Рефлекторные упражнения
У детей первого года жизни
используются гимнастические упражнения,
в основе которых лежат безусловные
двигательные реакции (рефлекс ползания,
разгибания позвоночника и др.) - такие
гимнастические упражнения принято
называть рефлекторными. Они применяются
в том возрастном периоде, когда
имеются врожденные двигательные рефлексы,
или при патологических состояниях,
при которых эти рефлексы могут
быть обнаружены у детей (гипотрофия,
детский церебральный паралич). В
некоторых случаях в содержание
занятий могут включаться и рефлекторные
упражнения с использованием патологических
рефлексов.
У взрослых лиц рефлекторные
упражнения заключаются в воздействии
на мышцы, отдаленные от тренируемых. Например,
для укрепления мышц тазового пояса
и бедра применяют упражнения,
укрепляющие мышцы плечевого
пояса.
Лечебный массаж
Массаж - это совокупность механических
приёмов, посредством которых массажист
оказывает воздействие на поверхностные
ткани, и рефлекторным путем - на функциональные
системы и органы (В.И. Дубровский).
Массаж - это механическое, дозированное
воздействие на тело человека руками массажиста
или специальными аппаратами в целях лечения,
оздоровления, профилактики заболевания
(Н.А. Белая).
В отличие от физических
упражнений, где главное - тренировка,
массаж не в состоянии повышать функциональную
адаптацию организма, его тренированность.
Но в то же время массаж заметно
воздействует на кровообращение и лимфообращение,
метаболизм тканей, функции эндокринных
желез, обменные процессы.
Массаж оказывает рефлекторное
влияние на функцию внутренних органов,
в результате чего ликвидируются
застойные явления за счет ускорения
кровотока и лимфотока (микроциркуляции),
нормализуются обменные процессы, ускоряется
регенерация тканей (при травмах
и в послеоперационном периоде),
уменьшается (исчезает) боль.
Физиологическое действие массажа
связано прежде всего с ускорением
кровотока и лимфотока и обменных
процессов. Техника массажа состоит
из множества различных приёмов. Основными
являются: поглаживание, растирание, разминание
и вибрация. Применение различных приёмов
массажа связано с анатомо-физиологическими
особенностями массируемого участка тела,
функциональным состоянием пациента,
его возрастом, полом, характером и стадией
того или иного заболевания.
Различают общий и местный
массаж. При общем массаже массируют всё
тело. Местный массаж - это воздействие
на какие-либо части тела (спина, живот,
рука, нога) [4;109].
Методы лечебного
массажа: наиболее распространённым
методом является классический массаж
(основной метод в лечебном массаже), ручной
массаж, аппаратный, ножной и комбинированный.
Ручной массаж является более эффективным,
так как только руками массажист может
выявить изменения в тканях массируемой
области, выделить необходимые точки и
целенаправленно воздействовать на них.
Аппаратный метод массажа используется
как дополнительный. В зависимости от
разновидностей может выполняться как
путем непосредственного контакта с кожей,
так и через воздушную или водную среду.
Среди разновидностей аппаратного метода
массажа наибольшее распространение получили
вибрационный, гидромассаж и пневматический
массаж. В лечебной практике применяется
и электростимуляционный, ультразвуковой
массаж и др. Аппаратные виды массажа,
как и ручной массаж, могут использоваться
в процессе сегментарного, точечного и
других видах массажа. Комбинированным
называется такой массаж, в котором применяется
ручной и аппаратный массаж.
Ножной метод массажа
выполняется при помощи стоп ног:
пяткой, пальцами, а также коленями.
Чаще всего применяется в санаторно-курортных
условиях, в водных лечебницах. Лечебный
массаж в сочетании с ЛГ и другими
средствами ЛФК широко применяется
в медицинских лечебно-профилактических
учреждениях. Массаж во многих случаях
целесообразно комбинировать с
различными физиотерапевтическими
процедурами: водными, светолечением,
электролечением и т.д. Физические
методы лечения подготавливают ткани
тела к массажу. Массаж может являться
самостоятельным методом профилактики,
лечения и реабилитации [4;110].
Физиотерапия
Физиотерапия - применение физических
факторов с лечебно- профилактической
целью. Физические факторы подразделяются
на естественные природно-оздоровительные
(лучистая энергия солнца, воздушные
течения, температурное воздействие
и давление воды) и на физические
агенты, получаемые с помощью специальных
аппаратов и устройств (разные виды
электрического тока, тепла, электромагнитных
и механических колебаний и др.)
[3;23].
Классификация физических факторов.
Физические и физикохимические виды лечения
энергией физических сил природы.
- а) гидротермотерапия (водо-теплолечение);
- б) пелоидотермотерапия (грязе- и торфолечение, нафталанолечение и др.);
- в) аэро-гелиотерапия;
- г) климатолечение;
- д) талассотерапия (солнечно-морские ванны);
- е) бальнеотерапия (применение вод с разным химическим и газовым составом).
. Физические методы лечения
преобразованной энергией при
помощи аппаратов.
- а) светолечение или фототерапия (ртутно-кварцевые лампы, лампы с нитью накаливания и т.д.);
- б) электротерапия (токи низкой и высокой частоты, электрическое
- поле УВЧ);
- в) рентгенотерапия и др. [3;24].
Применение физических факторов,
получаемых аппаратным путем, в ряде
случаев имеет преимущества перед
использованием естественных природных
факторов. Лечение ультрафиолетовыми
лучами, полученными от ртутно-кварцевых
ламп, расширяет диапазон их применения
и исключает зависимость лечения
от состояния погоды. При искусственно
получаемых физических факторах печения
имеется большая возможность
более точного дозирования и
более углубленного изучения механизма
действия и лечебных эффектов в зависимости
от разных частей спектра электромагнитных
и других колебаний.
Лечебная гимнастика
Является основной формой
проведения занятий в ЛФК для
восстановления функций поврежденного
органа и организма в целом. Занятие
ЛГ состоит из трех частей: вводной,
основной и заключительной. Во вводной
части выполняются элементарные
гимнастические упражнения, подготавливающие
организм к возрастающей физической
нагрузке. Основная часть решает основные
лечебные задачи. В этой части применяются
специальные и общеразвивающие
упражнения, оказывающие положительное
воздействие на поврежденный орган
и организм в целом. Подбор специальных
упражнений должен проводиться с
учетом формы заболевания, клинического
течения болезни, общего состояния
больного. В заключительную часть
занятия включаются элементарные гимнастические
упражнения, способствующие расслаблению
мышц и снижению общей физической
нагрузки [4;25].
Таким образом, мы рассмотрели
основные методы ЛФК.
Направления лечебной физкультуры
В последние годы в нашей
стране, как и во всем мире, неуклонно
возрастает внимание к проблеме восстановительного
лечения, или реабилитации. Широко проводятся
исследования с участием ученых ряда
стран по научному обоснованию принципов
и разработке методов восстановительного
лечения больных и инвалидов,
по созданию различных видов реабилитационных
программ и разработке критериев
их оценки и эффективности, происходит
объединение различных служб
и учреждений, принимающих участие
в восстановительном лечении
больных, организуются центры реабилитации.
Реабилитация - это комплексная многоплановая
проблема, имеющая различные аспекты
- медицинский, физический, психический,
профессиональный и социально-экономический.
Под физическим аспектом реабилитации
следует понимать систему, включающую
в себя все вопросы, относящиеся
к применению физических факторов в
восстановительном лечении больных
(средства ЛФК, интенсивные тренировки,
двигательная активность и др.). Основное
назначение физических факторов - всемерное
повышение физической работоспособности
больных, лимитированной при основном
заболевании. Физическая работоспособность
может возрастать и под влиянием
только медикаментозного лечения. Разница
заключается лишь в том, что, будучи
узконаправленными по механизму
специфического действия, медикаментозные
средства действуют на одно-два звена
в патогенетической цепи заболевания,
в то время как физические факторы
оказывают более широкое воздействие
не только, например, на сердечно-сосудистую
систему, но и на легочную систему, тканевое
дыхание, свертывающую и противосвертывающую
системы и т.д. Пренебрежительное
отношение к физическому аспекту
в прошлом приводило к весьма
неблагоприятным последствиям - затягиванию
сроков постельного режима, стационарного
лечения и временной нетрудоспособности
больных. Значительная часть больных
были не в состоянии в течение
продолжительного времени вернуться
к трудовой деятельности. У больных
развивалась фобия активных движений,
а также другие соматические расстройства,
связанные с гиподинамией, что
значительно ухудшало эффективность
проводимой терапии. Физический аспект
реабилитации предусматривает изучение
реакции организма на применяемые
средства ЛФК. В настоящее время
широко используются методы изучения
легочной вентиляции и газообмена при
физической нагрузке, проводятся разнообразные
эргометрические исследования, телеметрические
методы контроля при назначении больным
различных нагрузок и др. Все это
позволяет точнее и адекватнее назначать
больным физические нагрузки (при
необходимости - до уровня субмаксимальных),
а также предупреждать возможное
неблагоприятное влияние последних.
Следует, однако, подчеркнуть известную
условность выделения физического аспекта
реабилитации, который тесно связяан с
другими ее аспектами. Высокая физическая
активность зависит от хорошего состояния
здоровья и является необходимым условием
сохранения профессиональной активности.
Таким образом, существует тесная связь
медицинского, профессионального и физического
аспектов реабилитации. Спортивная медицина
является частью общей медицинской пауки,
частью клинической медицины и включает
в себя все то, что должно обеспечить совершенствование
здоровья и функционального состояния
как здорового, так и больного человека
средствами физической активности. Поэтому
в определении упоминается и гиподинамия,
изучение влияния которой является прерогативой
спортивной медицины. Это необходимо,
во-первых, потому, что нельзя изучать
влияние интенсивной физической нагрузки,
не изучая одновременно влияние гиподинамии;
во-вторых, потому, что число лиц с так
называемым детренированным сердцем в
современном обществе растет и надо уметь
дозировать им физическую нагрузку; в-третьих,
потому, что определенные сроки искусственно
создаваемой гиподинамии у спортсменов
могут оказывать положительное влияние
на рост спортивных достижений в дальнейшем
Существенным в определении спортивной
медицины является также то, что она изучает
не только положительное, но и отрицательное
влияние физической нагрузки, возможное
при нерациональном ее использовании.
Такое понимание спортивной медицины
требует пересмотра понятия о врачебном
контроле. Официальная формулировка сводила
это понятие только к изучению состояния
здоровья и тренированности в целях содействия
интенсивному использованию средств и
методов физического воспитания для укрепления
здоровья, физического совершенствования
и достижения наилучших спортивных результатов.
И это было справедливо на первых этапах
развития физкультурного движения в нашей
стране. Наиболее острой и основной проблемой
спортивной медицины в то время была организация
врачебного контроля за занимающимися
физической культурой и спортом. При этом
подразумевалось, что объект исследования,
т.е. спортсмен, всегда здоров, поскольку
спорт и здоровье - это синонимы. Поэтому
в настоящее время следует говорить не
столько о врачебном контроле, сколько
о широкой системе врачебных наблюдений
за спортсменами и лицами, занимающимися
оздоровительной физкультурой. В учебнике
использован, помимо обширного отечественного
и зарубежного материала, личный научно-практический
опыт, приобретенный автором за время
многолетней работы по реабилитации больных
и инвалидов, а также опыт преподавания
спортивной медицины [5;17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проанализировав специфику
организации ЛФК, методы и виды ЛФК
и ее основные направления, мы пришли
к следующим выводам:
- Курирование лечебной и оздоровительной физкультурой и контроль за ней являются базовыми организационными проблемами;
- Продумывая план лечения больных, лечащий врач должен определить определенный режим и в зависимости от результатов назначать больному различные способы ЛК. Лечащий врач определяет эффективность ЛК, как и все другие методы лечения. Он же сам и контролирует реакции пациентов на занятия физическими упражнениями ЛК (особенно тяжелобольных и в начале лечебного курса).
- Методы ЛФК основные: физические упражнения, естественные факторы природы, физиотерапия, лечебный массаж, лечение положение, двигательный режим; методы ЛФК дополнительные: трудотерапия, механотерапия, тракционная терапия, игры (дозированные игры);
- В последние годы в нашей стране, как и во всем мире, неуклонно возрастает внимание к проблеме восстановительного лечения, или реабилитации. Широко проводятся исследования с участием ученых ряда стран по научному обоснованию принципов и разработке методов восстановительного лечения больных и инвалидов, по созданию различных видов реабилитационных программ и разработке критериев их оценки и эффективности, происходит объединение различных служб и учреждений, принимающих участие в восстановительном лечении больных, организуются центры реабилитации.
ЛИТЕРАТУРА
- Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж: учебно-методическое пособие для медицинских работников. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2004. - 272 с.: ил. Дубровский В.И.
- Лечебная физическая культура (кинезиотерапия): учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 608 с.: ил. Каулина Е.М.
- Физиотерапия в реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебное пособие / Е.М. Каулина, филиал СГУТ и КД в г. Н.Новгород. - Н.Новгород: типография «Принт ЕС», 2008.69 с.
- Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; под ред. С.Н. Попова. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
- Физическая реабилитация: учебник для студентов высших учебныхзаведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под общей ред. проф. С.Н. Попова.- 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 608 с. (Высшее образование).