Понятие «физическая культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:29, реферат

Описание работы

У каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.

Файлы: 1 файл

SPORT.docx

— 33.95 Кб (Скачать файл)

У каждого человека, да и для  общества в целом нет большей  ценности, чем здоровье. Неуклонно  возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой  и спортом готовят человека к  жизни, закаляют тело и укрепляют  здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.

Современные представления о физической культуре связаны с её оценкой  как специфической части общей  культуры. Как и культура общества в целом, физическая культура включает в себя довольно широкий круг разнообразных  процессов и явлений: тело человека с его характеристиками; физическое состояние человека; процесс его  физического развития; занятия определёнными  формами двигательной деятельности; связанные с вышеназванным знания, потребности, ценностные ориентации, социальные отношения.

Понятие «физическая культура»  появилось в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашло широкого употребления на Западе и со временем практически исчезло из обихода.

Небольшой теоретический  экскурс

Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная ее часть, которая включена в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве основного физического образования и обеспечения базового уровня физической подготовленности.

 Спортивная. По сравнению с другими компонентами физической, она представляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и связанных с ними двигательных способностей, необходимых в качестве предмета спортивной специализации. В связи с этим ряд общих функций физической культуры получают в спорте свое специфическое выражение.

Спортивно-прикладная физическая культура направлена на создание предпосылок для успешного освоения той или иной профессии. на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека (артист цирка, космонавт).

Оздоровительная физическая культура. Этот специфический раздел физической культуры выделился на основе специально направленного использования физических упражнений в качестве средств профилактики различных заболеваний и восстановления утраченных функций организма.

Рекреационная - вид развлечения (аэробика, шейпинг, спортивные танцы)

Спорт представляет собой специфический  род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью  соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения  физического здоровья, повышения  уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и  абсолютных рекордов, славе, улучшения  собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для  совершенствования физико-психических  характеристик человека.

Спорт — составная часть физической культуры. Это собственно соревновательная деятельность и подготовка к ней. В нём ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, мобилизация физических, психических  и нравственных качеств человека.

Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его  отдельных направлений, их принципиальное отличий.

Массовый спорт дает возможность  миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и  продлевать творческое долголетие, а  значит, противостоять нежелательным  воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть.

В Беларуси физической культуре и  спорту уделяется огромное внимание. Это подтверждают высокие достижения в спорте и наличие спортивных сооружений мирового класса.

Политика государства нацелена на то, чтобы всем предоставить возможность  заниматься спортом. Благодаря такому подходу белорусские школы, вузы, а также детские дошкольные учреждения прекрасно оснащены для занятий  спортом.

Государственная социальная политика Республики Беларусь на современном  этапе направлена на повышение роли физической культуры и спорта в обществе.

Развитие массовой физической культуры и спорта является одним из приоритетов  политики государства. Одной из мер  по ее реализации является повсеместное возведение спортивных объектов, особое внимание уделяется развитию спортивной инфраструктуры в малых и средних  городах.

Государственное регулирование в  сфере физической культуры и спорта в соответствии со ст. 10 этого закона осуществляется Президентом, Парламентом, Советом Министров, Министерством  спорта и туризма Республики Беларусь (далее – Минспорт), местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.

При этом: - Президент Республики Беларусь определяет единую государственную  политику в сфере физической культуры и спорта; -

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной  политики в сфере физической культуры и спорта; -

Министерство спорта и туризма  Республики Беларусь проводит государственную  политику в сфере физической культуры и спорта, осуществляет координацию  деятельности в сфере физической культуры и спорта других республиканских  органов государственного управления; - местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы решают вопросы  в сфере физической культуры и  спорта в пределах своей компетенции. Кроме вышеназванных государственных  органов важное место в управлении физической культурой и спортом  занимает подчиненное Минспорта Национальное антидопинговое агентство.

Учреждение «Национальное антидопинговое агентство» создано в 2005 году. Агентство осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормативными актами Всемирного антидопингового агентства (WADA), правилами международных спортивных организаций и Уставом.

Минспорт в соответствии с возложенными на него задачами в области физической культуры и спорта:

1. участвует в подготовке проектов  законодательных актов и нормативных  правовых актов Правительства  Республики Беларусь, разрабатывает  и принимает нормативные правовые  акты и методические указания  по вопросам физической культуры  и спорта;

2. организует разработку и реализацию  соответствующих государственных  программ и мероприятий, анализирует  ход их выполнения;

3. совместно с местными исполнительными  и распорядительными органами  участвует в разработке региональных  программ развития физической  культуры и спорта, оказывает содействие в их реализации;

4. разрабатывает и утверждает  республиканский календарный план  проведения официальных спортивных  соревнований, учебно-тренировочных  сборов и участия национальных  и сборных команд Республики  Беларусь по видам спорта в  международных мероприятиях, международных  и проводимых на территории  Республики Беларусь физкультурно-оздоровительных  мероприятий;

5. формирует составы национальных  и сборных команд Республики  Беларусь по видам спорта, обеспечивает  их подготовку и участие в  международных спортивных мероприятиях, устанавливает численность сборных  команд Республики Беларусь по  видам спорта;

6. проводит официальные чемпионаты, розыгрыши кубков Республики  Беларусь по видам спорта;

7. присваивает спортивные звания, награждает в пределах своей  компетенции медалями, жетонами, значками, дипломами, призами, грамотами  победителей республиканских спортивных  соревнований, смотров-конкурсов, тренеров, работников физической культуры, спорта и туризма, активистов  и ветеранов физкультурно-спортивного  движения, команды, клубы по виду (видам) спорта, иные организации  физической культуры и спорта, туристические клубы;

8. осуществляет руководство подготовкой  спортивного резерва, координирует  развитие специализированных учебно-спортивных  учреждений независимо от их  подчиненности, контролирует организацию  в них учебно-тренировочного процесса;

9. осуществляет общее руководство  физическим воспитанием населения,  подготовкой спортсменов; 

10. осуществляет общее руководство  по организации в Республике  Беларусь допингового контроля  в области спорта;

11. осуществляет иные функции  в соответствии с законодательством.

 

Часть этих средств позволила обеспечить проведение в соответствии с календарным  планом ряда республиканских, международных  спортивных мероприятий и учебно-тренировочных  сборов для подготовки и участия  белорусских спортсменов в летних Олимпийских и Паралимпийских играх 2012 года в Лондоне.

В системе Министерства спорта и  туризма работают 6 областных учебно-методических центров физического воспитания населения, более 100 городских и районных физкультурно-спортивных клубов, центров  физкультурно-оздоровительной работы и более 700 клубов по спортивным интересам, в которых систематически занимаются физической культурой около 1 млн. человек, или 10% населения страны (в том  числе в учебных заведениях всех типов – 560 тыс., на предприятиях и  в организациях – 250 тыс., по месту жительства – 187 тыс.).

280 уроженцев Беларуси стали  чемпионами мира и Европы во  многих видах спорта.

Беларусь может гордиться своей  историей участия в Олимпийских  играх. 69 белорусов стали олимпийскими чемпионами.

Спортсмены Беларуси впервые приняли  участие в XV Олимпийских играх в 1952 г., которые прошли в Хельсинки (Финляндия). В составе сборной команды СССР тогда было 4 белорусских легкоатлета и 2 фехтовальщика. Первую олимпийскую серебряную медаль среди белорусских спортсменов завоевал М. Кривоносов (метание молота) на XVI Олимпийских играх (1956) в Мельбурне (Австралия).

На XXVI Олимпийских играх (1996) в Атланте (США) Республика Беларусь впервые была представлена самостоятельной национальной командой. В ее состав входило 162 спортсмена. Золотую медаль завоевала Е. Ходотович (академическая гребля, байдарка-одиночка). Белорусские спортсмены на этих играх получили также 6 серебряных и 8 бронзовых медалей.

На XXVIII Олимпийских играх (2004) в Афинах (Греция) в команде Беларуси насчитывалось 147 спортсменов по 23 видам спорта. Завоевано 15 медалей: 2 золотые (Ю. Нестеренко — бег на 100 м и И. Макаров — дзюдо), 6 серебряных и 7 бронзовых. В неофициальном командном зачете Беларусь заняла 26-е место среди 202 стран-участниц, а по количеству медалей — 18-е место.

На XXIX Олимпийских играх (2008) в Пекине (Китай) в команде Беларуси насчитывался 181 спортсмен. Республика Беларусь с 4 золотыми, 5 серебряными и 10 бронзовыми наградами (всего 19 медалей) заняла 16-е место по качеству медалей и 13-е — по количеству среди 204 стран-участниц. Среди награжденных золотыми медалями — А. Арямнов (тяжелая атлетика, до 105 кг), О. Менькова (легкая атлетика, метание молота), Р. Петрушенко, А. Абалмасов, А. Литвинчук, В. Махнев (гребля на байдарках и каноэ, байдарка-четверка, 1000 м), Андрей и Александр Богдановичи (гребля на байдарках и каноэ, каноэ-двойка, 1000 м).

В зимних Олимпийских играх белорусские  спортсмены участвуют с 1964 г. Первым из белорусских спортсменов, который  получил бронзовую медаль на XV зимних Олимпийских играх (1988) в Калгари (Канада), был конькобежец И. Железовский на дистанции 1000 м. На XVII зимних Олимпийских играх (1994) в Лилле-хаммере (Норвегия) Беларусь впервые выступала отдельной национальной командой. На XIX зимних Олимпийских играх (2002) в Солт-Лейк-Сити (США) команда Беларуси в составе 62 спортсменов в неофициальном командном зачете заняла 19-е место, а хоккейная сборная команда — 4-е место.

Беларусь и Паралимпийские игры

 

У Беларуси также сильная паралимпийская команда. На Паралимпийских играх в Пекине в 2008 году Беларусь завоевала 13 медалей, в т.ч. 5 золотых.

На Х зимней Паралимпиаде в Канаде в 2010 году белорусские спортсмены завоевали 9 медалей (2 золотые, 7 бронзовых наград). В медальном зачете Паралимпиады Беларусь заняла 9-е место, по общему количеству призовых мест повторив рекордный результат Турина-2006 (1 золотая, 6 серебряных, 2 бронзовые медали).

На XIV летней Паралимпиаде белорусская команда с 10 наградами (5 золотых, 2 серебряные, 3 бронзовые) заняла 25-е место в итоговом медальном зачете. Из 10 наград белорусской команды на Паралимпийских играх-2012 в Лондоне 6 завоевал пловец  Игорь Бокий в категориях S13 и SM13.

Патриотическое настроение и чувство  гордости за Отчизну вызывают высокие  достижения белорусских спортсменов  на Олимпийских играх, соревнованиях  на первенство мира и Европы по различным  видам спорта и других состязаниях, когда в честь победителя и  его страны звучит Государственный  гимн Республики Беларусь и наш Государственный  флаг поднимается на стадионе или  в спортивном дворце. Спорт и высокие достижения белорусских спортсменов — это одно из важных и действенных средств повышения авторитета республики на международной арене, воспитания у людей патриотизма, любви к своему Отечеству.

Несмотря на положительную  динамику ресурсного обеспечения и показателей развития физической культуры и спорта, уровень здоровья населения, прежде всего детей и молодежи, продолжает снижаться.

Не соответствует современным  требованиям уровень материально-технической  базы организаций физической культуры и спорта в большинстве районных центров, специализированных учебно-спортивных учреждений, средних школ – училищ олимпийского резерва.

Требует завершения в сжатые сроки формирование действенной  спортпроводящей структуры отделов физической культуры, спорта и туризма районных и городских исполкомов.

Утеряна популярность спортивно-оздоровительного туризма.

Необходимо совершенствование  системы формирования спортивных вузовских  команд по игровым видам спорта, реабилитации и адаптации инвалидов  средствами физической культуры и спорта к полноценной жизни, подготовки и переподготовки специалистов в  области инваспорта.

Информация о работе Понятие «физическая культура»