Подвижная игра как средство увеличения быстроты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: развивать физические качества и внимание детей 5-6 лет посредством подвижных игр.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить теорию и практику исследования развития физических качеств и внимания детей старшей группы.
2. Выявить актуальный уровень развития физических качеств и внимания у детей во время проведения подвижных игр
3. Постепенно развивать ловкость, быстроту и внимание у дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Совершенствование двигательных качеств у дошкольников
1.2 Особенности развития внимания дошкольников
1.3 Значение подвижных игр в воспитании дошкольников
Глава 2 РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР
2.1 Констатирующий этап: исследование быстроты, ловкости
2.2 Формирующий этап: организация подвижных игр
2.3 Контрольный этап: итоги работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

 

У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием  силы, быстроты, ловкости увеличиваются  длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить  большие расстояния. Точность попадания  в цель при метании, точность приземления  при прыжках, соблюдение направления  в ходьбе, беге свидетельствуют о  наличии хорошего глазомера. Ребенок  не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более  сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той  или иной степени основные двигательные качества.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Ловкость – это способность  человека быстро осваивать новые  движения, а также перестраивать  их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К  развитию ловкости приводит систематическое  разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям  приходится непрерывно переключаться  от одних движений к другим, заранее  не обусловленным; быстро, без всякого  промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается  при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих  внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы  на лыжах на горку и спуски с  нее и др.), с использованием различных  предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными  заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч  или шнур).

Методика исследования ловкости (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н., Ермак  Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.)

Обегание предметов. На дистанции 10 метров расставляются 10 предметов (кубики, кегли, набивные мячи). Расстояние между  ними составляет 1 метр. До первого и  после последнего – 1,5 метра. По команде  «Марш» ребёнок бежит «змейкой»  между предметами от линии старта до линии финиша. Даётся две попытки  с интервалом для отдыха 2–3 минуты. Фиксируется лучший результат.

Быстрота – способность  человека выполнять движения в наикратчайшее  время. Высокая пластичность нервных  процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условнорефлекторных  связей у детей создают благоприятные  условия для развития у них  быстроты. Быстрота развивается в  упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей  скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый  и очень быстрый), а также в  подвижных играх, когда дети вынуждены  выполнять упражнения с наивысшей  скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые  упражнения: прыжки, метание (толчок при  прыжке в длину и в высоту с  разбега, бросок при метании совершается  с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при  этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Методика исследования быстроты (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н., Ермак  Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.)

Бег – 30 метров. Разместить беговую дорожку длиной не менее 40 метров. До линии старта и после  линии финиша должно быть 5–6 метров (для предупреждения снижения скорости). В конце дорожки ставится яркий  ориентир. Даётся две попытки с  интервалом для отдыха 2–3 минуты. Фиксируется  лучший результат прохождения дистанции  от старта до финиша. Бег с высокого старта.

На данном этапе участвовали  обе группы. С детьми была проведена  методика исследования ловкости, быстроты.

По результатам исследования, полученные данные мы представили в  виде графиков.

Первый график (Приложение 3) представляет собой сравнительный  результат контрольной и экспериментальной  групп по исследованию физического  качества – быстроты.

Видно, что дети контрольной  группы имеют следующие показатели: Виталик, Ирина, Ренат имеют высокий  результат (7,0),

Анжелика, Тоня, Лера имеют  низкий результат (8,0),

Маша, Аделя, Оксана, Рената, Игорь, Дима, Миша, Никита и Серёжа –  средний (7,5 – 7,8).

Результат в процентах:

3 человека – 10% – высокий  показатель быстроты,

3 человека – 10% – низкий  показатель,

9 детей – 80% - средний.

В экспериментальной группе следующие показатели:

Майя, Влада, Света – низкий показатель (8,0),

Аня, Катя, Нина, Кристина, Валерий, Артур, Никита, Женя, Айрат, Максим, Саша, Алёша – средний показатель быстроты (7,5 – 7,8).

Результат в процентах:

3 человека – 10% – низкий  показатель,

12 детей – 90% - средний.

Второй график (Приложение 4) представляет собой сравнительный  результат контрольной и экспериментальной  групп по исследованию физического  качества – ловкости.

Мы видим следующие  показатели контрольной группы:

Оксана, Миша, Серёжа, Виталик  имеют высокий результат (6,0),

Ренат, Аделя, Ира, Анжелика, Тоня, Дима, Никита – средний (6,5),

Лера, Маша, Рената, Игорь  – низкий (7,0).

Результат в процентах (контрольной  группы):

4 человека – 25% – высокий  показатель ловкости,

7 человек – 60% – средний,

4 человека – 25% – низкий  показатель.

В экспериментальной группе следующие показатели:

Влада, Артур, Саша, Айрат, Алёша  – низкий показатель (7,0),

Аня, Катя, Нина, Кристина, Валерий, Никита, Майя, Света, Женя, Максим,–  средний показатель ловкости (6,5).

Результат в процентах:

5 человек – 30% – низкий  показатель ловкости,

10 детей – 70% – средний.

Так как показатели быстроты, ловкости детей группы № 9 выше, чем  у детей группы № 12, мы решили продолжить работу с группой № 12.

 

2.2 Формирующий этап: организация подвижных игр

 

На данном этапе мы подобрали  серию подвижных игр, физкультурных  упражнений для развития быстроты, ловкости у детей старшей группы. Игры проводились с детьми в течение  двух месяцев, в различных режимных процессах (прогулки, игры и занятия).

Для развития ловкости, быстроты использовали такие игры, как: «Ловись, рыбка!», «Цыплята», «Два медведя», «Лиса, где ты?», «Запрещённое движение», «Корзина с фруктами», «Тропинка», «Воздушная тревога!», «Народный мяч», «Тяни  – толкай».

Игры с детьми проводились  ежедневно. До обеда, на улице играли в: «Ловись, рыбка!», «Цыплята», «Два медведя», «Лиса, где ты?», «Народный мяч», «Воздушная тревога!» и т.п.

После сна в помещении  группы проводились такие игры, как: «Запрещённое движение», «Корзина с  фруктами», «Тропинка», «Молния», «На  одном дыхании», «Школа мяча», «Удержи  верёвочку» и т.д.

Незнакомые, новые для  детей игры вначале всегда вызывали интерес, но при повторении игр у  детей стали появляться предпочтения к той или иной игре. В последствии  дети уже самостоятельно, без нашего вмешательства, организуют малые группы играющих. Но в нашей группе такие  дети, как Света, Влада, Максим –  не могли самостоятельно играть в  интересующие их игры, так как не являлись лидерами, не могли настоять на своём желании поиграть именно в эту игру. Поэтому нам приходилось  помогать им в организации игр. Такие  игры, как: «Лиса, где ты?», «Народный  мяч», «Воздушная тревога!», «Лабиринты»  особенно нравились Саше, Артуру, Никите, Ане. А игры «Будь внимателен», «Клад» имели большую заинтересованность у Кати, Кристины, Майи, Алёши.

2.3 Контрольный этап: итоги работы

После проведения серии подвижных  игр и упражнений с детьми группы № 12, мы решили проверить, насколько  изменились показатели быстроты, ловкости. С этой целью снова провели  методики.

Третий график (Приложение 5) – это сравнительный результат  контрольной и экспериментальной  групп по исследованию физического  качества – быстроты.

Видно, что дети контрольной  группы имеют следующие показатели: Виталик, Ирина, Ренат имеют высокий  результат (7,0),

Лера - низкий результат (8,0),

Маша, Аделя, Рената, Игорь, Дима, Миша, Никита и Серёжа, Анжелика, Тоня – средний (7,5 – 7,8).

Результат в процентах:

3 человека – 10% – высокий  показатель быстроты,

1человек – 5% – низкий  показатель,

11 детей - 85% - средний.

В экспериментальной группе следующие показатели:

Женя, Максим, Алёша– высокий  показатель (7,0),

Аня, Катя, Нина, Кристина, Валерий, Артур, Никита, Майя, Влада, Света, Айрат, Саша– средний показатель быстроты (7,5 – 7,8).

Результат в процентах:

3 человека – 10% – высокий  показатель,

12 детей – 90% - средний.

Четвертый график (Приложение 6) – это сравнительный результат  контрольной и экспериментальной  групп по исследованию физического  качества – ловкости.

Видно, что дети контрольной  группы имеют следующие показатели:

Виталик, Серёжа, Оксана, имеют  высокий результат (6,0),

Рената, Игорь - низкий результат (7,0),

Маша, Аделя, Рената, Ирина, Лера, Дима, Миша, Никита и Анжелика, Тоня – средний (6,5).

Результат в процентах:

3 человека – 10% – высокий  показатель ловкости,

2 человека – 5% – низкий  показатель,

10 детей - 85% - средний.

В экспериментальной группе следующие показатели:

Женя, Катя, Света, Максим –  высокий показатель (6,0),

Аня, Алёша Нина, Кристина, Валерий, Никита, Майя, Айрат, Саша –  средний показатель ловкости (6,5),

Влада, Артур – низкий показатель.

Результат в процентах:

4 человека – 20% – высокий  показатель,

9 детей – 75% - средний,

2 человека – 5% - низкий  показатель ловкости.

Наши рисунки наглядно демонстрируют, что Лера (контрольная  группа, быстрота), Рената, Игорь (контрольная  группа, ловкость) понизили результаты, а Женя, Максим, Алёша (экспериментальная  группа, быстрота), Женя, Катя, Света, Максим (экспериментальная группа, ловкость) повысили результаты.

Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод: после проведения серии  подвижных игр, физкультурных упражнений, ловкость и быстрота детей экспериментальной  группы повысились.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, подтвердилась гипотеза, что подвижные игры способствуют улучшению психофизических качеств  у дошкольников.

Народная мудрость гласит: «Здоровье всему голова», «Здоровью  цены нет». Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого  родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?

Анкетирование родителей  детей, которые посещают детский  сад показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных  игр. Родители зачастую оберегают своих  малышей от физических усилий (не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди), даже от здорового соперничества  в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует принести только один вред. Доказано, что подвижные игры и  физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и  тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка - например, развитие речи.

Поэтому считается, что в  детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение  родителей, включая теоретические  и практические знания, обмен опытом воспитания детей-дошкольников.

Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность  разных организационных форм, преемственность  физического воспитания в детском  саду и в семье.

Быть в движении – значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного  педагогического воздействия формируются  здоровье, общая выносливость и работоспособность  организма и другие качества, необходимые  для всестороннего гармонического развития личности.

При проведении подвижных  игр, развлечений дети получают возможность  проявлять большую активность, самостоятельность  и инициативу в действиях.

Физкультурные эстафеты и  игры состязательного характера  помогают детям закрепить основные движения и повысить двигательную активность.

Методы использованные при  работе над курсовой работой: анализ научно-методической работы, наблюдение, эксперимент.

Существенными трудностями  при работе над работой были: обобщение, анализ и систематизация собранного материала по данной проблеме.

 
 

ВЫВОДЫ

1. При подготовке к  работе над курсовой работой  был изучен ряд основных методических  материалов (методик) по развитию  физических качеств детей старшей  группы. Несмотря на то, что физическое  воспитание занимает одно из  центральных мест в воспитательно-образовательной  работе с дошкольниками, в современных  программах данный раздел содержит  лишь перечень двигательных навыков,  которые следует прививать детям.  Поэтому необходимо составлять  конспекты занятий, которые были  бы ориентированы не только  на двигательное развитие детей,  но и на их общее и речевое  развитие, формирование психики,  интеллекта, таких анализаторных  систем, как зрительные, слуховые.

2. Во 2 главе данной работы  были озвучены методы исследования  физических качеств. Мы на практике  выявили актуальный уровень развития  быстроты и ловкости. Все методы  воспитания в детском дошкольном  учреждении направлены на достижение  всестороннего гармонического развития  ребёнка, обеспечение формирования  самостоятельности, инициативы, активности  и других положительных качеств  личности. Игры и развлечения  – непременные спутники жизни  детей в семье и в дошкольных  учреждениях. В руках педагога  игры представляют собой важное  средство всестороннего развития  и воспитания ребёнка.

Информация о работе Подвижная игра как средство увеличения быстроты