Понятие «здоровье», его содержание и критерии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:04, реферат

Описание работы

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Содержание работы

1 Введение
2 Понятие «здоровье», его содержание и критерии
3 Функциональные резервы организма
4 От чего зависит здоровье
5 Режим труда и отдыха
6 Профилактика вредных привычек
7 Режим питания
8 Двигательная активность
9 Закаливание
10 Здоровье и окружающая среда
11 Наследственность
12 Психологическая саморегуляция
13 Физическое самовоспитание
14 Заключение
15 Список используемой литературы



3
3
4
5
5
7
8
9
10
11
11
11
13
13
14

Файлы: 1 файл

физра реферат ЗОЖ без тит.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

 


Содержание

 

1  Введение

2  Понятие «здоровье», его содержание  и критерии

3 Функциональные резервы организма

4 От чего зависит здоровье 

5 Режим труда и отдыха

6 Профилактика вредных привычек

7 Режим питания

8 Двигательная активность

9 Закаливание

10 Здоровье и окружающая среда

11 Наследственность

12 Психологическая саморегуляция

13 Физическое самовоспитание

14 Заключение

15 Список используемой литературы

 

 

 

3

3

4

5

5

7

8

9

10

11

11

11

13

13

14

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Введение

 

Здоровье - бесценное достояние  не только каждого человека, но и  всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это  -  основное  условие  и  залог полноценной  и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно  решать основные жизненные задачи, преодолевать  трудности,  а  если придется,  то  и  значительные   перегрузки.   Доброе   здоровье,   разумно

сохраняемое и укрепляемое самим человеком,  обеспечивает  ему долгую  и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют  о  то,  что  у  большинства  людей  при соблюдении ими гигиенических  правил есть возможность  жить  до  100  лет  и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых  простейших,  обоснованных наукой   норм   здорового   образа   жизни.   Одни   становятся    жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение.  Другие излишествуют  в  еде,  вызывая,  тем  самым,  развитие  ожирения,  склероза сосудов, а у некоторых  –  сахарного  диабета.  Третьи  не  умеют  отдыхать, отвлекаться  от умственных  и  бытовых  забот,  всегда  беспокойны,  нервны, страдают бессонницей,  что,  в  конечном  итоге,  приводит  к  заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к  курению  и алкоголю, активно укорачивают  свою жизнь.

Здоровье - это первая и  важнейшая  потребность  человека,  определяющая способность его к  труду и обеспечивающая гармоничное  развитие личности. Оно является  важнейшей   предпосылкой   к   познанию   окружающего   мира,   к самоутверждению и  счастью человека. Активная  долгая  жизнь  -  это  важное слагаемое  человеческого фактора.

Здоровый образ  жизни  -  это  образ  жизни,  основанный  на  принципах нравственности.  Он  должен  быть  рационально  организованным,   активным, трудовым, закаливающим.  Должен  защищать  от  неблагоприятных  воздействий  окружающей среды, позволять до глубокой  старости  сохранять  нравственное, психическое и физическое здоровье.

Охрана  собственного  здоровья  -  это   непосредственная   обязанность каждого, человек  не вправе перекладывать ее на  окружающих.  Ведь  нередко бывает и так, что  человек неправильным образом  жизни  уже  к  20-30  годам доводит  себя до катастрофического  состояния  и  лишь  тогда  вспоминает  о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не  может  избавить  нас  от всех болезней. Человек - сам  творец своего  здоровья,  он  должен  за  него бороться.  С  раннего  возраста  необходимо  вести  активный  образ  жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать  правила  личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

2 Понятие «здоровье», его содержание и критерии

 

Существует много определений  этого понятия, смысл которых  определяется профессиональной  точкой  зрения  авторов.     По   определению   Всемирной Организации  Здравоохранения принятому в 1948 г.:  «здоровье - это состояние  физического, духовного и социального  благополучия, а не  только  отсутствие болезней и физических дефектов».

С  физиологической  точки  зрения  определяющими  являются   следующие формулировки:

    - индивидуальное здоровье  человека - естественное состояние   организма на фоне отсутствия  патологических сдвигов,  оптимальной   связи  со  средой, согласованности  всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

    - здоровье представляет  собой  гармоничную  совокупность  структурно- функциональных   данных   организма,   адекватных   окружающей   среде    и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

    -  индивидуальное  здоровье  человека  -  это  гармоническое   единство всевозможных обменных  процессов  в  организме,  что  создает  условия   для оптимальной жизнедеятельности  всех систем  и  подсистем   организма  (А.  Д. Адо);

    -  здоровье  -  это   процесс  сохранения  и  развития   биологических, физиологических,  психологических  функций,  трудоспособности  и  социальной активности человека  при максимальной продолжительности  его  активной  жизни (В. П.  Казначеев).

    Вообще, можно говорить  о трех видах здоровья: о   здоровье  физическом, психическом  и нравственном (социальном).

Физическое здоровье - это  естественное состояние  организма,  обусловленное нормальным  функционированием  всех  его  органов  и  систем.  Если  хорошо работают все органы  и  системы,  то  и  весь  организм  человека  (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое  здоровье   зависит   от   состояния   головного   мозга,   оно характеризуется  уровнем и качеством мышления, развитием внимания и  памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием  волевых качеств.

Нравственное здоровье  определяется  теми  моральными  принципами,  которые являются основой социальной  жизни  человека,  т.е.  жизни  в  определенном человеческом обществе.  Отличительными  признаками  нравственного  здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду,  овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек,  противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически   здоровый  человек  может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает  нормами  морали.  Поэтому

социальное здоровье считается  высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и  духовно  развитый  человек  счастлив  -  он  отлично себя чувствует,  получает   удовлетворение   от   своей   работы,   стремится   к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей  молодости  духа  и внутренней красоты.

 

3 Функциональные резервы организма

 

Целостность  человеческой  личности  проявляется,  прежде   всего,   во взаимосвязи  и  взаимодействии  психических  и  физических  сил   организма. Гармония психофизических сил организма повышает  резервы  здоровья,  создает условия для творческого самовыражения  в  различных  областях  нашей  жизни. Активный  и  здоровый  человек  надолго  сохраняет   молодость,   продолжает созидательную деятельность, не позволяет «душе  лениться».  Академик  Н.  М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество  здоровья»  для

обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в  спокойном состоянии  через  легкие  проходит  5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые  высоко  тренированные  спортсмены  могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать  через  свои  легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз.  Это  и  есть  резерв организма. Возьмем сердце и подсчитаем его мощность.  Есть  минутные  объемы сердца:  количество  крови  в   литрах,   выбрасываемое   в   одну   минуту.

Предположим, что в покое оно  дает 4 литра в минуту, а при  самой  энергичной физической работе - 20 литров. Значит,  резерв равен 5 (20:4).  Точно  также есть скрытые резервы почек,  печени.  Выявляются  они  с  помощью  различных нагрузочных проб.

Тогда с этой точки  зрения,  здоровье  -  это  количество  резервов  в организме,  это  максимальная  производительность  органов  при   сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

    1. Биохимические резервы  (реакции обмена).

    2. Физиологические резервы  (на уровне клеток, органов, систем  органов).

    3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические  резервы на клеточном уровне бегуна- спринтера. Прекрасный результат в беге на 100  м  -  10  секунд.  Его  могут показать лишь единицы. А  можно  ли  этот  результат  существенно  улучшить? Расчеты показывают,  что  можно,  но  не  более  чем  на  несколько  десятых секунды.  Предел  возможностей  здесь  упирается  в  определенную   скорость распространения возбуждения по нервам и  в  минимальное  время,  необходимое для сокращения и расслабления мышц.

 

4 От чего зависит здоровье

 

Здоровье  человека  -  результат  сложного  взаимодействия  социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний  в состояние здоровья следующий:

    . наследственность - 20%;

    . окружающая среда - 20%;

    . уровень медицинской  помощи - 10%;

    . образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

    . человеческий фактор - 25%  (физическое  здоровье  -  10%,  психическое здоровье - 15%);

    . экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%);

    . социально-педагогический  фактор  -  40%  (образ  жизни:  материальные условия труда и быта      - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

    . медицинский фактор - 10%.

 

5 Режим труда и отдыха

 

Здоровый образ жизни  включает  в  себя  следующие  основные  элементы: рациональный  режим  труда   и   отдыха,   искоренение   вредных   привычек, оптимальный двигательный режим, личную  гигиену,  закаливание,  рациональное питание и т.п.Рациональный режим труда  и  отдыха  - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном  и  строго  соблюдаемом  режиме вырабатывается четкий и необходимый  ритм  функционирования  организма,  что создает оптимальные условия для работы и отдыха  и  тем  самым  способствует укреплению здоровья.

Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт» , т.е.  если  начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и  все  последующие операции протекают непрерывно, без срывов и  без  необходимости  «включения» дополнительных импульсов.

Залог  успеха  –  в  планировании  своего  времени.  Студент,   который регулярно в течение 10 минут  планирует свой рабочий день, сможет  ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами.  Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени.  В  течение  этого часа никто и ничто не  может  помешать.  Таким  образом,   студент  получает время – возможно, самое важное  для  человека  –  личное  время.  Его  можно потратить по  своему  усмотрению  по-разному:  дополнительно  на  отдых,  на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел.

Построение  аудиторной   работы   значительно   облегчено,   т.к.   оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо  взять  за правило приходить в аудиторию  заблаговременно,  т.к.  студент,  входящий  в аудиторию    после    звонка,    производит    впечатление     несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было  громких разговоров и других  отвлекающих  факторов.  Организуй  такие  условия  и  в комнате  общежития.  В  период  занятий  не  рекомендуется  включать  радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше  начинать  с  самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет  откладывать  трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с  сегодня  на  завтра  и  вообще  в

долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен  падать  сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от  головы.  Правильное освещение  рабочего  места  уменьшает   утомление   зрительных   центров   и способствует  концентрации  внимания  на  работе.  Надо  книгу  или  тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс  умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему,  сердце  и  сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека.  Постоянная  тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто  много  и  хорошо работает в  течение  всей  жизни.  Напротив,  безделье  приводит  к  вялости мускулатуры,   нарушению  обмена  веществ,   ожирению   и   преждевременному одряхлению.

Информация о работе Понятие «здоровье», его содержание и критерии