Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:37, реферат
Понятие «плавание» логичнее рассматривать со следующих позиций: плавание как физическое действие и плавание как учебный предмет.
Плавание как физическое действие — способность (или умение) человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.
1. Понятие техники плавания
2. Согласование движения рук и ног
3. Обучение техники согласования
Цикл движений завершается, когда левая рука заканчивает пронос, правая вступает во вторую половину опорной части гребка, левая нога свободно поднимается до горизонтального положения, а правая сгибается в коленном суставе и движется вверх–наружу (стопа у поверхности воды). В четырехударном кроле техника дыхания мало чем отличается от двухударного. Однако в момент вдоха пловец выполняет скрестный удар: если вдох выполняется под правую руку — скрестный удар делает левая нога, если под левую — правая нога.
Согласование движений в шестиударном кроле (см. Приложение 3) представляет собой перекрестную координацию, которая придает телу наиболее устойчивое положение в воде.
И. п. — правая рука находится в середине проноса, левая начинает опорную часть гребка, правая нога находится внизу (стопа на 30–40 см от поверхности воды), левая согнута в коленном суставе, находится вверху (стопа у поверхности воды).
Когда правая рука заканчивает пронос и входит в воду, левая заканчивает первую половину опорной части гребка, правая нога движется вверх, левая производит удар сверху вниз.
Двигаясь дальше, правая рука осуществляет захват, левая заканчивает опорную часть гребка и начинает выходить из воды, правая нога производит удар сверху вниз, левая движется кверху. Затем правая рука заканчивает захват и начинает опорную часть гребка, левая выходит из воды и выполняет первую половину проноса, правая нога поднимается вверх, а левая производит удар сверху вниз. Далее правая рука заканчивает первую половину опорной части гребка, левая заканчивает пронос и входит в воду, правая нога производит удар сверху вниз, а левая движется вверх. В следующий момент правая рука заканчивает опорную часть гребка и начинает выходить из воды, левая осуществляет захват, правая нога поднимается кверху, а левая производит удар сверху вниз. Цикл заканчивается, когда правая рука выходит из воды, выполняет первую половину проноса, левая заканчивает захват и начинает опорную часть гребка, правая нога производит удар сверху вниз, а левая движется вверх.
Если пловец выполняет вдох под правую руку, то в этот момент правая рука выходит из воды и начинает пронос, левая начинает опорную часть гребка, правая нога делает удар сверху вниз, а левая движется кверху. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меняются положения правой и левой рук и ног.
Общая схема в обучении спортивным способам плавания выглядит следующим образом:
Основной смысл схемы — последовательное изучение элементов.
Основное правило — без достаточно прочного освоения и закрепления одного элемента или согласования элементов не стоит переходить к следующему.
Следует также отметить, что приведенная общая схема не является основанием для того, чтобы, например, во время изучения техники работы ног, полностью игнорировать работу рук. Речь идет о преимущественной направленности изучения одних элементов перед другими.
Техника способа плавания изучается раздельно в следующем
порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками,
согласование движений. При этом освоение каждого элемента техники
проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в
конечном итоге выполнение упражнений в горизонтальном безопорном
положении, являющемся рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
1) ознакомление
с движением на суше —
совершенствования деталей движения, поскольку условия выполнения на
суше и в воде различны;
2) изучение движений в воде с опорой на месте — при изучении движений
ног в качестве неподвижной опоры используют бортик бассейна, дно или
берег водоема и др.; движения руками изучаются, когда занимающиеся стоят
на дне по грудь или пояс в воде;
3) изучение в воде с опорой в движении — при изучении движений ног
широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во
время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с
поддержкой партнером;
4) изучение в воде без опоры в движении — все упражнения этой группы
выполняются в скольжении и плавании.
Упражнения для изучения согласования движений:
Типичные ошибки:
Методические указания:
Приведем пример конспекта урока на тему: «Согласование движения рук и ног в кроле на груди».
Цель урока: формирование основ техники движения ног в кроле на спине и на груди.
Задачи урока: обучение основам техники движения ног в кроле на спине и груди; развитие физической силы и выносливости; совершенствование и укрепление морально-волевых качеств.
Место проведения урока: бассейн.
Оборудование и инвентарь: поддерживающие средства – доски, «калабашки», нарукавники, ворота для водного поло, шест.
Содержание |
Дозировка, мин. |
Организационно-методические указания |
Построение. Общеразвивающие упражнения |
2 |
Сообщение задач урока. Упражнения на растяжку и маховые упражнения. Наклоны и махи. |
Дыхательные упражнения |
1 |
Концентрированный выдох в воду. Чередовать выдох ртом и носом. |
Плавание с доской на спине и на груди ноги кроль |
5 |
Плавание. Доска прижата к груди, ноги работают кроль, дыхание ртом. Контроль выпрямления ног и оттянутым носком. Плавание на груди, доска в двух руках, выдох в воду. |
Дыхательные упражнения |
1 |
Концентрированный выдох в воду. Чередовать выдох ртом и носом |
Плавание на груди: - в стрелке - с «колобашкой» или доской в одной руке, вторая работает кроль |
5 |
Плавание на груди, включая попеременную работу рук, при этом одна рука догоняет вторую в вытянутом вперед положении с наложением на ладонь. Дыхание с концентрирование выдохом в воду. |
Дыхательные упражнения |
1 |
Концентрированный выдох в воду. Чередовать выдох ртом и носом |
Плавание на груди кроль, включая движения рук |
5 |
Плавание на груди, включая попеременную работу рук. Плавание в полной координации. |
Дыхательные упражнения |
1 |
Концентрированный выдох в воду. Чередовать выдох ртом и носом |
Игры в воде |
10 |
По выбору (салки, водное поло и т.д.) |
Спады в воду, ныряние |
6 |
С бортика бассейна по команде инструктора. |
Подведение итогов |
2 |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Список использованных источников