Содержание
Введение………………………………………………………………..………….3
Понятие физической тренировки
и её типы……………………………….……4
Основные принципы физической
тренировки…………………………….……5
Физические упражнения………………………………………………………….9
Ошибки, допускаемые в процессе
физической тренировки………………….10
Физическая тренировка как
компонент физической подготовки……...……..11
Список используемой литературы……………………………………...………13
Введение
Физическая культура - неотъемлемая
часть жизни человека. Она занимает достаточно
важное место в учебе, работе людей. Занятие
физическими упражнениями играет значительную
роль в работоспособности членов общества,
именно поэтому знания и умения по физической
культуре должны закладываться в образовательных
учреждениях различных уровней поэтапно.
Немалую роль в дело воспитания и обучения
физической культуре вкладывают и высшие
учебные заведения, где в основу преподавания
должны быть положены четкие методы, способы,
которые в совокупности выстраиваются
в хорошо организованную и налаженную
методику обучения и воспитания студентов.
Составной частью методики
обучения физической культуре является
система знаний по проведению физических
тренировок. Без знания методики занятий
физкультурными упражнениями невозможно
четко и правильно выполнять их, а следовательно
эффект от выполнения этих упражнений
уменьшиться, если не совсем пропадет.
Неправильное выполнение физкультурных
занятий приводит лишь к потере лишней
энергии, а следовательно и жизненной
активности, что могло бы быть направлено
на более полезные занятия даже теми же
физическими тренировками, но в правильном
исполнении, или другими полезными делами.
Разработка методики занятий
физических тренировок должна производиться
высокопрофессиональными специалистами
в области физической культуры, так как
неправильная методика выполнения может
привести и к более серьезным последствиям,
даже к травмам. Тем более в высших учебных
заведениях, где нагрузка должна быть
более усложненная - методика занятий
физкультурными упражнениями должна быть
более четко, правильно разработана и
детализирована.
Понятие физической
тренировки и её типы
Физическая тренировка — это
целесообразное использование знаний,
средств, методов и условий, позволяющее
направленно воздействовать на развитие
физических способностей человека.
Различают следующие типы физических
тренировок:
1.Аэробная тренировка — тренировка с большим числом
повторений, направлена на улучшение выносливости.
Аэробное упражнение — любой
вид физического упражнения относительно
низкой интенсивности, где кислород используется
как основной источник энергии для поддержания мышечной двигательной
деятельности. Аэробный означает «с кислородом», подразумевая, что одного
кислорода достаточно для адекватного
удовлетворения потребности в энергии
во время физического упражнения. Как
правило, упражнения легкой или умеренной
интенсивности, которые могут поддерживаться
в основном аэробным метаболизмом, могут выполняться в течение
длительного периода времени. Противоположностью
аэробного упражнения является анаэробное
упражнение. К числу аэробных упражнений
относят ходьбу или походы, бег, бег на
месте, плавание, коньки, подъем по ступенькам,
греблю, катание на скейтборде, роликовых
коньках, танцы, баскетбол, теннис
2.Анаэробная тренировка — тренировка с большим отягощением,
направлена на развитие силы и скорости.
Анаэробное упражнение — в этом
виде двигательной деятельности энергия
вырабатывается за счет быстрого химического
распада «топливных» веществ в мышцах
без участия кислорода. Этот способ срабатывает
мгновенно, но быстро истощает запасы
готового «топлива» (0,5—1,5 мин), после чего
запускается механизм аэробной выработки
энергии.
3.Интервальные тренировки — тренировки, призванные
совместить лучшее от Анаэробных и Аэробных
тренировок, это чередование интервалов
высокой и низкой интенсивности физических
нагрузок. Эти интервалы можно измерять
по-разному: периодами времени или расстояния.
При подготовке к спортивным соревнованиям
профессиональные спортсмены используют
интервальные тренировки, ставшие популярными
в 1960-х годах XX века, которые до сих пор остаются популярными
и актуальными. Эти тренировки помогают
трудиться на максимуме способностей
и экономить время: за 6 недель интервальных
тренировок можно достичь такого же результата,
как при 12-ти недельном равномерном беге.
4.Гипоксическая тренировка — это тренировки для спортсменов в условиях пониженного содержания кислорода во вдыхаемом воздухе. Гипоксическая
тренировка имеет благотворное влияние
как организм профессиональных и непрофессиональных
спортсменов. Условия, в которых проходит
Гипоксическая тренировка, имитируют атмосферу в горах. Благодаря современным
разработкам, тренирующийся может сам
контролировать «высоту», на которой проходит
занятие — условия, соответствующие средне-
и высокогорью по-разному влияют на организм.
Основные принципы
физической тренировки
Основные принципы физической
тренировки: доступность, систематичность,
постепенность.
Методические принципы физического
воспитания совпадают с общедидактическими,
и это оправданно, ибо физическое воспитание
— один из видов педагогического процесса
и на него распространяются общие принципы
педагогики:
сознательность и активность,
наглядность,
Однако в сфере физического
воспитания и, в частности, в области спортивной
тренировки эти принципы конкретизируются
и наполняются содержанием, отражающим
специфику процесса.
Принцип доступности
Этот принцип обязывает строго
учитывать возрастные и половые особенности,
уровень подготовленности, а также индивидуальные
различия в физических и психических способностях
занимающихся.
Доступность не означает отсутствие
трудностей в учебно-тренировочном процессе,
а предполагает посильную меру этих трудностей,
которые могут быть успешно преодолены.
Занимающийся в этом процессе — не пассивный
субъект, а активно действующее лицо. Полное
соответствие между возможностями и трудностями
при мобилизации всех сил занимающегося
и означает оптимальную меру доступности.
Принцип доступности в практике
физического воспитания студентов предусматривает
определение посильного упражнения, задания,
оптимальных методических условий для
их реализации. Уровень доступности заданий
связан с необходимостью преодоления
некоторой частью студентов объективных
трудностей при достижении установленных
программой нормативных требований.
Чаще всего всей группе даются
задания усредненной сложности, доступные
«средней части» студентов (фронтальный
подход). Отрицательная сторона этого
подхода в том, что сильнейшая часть группы
работает в облегченных условиях, а слабейшая
— в усложненных.
По мере более глубокого знакомства
с учебной группой преподаватель все чаще
применяет так называемый групповой подход,
когда внутри учебной группы определяются
микрогруппы по степени их подготовленности
к определенному заданию. Каждая из микрогрупп
получает оптимальное задание. Микрогруппы
не постоянны, так как у каждого студента
своя «степень доступности» при выполнении
разных упражнений. Групповой подход более
эффективен, чем фронтальный, он требует
от преподавателя-тренера хорошего знания
занимающихся , учебно-тренировочной группы.
Границы доступного изменяются
по мере развития физических и духовных
сил занимающихся: что было недоступным
на одном этапе подготовки, становится
в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии
с этим должны изменяться и требования,
предъявляемые к их возможностям.
Принцип систематичности
Принцип систематичности —
это прежде всего регулярность занятий,
рациональное чередование нагрузок и
отдыха.
Регулярность занятий предполагает
рациональное чередование психофизических
нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет
четыре фазы: расходование энергии, восстановление,
сверхвосстановление, возвращение к исходному
уровню. Вот почему учебные занятия по
физической культуре никогда не проводят
в течение двух дней подряд. Кроме того,
именно необходимостью соблюдать принцип
систематичности объясняется программное
требование по дисциплине «Физическая
культура» — регулярное посещение всех
занятий, предусмотренных учебным расписанием.
Принцип систематичности при
проведении учебно-тренировочных занятий
во многом обеспечивает преемственность
и последовательность в освоении учебного
материала.
Принцип систематичности обеспечивает
непрерывность учебно-тренировочного
процесса при оптимальном чередовании
нагрузок и отдыха.
Необходимо, однако, учитывать,
что если за тренировочным занятием последует
слишком большой перерыв, то указанный
эффект в той или иной мере постепенно
утрачивается (редукционная фаза). Это
относится прежде всего к уровню работоспособности
(сформированные умения и навыки сохраняются
в течение более длительного времени).
Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться
раньше, чем Наступает редукционная фаза.
Это положение подчеркивает важность
принципа систематичности и одной из его
сторон — непрерывности учебно-тренировочного
процесса.
Повторяемость и вариативность
в применении различных упражнений и заданий
в оптимальных временных отрезках также
являются обязательными составляющими
принципа непрерывности.
Принцип динамичности
Принцип динамичности, или постепенного
повышения требований, заключается в постановке
все более трудных заданий по мере выполнения
предыдущих. Это выражается в постепенном
усложнении двигательных задач, в нарастании
объема и интенсивности нагрузок (при
соблюдении принципа доступности). При
реализации принципа динамичности предусматривается
регулярно обновлять учебный материал,
а также увеличивать объем и интенсивность
нагрузок. Без обновления упражнений не
овладеть широким кругом умений и навыков
— координационной основой для освоения
новых, более сложных двигательных заданий.
Ответные реакции организма
на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными.
По мере приспособления к нагрузке уменьшаются
вызываемые ею биологические сдвиги. Под
воздействием привычной нагрузки происходит
адаптация, а значит, экономизация функции:
возможности организма, возросшие в результате
приспособления к неизменной работе, позволяют
ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением.
В этом состоит биологический смысл адаптации
к нагрузкам.
Прямолинейное повышение нагрузок
используется, когда общий уровень их
сравнительно невысок и требуется постепенно
втянуться в работу.
Ступенчатая же динамика резко
стимулирует тренированность на базе
уже проделанной работы.
Волнообразные колебания нагрузок
в недельном, месячном, годовом циклах
являются своеобразным фоном, на который
накладываются прямолинейная и ступенчатая
динамика.
Физические упражнения
Физические упражнения — это
двигательные действия, по форме и содержанию
соответствующие задачам физического
воспитания. Если в целях физической тренировки
используется бег, то это естественное
двигательное действие приобретает рациональные
формы. То же самое можно сказать о любых
других двигательных действиях, которые
возникли первоначально в сфере труда
и быта, а затем, видоизменяясь, становились
физическими упражнениями — средствами
физического воспитания. Взаимосвязь
физических упражнений с физическим трудом
заключается в том, что, возникнув на основе
трудовых действий, упражнения стали средством
физкультурно-спортивной практики, подготовки
к труду. Число разработанных и используемых
в различных видах спорта физических упражнений
чрезвычайно велико. Они существенно отличаются
друг от друга по форме, по содержанию
и по целевой направленности.
Оздоровительные силы природной
среды и гигиенические факторы также являются
средствами физического воспитания.
Такие природные факторы,
как солнечная радиация, свойства воздушной
и водной среды, служат средствами укрепления
здоровья, закаливания и повышения работоспособности
человека.
Оздоровительные силы природы
используются в процессе физического
воспитания в двух направлениях:
• как сопутствующие условия
(занятия на открытом воздухе, в условиях
горного климата), усиливающие воздействие
физических упражнений;
• при организации специальных
дозированных процедур (сеансы закаливания,
воздушные, солнечные и водные ванны).