Педагогическая валеология. Педагогическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 18:14, реферат

Описание работы

При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.
Объект науки - это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать материальные и нематериальные явления, тела, процессы; живые, биологические и абстрактные системы; биологические организмы разной степени сложности. В качестве объекта научного (теоретического и эмпирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д.

Файлы: 1 файл

Pedagogicheskaya_valeologia_Pedagogicheskaya_psikho.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

Дифференциальная валеология занимается исследованием индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической оценке индивида; разрабатывает методологию построения индивидуальных программ изменения количества и качества здоровья.

Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессионального тестирования и профессиональной ориентации, построенных на научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности. Кроме того, она рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности.

Специальная валеология исследует влияние различных особых, опасных для жизни человека и экстремальных факторов на здоровье человека и критерии безопасности этих факторов, определяет методы и средства сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия таких факторов. Специальная валеология тесно связана с дисциплиной "основы безопасности жизнедеятельности".

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье.

Экологическая валеология исследует влияние природных факторов и последствий антропогенных изменений в природе на здоровье человека, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья. Вмешательство человека в естественное развитие природы создает все более отчетливые противоречия между ней и человеческим организмом, представляющим собой продукт биологической эволюции.

В связи с этим валеология должна, с одной стороны, изучать характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой – разрабатывать рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.

Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом. В сфере интересов социальной валеологии и изучение состояния здоровья в социальных группах (постоянных или временных), как в целом (коллективы, группы), так и каждого из ее элементов.

Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии.

Список литературы

  1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2-е изд., испр.- М.: Флинта: Наука, 2002.- 416 с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М.:Аспект - пресс, 2004 - ISBN 5-7567-0138-9
  3. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения.- СПб.: ДЕАН, 1998.- 232 с.
  4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1997. - 352с. - ISBN 978-5-699-24415-7
  5. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник/ Елена Евгеньевна Тен.- 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 256 с.
  6. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования [Текст] /Б.С. Волков. - 5-е изд. - М.: Академический проект, 2006
  7. Вайнер Э.Н. Валеология.- М., 2002.- 416 c.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] /учеб.пособие / И.А. Зимняя. - М: ИНФРА-М, 2008 - ISBN 5-94807-015-8
  9. Лубовский Д.В. введение в методологические основы психологии [Текст] / учеб.пособие для вузов /Д.В. Лубовский - 2-е изд. - М.:МПСИ, 2007 - ISBN 978-5-9770-0216-5
  10. Немов Р.С. Психология Кн. 2. [Текст] / Р.С. Немов - М.: «ВЛАДОС», 1998. - 640с. - ISBN 5-691-00112-4
  11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001 - ISBN 5-7695-0684-9

 

 

 


Информация о работе Педагогическая валеология. Педагогическая психология