Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:56, реферат
Развитие спорта и рост рекордов определены такими социально-экономическими факторами, как уровень жизни населения, поддержка со стороны государства, наличие спортивных баз и инвентаря, организация детско-юношеского спорта, изменения системы международных и национальных соревнований, материально-техническое и медицинское обеспечение спорта.
Стратегия подготовки национальных сборных команд
Успех национальной команды на международной арене может быть обеспечен двумя путями. Американский путь - это подготовка большого количества высококвалифицированных спортсменов и формирование национальной сборной из сильнейших пловцов на отборочных соревнованиях. С 60-х гг. в США действует стройная и стабильная система многоступенчатых соревнований в возрастных группах, постепенно приводящая большое количество спортсменов к результатам международного уровня. Такая система опирается на сложившиеся традиции, огромное количество бассейнов и спортивных клубов, развитый студенческий спорт и не в последнюю очередь - на климатические условия и экстраординарные финансовые возможности.
Второй путь - стратегия, разработанная в социалистических странах (СССР и ГДР), где научно обоснованная система отбора и подготовки спортсменов, государственная поддержка научных изысканий привели к тому, что спортсмены этих стран в 1976 г. приблизились по уровню результатов к признанным на протяжении многих десятилетий лидерам - пловцам США
Как показала практика, этот опыт был успешно использован другими странами. Концентрация усилий на подготовке сильнейших спортсменов страны приводит к иным соотношениям мест в списках 150, 10 сильнейших и завоеванных медалей. Так, у мужской команды Австралии число мест в списках 150 варьируется от 5 до 8 %, тогда как в списках 10 - от 8 до 21 %. При этом спортсмены Австралии на последних чемпионатах мира и Олимпийских играх завоевывают по 16-20% от общего числа медалей, а по числу золотых медалей на Чемпионате мира в 2001 г. впервые с 1956 г. обошли команду США. Аналогичная картина довольно высокое представительство национальной команды в списке 10 при относительно невысоком числе мест в списках 150 спортсменов характерно для женских команды Китая и Германии, мужской и женской команд Нидерландов. Пловцы из Нидерландов составляют от 0,5 до 2,2 % в списках 150 сильнейших в течение последнего десятилетия. Их доля в списке 10 до 1995 г. составляла менее 1 %, а в последние годы возросла до 4 %. При этом в 2000--2001 гг. спортсмены этой страны завоевали 5-8% от всех медалей, из них 8-15 % - золотые. Эти данные на первый взгляд подтверждают мнение [1], что успехов на международной спортивной арене можно добиться с меньшим количеством высококвалифицированных спортсменов. Но нельзя сбрасывать со счетов то, что во всех этих странах результаты участия сборных команд в Олимпийских играх рассматриваются как важнейшее событие общенационального значения. Подготовке к Играм предшествует разработка широкомасштабных программ, в которых значительное место отводится патронажу и помощи государственных органов [10, 34].
Как известно, пловцы Австралии потерпели серьезное поражение на Олимпиаде в Монреале в 1976 г., где им досталась лишь одна бронзовая медаль. Из этой неудачи руководство австралийского спорта сделало серьезные выводы и приняло специальную правительственную программу. Возможно, этому "помогло" провальное выступление всех австралийских спортсменов на этой Олимпиаде, где ими были завоеваны 1 серебряная и 4 бронзовые медали. На основании опыта социалистических стран был создан австралийский институт спорта, на 60 % финансирующийся из федерального бюджета. В настоящее время это современный центр, общая стоимость сооружений которого превышает 100 млн долларов, одновременно выполняющий следующие функции [21, 36, 37]:
- непосредственная подготовка
спортсменов сборных команд
- регулярные глубокие
медико-биологическое
- фундаментальные научные исследования в области спорта (физиология, биомеханика, психология и др.);
- повышение квалификации тренерских кадров.
Подчеркнем, что государство обеспечивает получение спортсменами образования и дальнейшую служебную карьеру.
Научные исследования и медико-биологические обследования команд проводятся на самой современной научной базе. Так, например, барокамера - так называемый "высотный дом" с внутренним помещением объемом в 138 м3 рассчитан на пребывание в условиях пониженного содержания кислорода в воздухе одновременно группе до 10 человек.
Для осуществления тренировочного процесса, проведения семинаров и научных изысканий регулярно приглашаются ведущие тренеры и научные работники со всего мира (типичный пример - приглашение известного российского тренера Г. Турецкого вместе с его учеником А. Поповым). Ежегодно в этом институте, расположенном в г. Канберра, к занятиям приступают 600 студентов. Кроме того, постоянно расширяется сеть региональных центров и спортивных баз, которые курирует институт. На Олимпийских играх в Сиднее выступали 320 спортсменов института, которые в общей сложности завоевали 7 золотых, 11 серебряных и 13 бронзовых медалей (более половины всех полученных Австралией наград) [35].
Аналогичные центры подготовки элитных спортсменов успешно работают во Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Китае и других странах.
Выступления российских пловцов на крупнейших международных соревнованиях в последнее десятилетие
На последнем Чемпионате мира (Фукуока, 2001 г.) российские пловцы завоевали 6 медалей (1 золотую), сделав шаг вперед по сравнению с выступлением на Олимпиаде в Сиднее в 2000 г. (1 серебряная и 1 бронзовая медали). Тем не менее уровень 1994--1996 гг., когда российские пловцы завоевывали по 8-11 медалей (из них по 4 золотые), пока, к сожалению не достигнут. На рис. 5 представлены результаты выступления сборной команды России на Чемпионатах мира и Олимпийских играх с 1994 по 2001 г. (золотые медали и общее количество медалей выражены в процентах от общего числа разыгрываемых медалей в связи с тем что программа соревнований существенно расширилась в эти годы).
Анализ количества российских пловцов, попавших в число 150 сильнейших спортсменов мира в индивидуальных дисциплинах (бассейн 50 м), показывает, что это число неуклонно возрастает: 75 мужчин и 56 женщин в 1992 г., 112 и 58 - в 1995 г., 135 и 99 в 2001 г. Однако, выразив эти данные в процентном отношении, можно видеть, что доля российских пловцов-мужчин в списках 150 сильнейших колеблется от 3,0 % в 1994 г. до 5,3 % в 1995 г. и в 2001 г. (рис. 6). У женщин ситуация несколько иная - до 1999 г. их доля составляла от 1,7% в 1997 г. до 2,7 % в 1992 г., за два последних года наметилась тенденция к увеличению до 3,9% в 2001 г. Это означает, что в течение последнего десятилетия в нашей стране регулярно подготавливалось большое число высококвалифицированных спортсменов. Доля пловцов России в списках 150 сильнейших лишь немногим уступает Австралии, примерно равна Германии и заметно превышает представительство Италии, Нидерландов, Украины. В то же время представительство российских пловцов-мужчин в мировых десятках постепенно снижалось с 10 % в 1995 г. до 3,5 % в 1999 г., у женщин - с 4,3 % в 1994-1995 гг. до 0,6 % в 1999 г.
Тем не менее не стоит недооценивать потенциал российского плавания. Но перейти на качественно новый уровень невозможно без разработки специальной федеральной программы, ориентированной на современные реалии спорта высших достижений.
Перспективы совершенствования системы подготовки элитных пловцов
1. Повышение квалификации тренерских кадров, повышение культуры тренировки напрямую связано с информационным обеспечением системы спортивной тренировки пловцов. В мире ежегодно выпускаются десятки книг, видеофильмов, мультимедийных пособий на CD-ROM. Регулярно выходит большое количество журналов, публикуются материалы многочисленных конференций. Принципиально новые возможности для повышения квалификации тренеров предоставляет Интернет. На англоязычных сайтах оперативно освещаются новости мира плавания, доступны списки сильнейших спортсменов, протоколы соревнований с анализом технико-тактических параметров соревновательной деятельности, результаты фундаментальных и прикладных научных исследований в области техники плавания и медико-биологического обеспечения тренировки, советы и рекомендации ведущих тренеров мира и многое другое. Отставание нашей страны в этой области просто катастрофическое и с каждым годом все углубляется.
2. Проблема поиска выдающихся исполнителей. Совершенно очевидно, что олимпийских высот может достичь только высокоодаренный пловец, обладающий специфическими особенностями телосложения, гидродинамическими качествами, высочайшим уровнем здоровья, физических и психических способностей, а также технического и тактического мастерства. В связи с этим решающее значение имеет налаженная система поиска и отбора особо одаренных спортсменов . Каждому этапу многолетней спортивной тренировки соответствует свой комплекс критериев, определяющий перспективы достижения высот спортивного мастерства [4].
3. Дальнейшая интенсификация тренировки. Во многом это связано с тем, что дальнейший прогресс мировых достижений в плавании за счет развития аэробной мощности себя полностью исчерпал. Повышение аэробной емкости и экономичности также не может быть главным (а тем более единственным) направлением спортивного совершенствования у пловцов экстра-класса, поскольку предельные по объему нагрузки на уровне ПАНО и в аэробной зоне, как правило, уже достигнуты на предыдущих этапах многолетней подготовки. На первый план выходит поиск методики, улучшающей анаэробные возможности ведущих пловцов на базе высокого уровня развития аэробной выносливости в возрастных группах в комплексе с применением эргогенических средств, таких как специализированное питание, фармакология, физиотерапевтические методы, а также воздействия биоклиматических факторов. Резервы для этого имеются: так, у бегунов на соответствующих дистанциях (например, дистанции 200 м в плавании соответствует дистанция 800 м в легкоатлетическом беге) парциальные объемы анаэробных нагрузок примерно в 2-3 раза превышают соответствующие значения у пловцов (у спринтеров эти различия еще больше) [16, 24].
4. Современное материально-
5. Регулярный мониторинг
состояния спортсмена с
6. Поиск рациональных вариантов техники плавания с помощью современных технологий (создание физических и компьютерных моделей движителей, 3-мерная видеозапись и т.п.). Это дае также возможность модифицировать индивидуальную технику пловца, оптимальную для его антропометрических, гидродинамических, силовых и других индивидуальных возможностей.
7. Социальные гарантии
для спортсменов и тренеров. Неотъемлемыми
атрибутами большого спорта
Список литературы
1. Бауэр В.Г. Социальная
значимость физической
2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1978. - 152 с.
3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: ФиС, 1986. - 191 с.
4. Булгакова Н.Ж., Платонов В.Н. Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки // Плавание. Киев, 2000, с. 150-188.
5. Булгакова Н.Ж., Чеботарева
И.В. Анализ тренировочных программ
и специальной
6. Булгакова Н.Ж., Чеботарева И.В. Изменение тренировочных программ и специальной подготовленности юных пловцов 11-16 лет за период 1970-1990 годов // Наука в олимпийском спорте. 2001,№ 1, с. 49-54.
7. Бунак В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в свете советских соматологических исследований // Вопросы антропологии. 1968, вып. 28, с. 36-59.
8. Вайцеховский С.М. Советские пловцы в 1973-1974 годах // Научно-спортивный вестник. 1974, № 3, с. 18-21.
9. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. - М.: ФиС, 1970. - 182 с.
10. Васин В.А. Международные
спортивные организации и
11. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 2, с. 21-26, 39-42.
12. Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теор. и практ. физ. культ. 1967, № 4, с. 19-20.
13. Волков Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке// Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 5, с. 21-49.
14. Волков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов. - М.: Спортакадемпресс, 2001. - 80 с.
15. Волков Н.И., Попов О.И.
Историографический анализ
16. Габрысь Т. Анаэробная работоспособность спортсменов: лимитирующие факторы, тесты и критерии, средства и методы тренировки: Автореф. докт. дис. М., 2000. - 47 с.
17. Гордон С.М. Тренировка в циклических видах спорта на основе закономерностей соотношений между тренировочными упражнениями и их эффектом: Автореф. докт. дис. М., 1986. - 48 с.
18. Жемчужников А.А. Водный спорт: Плавание и гребля. - М.: Новая Москва, 1926. - 69 с.
19. Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: ФиС, 1986.
Информация о работе Плавание в xxi веке: прогнозы и перспективы