Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 16:09, реферат
Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины “физические” или “двигательные” способности, в психологии — “психомоторные” и “психофизические” способности, в физиологии — “физические качества”, в биомеханике — “физические” или “моторные качества”. Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.
Понятие о двигательных
способностях.
Для обозначения способностей, относящихся
к двигательной деятельности, пользуются
разными понятиями. Следует отметить,
что эти понятия-термины отражают специфику
научных дисциплин, из которых они возникли.
Например, в теории и методике физического
воспитания в большей мере используют
термины “физические” или “двигательные”
способности, в психологии — “психомоторные”
и “психофизические” способности, в физиологии
— “физические качества”, в биомеханике
— “физические” или “моторные качества”.
Нас более всего будет интересовать обозначение
способностей, относящихся к двигательной
деятельности, с точки зрения теории и
методики физического воспитания.
Доктор педагогических наук В.И. Лях /10/
отмечает, что у разных людей уровень развития
и сочетания, слагаемых названных физическими
качествами очень различны. Поэтому в
современной литературе используют термин
не “физические качества”, а “физические
(двигательные) способности”: силовые,
скоростные, координационные, к выносливости
и гибкости. Понятие “физические способности”
точнее передаёт смысл о сложном составе
компонентов, входящих в ту или иную группу
способностей, а также то, неодинаково
развиты у каждого индивидуума. Однако
вполне допустимо использовать оба понятия:
“физические качества” и “двигательные
способности”, как равнозначные. При этом
нужно понимать, что, когда говорится о
развитии силы мышц или быстроты, под этим
следует понимать процесс развития соответствующих
силовых и скоростных способностей.
Представление о физических качествах
первоначально использовалось лишь в
методической литературе по физическому
воспитанию и спорту и лишь затем постепенно
завоевало права гражданства в физиологии
спорта и других научных дисциплинах.
Необходимость введения наряду с традиционным
представлением о двигательных навыках
ещё и специальной категории “физические
качества” вызвана запросами практики,
в частности различием в методике преподавания.
Так, при обучении движениям преподаватель
может бесчисленными способами помочь
ученикам получить представление о правильном
выполнении (о положение тела, направление
и амплитуде движения, его ритме и т.п.).
Но в отношении силы, скорости, продолжительности
и других подобных параметров он может
давать лишь такие указания, как “сильнее
— слабее”, “быстрее — медленнее” и
т.п.
Ещё одно определение физическим качествам
дал Б.А. Ашмарин /13/: “Под физическими
качествами понимают определённые социально
обусловленные совокупности биологических
и психологических свойств человека, выражающих
его физическую готовность осуществлять
активную двигательную деятельность”.
Он также указывает, что к числу основных
физических качеств, обеспечивающих всё
многообразие решения двигательных задач,
относят физическую силу, физическую выносливость,
физическую быстроту и физическую ловкость.
Итак, в общем виде двигательные способности
можно определить как индивидуальные
особенности, определяющие уровень двигательных
возможностей человека. Но не всякие индивидуальные
особенности, а лишь такие, которые связаны
с успешностью осуществления какой либо
двигательной деятельности. Например,
цвет глаз или желание побольше утром
поспать — это индивидуальные особенности,
но они не влияют на эффективность деятельности.
В то же время такие индивидуальные особенности,
как максимальное потребление кислорода,
высокая подвижность нервн