Понятие техники плавания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:37, реферат

Описание работы

Понятие «плавание» логичнее рассматривать со следующих позиций: плавание как физическое действие и плавание как учебный предмет.
Плавание как физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.

Содержание работы

1. Понятие техники плавания
2. Согласование движения рук и ног
3. Обучение техники согласования

Файлы: 1 файл

плавание.doc

— 1,019.50 Кб (Скачать файл)

Цикл движений завершается, когда левая рука заканчивает  пронос, правая вступает во вторую половину опорной части гребка, левая нога свободно поднимается до горизонтального  положения, а правая сгибается в  коленном суставе и движется вверх–наружу (стопа у поверхности воды). В четырехударном кроле техника дыхания мало чем отличается от двухударного. Однако в момент вдоха пловец выполняет скрестный удар: если вдох выполняется под правую руку — скрестный удар делает левая нога, если под левую — правая нога.

Согласование движений в шестиударном кроле (см. Приложение 3) представляет собой перекрестную координацию, которая придает телу наиболее устойчивое положение в воде.

И. п. — правая рука находится в середине проноса, левая начинает опорную часть гребка, правая нога находится внизу (стопа на 30–40 см от поверхности воды), левая согнута в коленном суставе, находится вверху (стопа у поверхности воды).

Когда правая рука заканчивает пронос и входит в воду, левая заканчивает первую половину опорной части гребка, правая нога движется вверх, левая производит удар сверху вниз. 

Двигаясь дальше, правая рука осуществляет захват, левая заканчивает  опорную часть гребка и начинает выходить из воды, правая нога производит удар сверху вниз, левая движется кверху. Затем правая рука заканчивает захват и начинает опорную часть гребка, левая выходит из воды и выполняет первую половину проноса, правая нога поднимается вверх, а левая производит удар сверху вниз. Далее правая рука заканчивает первую половину опорной части гребка, левая заканчивает пронос и входит в воду, правая нога производит удар сверху вниз, а левая движется вверх. В следующий момент правая рука заканчивает опорную часть гребка и начинает выходить из воды, левая осуществляет захват, правая нога поднимается кверху, а левая производит удар сверху вниз. Цикл заканчивается, когда правая рука выходит из воды, выполняет первую половину проноса, левая заканчивает захват и начинает опорную часть гребка, правая нога производит удар сверху вниз, а левая движется вверх.

Если пловец выполняет  вдох под правую руку, то в этот момент правая рука выходит из воды и начинает пронос, левая начинает опорную часть  гребка, правая нога делает удар сверху вниз, а левая движется кверху. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меняются положения правой и левой рук и ног.

 

  1. Изучение техники согласования движений

Общая схема в обучении спортивным способам плавания выглядит следующим образом:

  1. обучение дыханию;
  2. обучение работе ног;
  3. обучение согласованию дыхания с работой ног;
  4. обучение работе рук;
  5. общее согласование работы ног, рук и дыхания.

Основной смысл  схемы — последовательное изучение элементов.

Основное правило  — без достаточно прочного освоения и закрепления одного элемента или согласования элементов не стоит переходить к следующему.

Следует также  отметить, что приведенная общая  схема не является основанием для  того, чтобы, например, во время изучения техники работы ног, полностью игнорировать работу рук. Речь идет о преимущественной направленности изучения одних элементов перед другими.

Техника способа  плавания изучается раздельно в  следующем

порядке: положение  тела, дыхание, движения ногами, движения руками,

согласование  движений. При этом освоение каждого элемента техники

проводится  в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в

конечном итоге  выполнение упражнений в горизонтальном безопорном

положении, являющемся рабочей позой пловца.

Каждый элемент  техники плавания изучается в следующем порядке:

1) ознакомление  с движением на суше — проводится  в общих чертах без

совершенствования деталей движения, поскольку условия  выполнения на

суше и в  воде различны;

2) изучение движений  в воде с опорой на месте  — при изучении движений

ног в качестве неподвижной опоры используют бортик бассейна, дно или

берег водоема  и др.; движения руками изучаются, когда  занимающиеся стоят

на дне по грудь или пояс в воде;

3) изучение в  воде с опорой в движении  — при изучении движений ног

широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во

время медленной  ходьбы по дну или в положении  лежа на воде с

поддержкой  партнером;

4) изучение в  воде без опоры в движении  — все упражнения этой группы

выполняются в  скольжении и плавании.

Упражнения для изучения согласования движений:

  1. Плавание кролем, в полной координации, на задержке дыхания.
  2. Плавание кролем, в полной координации, с произвольным дыханием. Вдох выполнять один раз на несколько гребков руками.
  3. Плавание кролем в полной координации движений с различными вариантами дыхания 2/2 (на два движения руками (правой и левой), выполняется один вдох); 3/3 (на три движения руками  (правой,  левой, правой) выполняется один вдох).

Типичные ошибки: 

  • гребок одной рукой и пронос другой рукой производится не одновременно – одна опережает другую;
  • излишне узкое (за продольную ось тела) или широкое вкладывание рук в воду;
  • укороченный гребок рукой;
  • рука, вытянутая вверх, согнута в локтевом суставе.

Методические  указания:

  • смену положения рук выполнять одновременно;
  • руку вынимать из воды движением плеча;
  • гребок выполнять до бедра;
  • в исходном положении одна рука вверху, вторая у бедра – напрягать вытянутую вверх руку и тянуться в направлении движения;
  • движения ногами выполнять непрерывно.

Приведем пример конспекта урока на тему: «Согласование движения рук и ног в кроле на груди».

Цель урока: формирование основ техники движения ног в кроле на спине и на груди.

Задачи урока: обучение основам техники движения ног в кроле на спине и груди; развитие физической силы и выносливости; совершенствование и укрепление морально-волевых качеств.

Место проведения урока: бассейн.

Оборудование  и инвентарь: поддерживающие средства – доски, «калабашки», нарукавники, ворота для водного поло, шест. 

 

Содержание

Дозировка, мин.

Организационно-методические указания

Построение. Общеразвивающие  упражнения

2

Сообщение задач  урока. Упражнения на растяжку и маховые  упражнения. Наклоны и махи.

Дыхательные упражнения

1

Концентрированный выдох в воду. Чередовать выдох  ртом и носом.

Плавание с  доской на спине и на груди ноги кроль

5

Плавание. Доска  прижата к груди, ноги работают кроль, дыхание ртом. Контроль выпрямления  ног и оттянутым носком. Плавание на груди, доска в двух руках, выдох  в воду.

Дыхательные упражнения

1

Концентрированный выдох в воду. Чередовать выдох  ртом и носом

Плавание на груди:

- в стрелке

- с «колобашкой»  или доской в одной руке, вторая  работает кроль

5

Плавание на груди, включая попеременную работу рук, при этом одна рука догоняет вторую в вытянутом вперед положении с наложением на ладонь. Дыхание с концентрирование выдохом в воду.

Дыхательные упражнения

1

Концентрированный выдох в воду. Чередовать выдох  ртом и носом

Плавание на груди кроль, включая движения рук

5

Плавание на груди, включая попеременную работу рук. Плавание в полной координации.

Дыхательные упражнения

1

Концентрированный выдох в воду. Чередовать выдох  ртом и носом

Игры в воде

10

По выбору (салки, водное поло и т.д.)

Спады в воду, ныряние

6

С бортика бассейна по команде инструктора.

Подведение  итогов

2

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

Список использованных источников

  1. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ж. Булгаковой.– М., Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Терентьева Л.А. Методика обучения плаванию на основном отделении в вузе: Учебное пособие.– СПб., СПбГУЭФ, 2003.
  3. Макаренко Л.П. Техника спортивного плавания: Пособие для тренеров/ Л.П. Макаренко.– М.: Всероссийская федерация плавания, 2000.

Информация о работе Понятие техники плавания