Подвижные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Физическое воспитание подростающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь целью народного образования является подготовка всесторонне развитых строителей коммунистического общества, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях.
Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 23.89 Кб (Скачать файл)

Введение

     Физическое воспитание подростающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь целью народного образования является подготовка всесторонне развитых строителей коммунистического общества, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях.

     Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств.

     Подвижные игры – одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детва. Младший и средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания.

     По мере развития школьника содержание подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все больше вариантов, усложняющиеся условия взаимодействия играющих начинают постепенно приближаться к требованиям, характерным для спортивных игр.

     В средней школе занятия играми способствуют решению образовательных и оздоровительных задач, подготовке учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО. В детско-юношеских спортивных школах подвижные игры являются одним из средств общефизической подготовки, содействуют технической и тактической подготовке юных спортсменов. Много внимания уделяется подвижным играм в период зимнего и летнего отдыха учащихся, в практике работы специальных медицинских и культурно-просветительных учреждений.

                                                             2

     Понятие о подвижной игре

    Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

     Сюжет, правила и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры.

     "Игровой метод" предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств.

 

 

 

 

 

 

                                                            3

  1. Воспитание физических качеств в подвижных играх

У детей 7-9 лет преобладает  предметно-образное мышление: они склонны  к драматизации, воспроизведению  в движениях того, что слышат, видят, наблюдают. Многие игры детей 7-9лет  строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр  по сравнению с играми дошкольников становятся богаче. Действующие в  играх персонажи наделяются дополнительными, подмеченными детьми нравами и чертами.

     Уровень развития речи маленьких школьников позволяет им дружно, в определенном ритме, согласуя слова с движениями, произносить речитативы, требующиеся во многих играх ("Октябрята" и др.), что доставляет детям большое удовольствие.

     Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно. Например, они хорошо запоминают удачные приемы движений из определенной игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приемы в сходных ситуациях; сохраняют в памяти наглядно-образные объяснения игры учителем, речитативы, а также правила игр, в которые они научились играть. Дети надолго запечатлевают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий.

Возрастные особенности  маленьких школьников не допускают  применения игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей) и перетягиванием. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с однообразными  движениями и длительным сохранением  статических положений тела.

     У детей 7-9 лет улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители.

                                                           4

В тоже время способность  к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее. Поэтому  для них доступнее подвижные  игры, требующие не столько предельно  быстрого перемещения тела в пространстве ("Команда быстроногих"), сколько  быстроты выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча ("Гонка  мячей"), с дополнительными заданиями  на внезапные остановки, возобновление  и изменение направления передвижения ("Салки").

У детей 10-11 лет развиваются  способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет  им лучше ориентироваться в более  сложных подвижных играх. Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой  роли, с большим разбором составляют команды, примерно равные по силам; сообща устанавливают план действий, обмениваются замечаниями; обсуждают проведенную  игру, делятся впечатлениями ("Мяч  капитану", "Борьба за мяч").

     Восприятие детей 10-11 лет постепенно совершенствуется. Дети уже способны понимать главные задачи игровых действий, подчинять им второстепенные задания.

     Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, с запоминанием по ассоциации 10-11летние школьники должны уже выполнять осознанную, волевую работу по запоминанию. Например ("Передача мячей в колоннах").

     В содержании и форме большинства подвижных игр 10-11 летних школьников находит отражение формирование у детей чувства товарищества, коллективизма, ответственности за поступки, волевых и других положительных качеств поведения и черт характера.

 

                                                            5

     Для детей 10-11 лет соответствуют подвижные игры, которые создают условия для проявления быстроты ответных реакций и одновременно содействуют совершенствованию способностей к преодолению небольших расстояний в кратчайший срок (эстафета по полосе препятствий и т.п.).

     Мышление и речь детей 12-14 лет становится более зрелыми. Сложные по содержанию и форме игры подростков (например, "Мяч капитану") требует расчетливого применения ряда ранее усвоенных двигательных умений и навыков в новых сочетаниях и комбинациях, при большей сложности игровых ситуаций.

     Развитие памяти у подростков позволяет им заучивать многочисленные правила игр, запоминать наиболее целесообразные игровые приемы и действия.

     Мышечная система продолжает развиваться, но ещё отстает от общего роста тела. Увеличивается относительная масса мышц и их сила. Мышцы постепенно приспосабливаются к умеренным статическим нагрузкам, к значительным, но недолговременным напряжениям.

     Для девочек-подростков подходят почти те же подвижные игры, что и для мальчиков. Однако девочки уступают мальчикам-сверстникам в играх, требующих быстроты движений, большого напряжения сил, сравнительно длительных интенсивных активных действий.

Подвижные игры в старшем  школьном возрасте помогают здоровому  содержательному отдыху, укрепляют  физические силы занимающихся. При  педагогически оправданном применении они способствуют развитию у 15-17 летних школьников целенаправленного восприятия, последовательности и логичности суждений, живости воображения, помогают проявлению волевой двигательной активности, интереса к занятиям спортом.

                                                              6

     К 15-17 годам юноши и девушки обладают значительным опытом участия в разнообразных подвижных играх.

     На уроках физической культуры применение некоторых подвижных игр указывается программой в качестве вспомогательных упражнений: при изучении метания по легкой атлетике, волейболу, баскетболу.

     Для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             7

  1. Использование подвижных игр для технической подготовки

     Применение подвижных игр в спортивной подготовке позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники.

     Систематическое проведение различных игр позволяет создать у спортсменов (особенно у начинающих) определенный запас движений. На этой базе легче формируется новый навык. Следует подчеркнуть, что навык, формируемый в спорте, реализуется, как правило, без игры, безучастия эмоций. Более того, эмоции способны только нарушить действия и затруднить достижение цели. Игра приходит на помощь тренеру лишь тогда, когда движение автоматизируется и внимание сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно выполняется (сначала разучивается кувырок, прием игры, передача эстафеты, прыжок с места и т. п., затем эти элементы включаются в игру). Здесь игра выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях и пр. Навык становится не только устойчивым и стабильным, но и гибким, вариативным . Это может повести к возникновению нового, более совершенного умения. Спортсмен приобретает способность применять освоенный навык в целостной деятельности, выби­рать для каждого случая наилучшие варианты выполнения действия. Вот почему руководителю сначала следует давать в игре задания: кто выполнит задание правильнее, точнее, а уж после этого — кто быстрее, больше и т. п.

Подвижная игра выступает  как комплексное упражнение, заставляющее к тому же активно работать мысль.

                                                               8

Поэтому использование в  тренировках игр для решения  различных педагогических задач  способствует созданию общих предпосылок  для овладения тактикой. К тому же игровая деятельность всегда включает в себя простейшие или более сложные  способы ведения борьбы. В игре участники должны сами уметь рассчитывать свои силы, определять рациональные приемы действий. Элементы тактики заложены в простых и командных «Салках», «Удочке», где смена ритма вращения веревки помогает быстрее салить играющих, а также в таких несложных  играх, как «Челнок» или «Вызов», где приходится планировать тактические  действия.

     Умение чувствовать микроотрезки времени, скорость и ритм движений, умело распределять силы на дистанции также входит в арсенал тактического мастерства, которое может совершенствоваться в играх и игровых заданиях.

В связи с тем что  технические навыки целесообразно  развивать применительно к будущим  тактическим ситуациям (и это  спортсмен должен осознавать уже  при изучении техники), подвижная  игра выступает как средство, позволяющее  моделировать различные ситуации (от простых до сравнительно сложных).

Чтобы с помощью игр  успешно воспитывать волю спортсменов, нужно хорошо знать игровой материал. Ведь он подразделяется не только по преимущественной направленности на развитие двигательных качеств. Многие игры направлены на воспитание таких моральных и волевых  качеств, как решительность, настойчивость, выдержка, взаимовыручка. В играх  «Вызов» или «Наступление» очень  важно быть смелым и решительным; в «Перетягивании каната» не обойтись без настойчивости, а в «Перестрелке»  и других командных играх —  без взаимной выручки. Тренер подбирает  соответствующие игры с учетом особенностей своего коллектива и черт характера  отдельных спортсменов.

                                                             9

     Нередко игра помогает тренеру лучше узнать своих учеников. Наблюдая за поведением занимающихся в процессе игр, тренер может оценить:

—    проявление спортсменом  инициативы и настойчивости, умения бороться до конца;

—    проявление трусости и нерешительности;

—    отношение к  соперникам по игре;

—    отношение к  партнерам по команде (терпимость, взаимовыручка  и пр.);

—    отношение к  собственным ошибкам, исправление  их во время повторной игры;

—    дисциплинированность, требовательность к себе;

—    отношение к  победе, поражению и т. п.

     Чтобы воспитывать, руководитель должен сам служить примером, быть хорошим организатором, беспристрастным судьей. Правильная оценка действий на площадке, привлечение помощников из числа занимающихся, объективный разбор игр повышают сознательную дисциплину, приучают спортсменов правильно оценивать свои действия, повышают интерес к дальнейшей спортивной подготовке.

 

 

 

 

 

 

                                                         10

Заключение

     В физическом  воспитании детей подвижным играм  принадлежит самое почетное место.  Именно они представляют собой  наиболее подходящий вид физических  упражнений, отличающийся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью  действия.

Информация о работе Подвижные игры