Подвижные игры в процессе физического воспитания детей 5-7 лет, занимающихся гимнастикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств — одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно — бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие, классификация подвижных игр и их роль
в физическом воспитании детей 5 – 7 лет. 6
1. 1. Понятие и классификация подвижных игр. 6
1.2. Значение подвижных игр в физическом воспитании детей 5-7 лет 12
Глава 2. Методика проведения подвижных игр. 17
2.1 Способы подбора подвижных игр для детей дошкольного возраста. 17
2.2. Подготовка и руководство игрой. 20
2.3 Создание условий для проведения игр и упражнений. 25
Заключение. 29
Список литературы. 31

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению взять себя в руки после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, а позднее В.М. Богусловская, А.И. Быкова, А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина, Н.Г. Кожевникова, Н.Н. Кильпио и др.

Наиболее простая и доступная квалификация была составлена П.Ф. Лесгафтом, Е.А. Покровским, В.В. Гориневским.

 Игры  классифицируются: по сложности, двигательному  содержанию, степени физической  нагрузки, использованию пособий  и снарядов, по преимущественному  формированию физических качеств. Классификация подвижных игр.

 При  классификации подвижных игр  по сложности их разделяют  на элементарные и сложные  игры. К элементарным играм относятся:

 –  сюжетные игры – имеют готовый  сюжет и твердо зафиксированные  правила, игровые действия связаны  с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это  игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей  группой). Народные игры относятся  к сюжетным;

 –  бессюжетные игры содержат интересные  для детей двигательные игровые  задания, ведущие к достижению  понятной им цели. Это игры  типа перебежек, ловишек (не имеют  сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия);

 –  игры с элементами соревнования (индивидуального и группового); – несложные игры-эстафеты (проводятся  с разделением на команды; ребенок  стремится выполнить задание, чтобы  улучшить результат команды) и  т.д.;

 –  игровые упражнения, где каждый  ребенок действует отдельно, выполняя  указания взрослого.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции. В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств:

 –  игры на формирование ловкости;

 –  игры на формирование быстроты;

 –  игры на формирование выносливости;

 –  игры на формирование силы.

Классификация подвижных игр по двигательному содержанию:

– игры с ходьбой;

– игры с бегом;

– игры с лазанием;

– игры с прыжками;

– игры с метанием.

 Классификация  подвижных игр по степени физической  нагрузки:

 –  игры большой подвижности –  одновременно участвует вся группа  детей, построены они в основном  на таких движениях, как бег  и прыжки;

 –  игры средней подвижности –  активно участвует вся группа, но характер движений играющих  относительно спокойный (ходьба, передача  предметов) или движение выполняется  подгруппами;

 –  игры малой подвижности – движения  выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их  незначительна (игры с ходьбой, игры  на внимание).

 

1.2. Значение подвижных игр в  физическом воспитании детей 5-7 лет

Значение подвижных игр для воспитания, развития и обучения ребенка

 

 

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода — гиподинамии.

Ценность игры как средства познания мира и подготовки новых поколений к жизни была понята довольно давно и использовалась в  воспитательных целях. С первых шагов своей жизни ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества через  игру.  Игра развивает  ум,   совершенствует   восприятие,   формирует   механизм координации и управления движениями, дает исключительный опыт операций  с орудиями труда и различными предметами;  развивает психические качества и многое другое. И в дальнейшем она сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную для каждой человека  потребность  в   движении  и  творческой   деятельности протяжении всей его жизни. Именно в этом основная причина той "собой популярности, которой пользуются игры у народов всего мира.

Подвижные игры воспитывают национальную культуру. Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому подвижные игры — это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.

Диапазон их применения поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства и юности игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. И это понятно, поскольку истинную ценность игровой двигательной деятельности просто трудно полностью представить и правильно оценить.

Важнейшая особенность подвижных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

Значение игр возрастает благодаря возможности широкого их их пользования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде, на коньках и т. д. — это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности и обеспечивают полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания. При желании этот круг может быть значительно расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях.

Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всем быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствуем формированию двигательной сферы детского организма.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества очень важные в повседневной  жизни. Вместе с ними развиваются способности  к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

Подвижные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них — активность и самостоятельность играющих, соревновательный характер и коллективность действий в непрерывно меняющихся условиях.

Деятельность играющих подчинена правилам, регламентирующих их поведение и отношения. Правила определяют выбор тактики и облегчают руководство игрой.

Различают три основных класса игр: некомандные, переходные  к командным и командные.

В  простейших некомандных играх отсутствует необходимость добиваться цели общими усилиями. Каждый  играющий действует независимо от других, подчиняясь только правилам игры.

В переходных к командным играх появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. Вначале участие действуют самостоятельно, но  по мере развития сюжета игры образуются группы, в которых при решении отдельных частных задач приходится действовать согласованно.

В командных играх соревнование проходит между игровыми коллективами (командами). Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всего коллектива. Поставленная цель достигается главным образом согласованными действиями играющих. Для определения результата игры необходимо судейство.

Возрастание степени согласованности действий требует от участников не только психологической перестройки, но и владения навыками более сложных движений, необходимых в коллективной деятельности. Следовательно, содержание игровой деятельности усложняется  по мере перехода от некомандных к командным играм. Чем элементарнее отношения между играющими, тем проще содержав игры.

Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где наряду с отличным владением двигательными навыками необходима высоко организованная тактика действий всего коллектива. В этом отношении командные игры близки к спортивным, представляющим высший этап игровой деятельности.

 

Глава 2. Методика проведения подвижных игр.

2.1 Способы подбора подвижных  игр для детей дошкольного  возраста.

Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр и игровых упражнений для детей от 2 до 4 лет неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Например, игры с метанием и прыжками более сложны для детей этого возраста, чем основанные на ходьбе, ползании и беге. Еще сложнее игры, построенные на сочетании нескольких видов движений (бег и прыжки, ходьба и перешагивания и т. д.). Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим, детей упражняют в равновесии. Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (по дорожке), затем по доске, лежащей на полу, по скамье, по наклонной доске, по доске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т. д. Усложнить задание можно и изменяя характер движений - пройти быстро, пробежать, пройти на носочках бесшумно, приняв определенное положение рук (в стороны, за голову), и т. п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. 
Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

Информация о работе Подвижные игры в процессе физического воспитания детей 5-7 лет, занимающихся гимнастикой