при  подсчете пульса у них перед началом  урока, в основной его части и  в конце урока. Рекомендуется  так называемый волнообразный характер кривой, где пульс снижается во время пауз, период восстановления его не превышает 5 минут.

Интенсивность и объем нагрузки изменяются на протяжении всего цикла занятий. Так, для 1-го семестра характерна сравнительно невысокая  плотность занятия (55%). Та же картина  наблюдается и во 2-ом семестре. Это  связано с тем, что, во-первых, в  начальный период занятий нагрузка должна быть малой, а затем постепенно нарастать; во-вторых, в 1-м и во 2-м семестрах освоение нового учебного материала требует много времени. Плотность занятий заметно возрастает на 2 курсе, поскольку студенты уже освоили необходимые двигательные действия, приобрели некоторые умения и навыки, повысили уровень физической подготовленности. Плотность занятий к 4-му семестру повышается до 65-75% [2].

На занятиях СМГ целесообразно  придерживаться общепринятой структуре занятий по физическому воспитанию. Занятие состоит из четырех частей [1].

Вводная часть (3–4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения.

Подготовительная часть (10–15 мин.): общеразвивающие упражнения, выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание следует обращать на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения, требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При помощи общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» нагрузки) включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения, применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом. Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая нагрузка приходится на вторую половину основной части урока [3].

Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный  период основной части был заполнен более легкими физическими упражнениями. Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На каждом уроке проводится повторение нескольких упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, нагрузка на разные мышечные группы «рассеивается».

Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение гимнастики, легкой атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным образом за счет основной части занятия.

Заключительная часть  занятия (5 мин.) состоит из дыхательных упражнений и упражнений на расслабление. Главная задача этой части урока – восстановление функционального состояния организма учащихся после физических нагрузок. Здесь целесообразны упражнения на те мышечные группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия [3].

Действительно, дифференцированный подход является неотъемлемым элементом в структуре физического воспитания. Ведь многие студенты СМГ в школе посещали занятия лечебной физкультуры или никогда не занимались спортом. Очень важно, чтобы преподаватель был толерантным к такой группе и понимал, что спорт может быть полезен для больных только в том случаи, когда физическая нагрузка соответствует особенностям состояния здоровья каждого из студентов СМГ.

Я и сама отношусь к СМГ  и могу с уверенностью сказать о том, что своевременные и правильные действия преподавателя, направленные на вовлечение студентов специальной медицинской группы в спорт, могут не только вызвать интерес к занятиям физической культурой, но и принести пользу и изменения  физического состояния в лучшую сторону.

Если же преподаватель  не хочет понимать того, что не все  могут заниматься спортом в равной степени и говорит о том, что дифференцируемый подход не входит в его правила, тогда начинаются очень серьезные проблемы.

Чрезмерные требования, непонимание  того состояния, в котором находится  студент, недоверие студентам, когда они жалуются на ухудшение здоровья во время занятий- все это может вызвать ненависть к спорту, физической культуре.

 

Литература:

  1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах .- М.: ФиС, 1986
  2. Махперова Х.И. «Физическая культура в помощь студентам медицинской группы КазНТУ» / Алматы 2009.- 3с.
  3. Сулейманов И. И. Общее физкультурное образование / И. И. Сулейманов и др. - Омск: СибГАФК, 1999. – 268 с. 
     

Информация о работе Особенности организации занятий студентов, относящихся в специальную медицинскую группу