Правовой механизм обеспечения здоровья населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:38, лекция

Описание работы

Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.

Файлы: 1 файл

Лек ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.

 

 

Правовое регулирование  взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и  медицинскую деятельность.

Охрана  здоровья  граждан — это совокупность  мер политического, экономического,  правового,  социального,  культурного,  научного, медицинского,   санитарно-гигиенического  и  противоэпидемического характера,  направленных на сохранение и укрепление физического  и психического   здоровья   каждого   человека,   поддержание    его долголетней  активной жизни, предоставление ему  медико-социальной помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану  здоровья  каждого человека   в соответствии   с   Конституцией  Российской  Федерации   и   иными законодательными  актами  Российской  Федерации,  Конституциями  и иными  законодательными  актами  республик  в  составе  Российской Федерации,  общепризнанными принципами  и  нормами  международного права и международными договорами Российской Федерации.

Право на охрану здоровья и доступную медицинскую  помощь лишь сравнительно недавно стало  предусматриваться в законодательстве различных стран.  В международном  масштабе оно было декларировано  в 1948 г. во всеобщей декларации прав человека.

Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в РФ законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. было  ограниченным и исчерпывалось “Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении” (1961 г.) и законом РСФСР “О здравоохранении” (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами.

С 1990 г. в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые  не могли не затронуть и сферу  здравоохранения.

Практически впервые  в России начал складываться кодекс законов в области охраны здоровья, в котором находят отражение  следующие направления правового  регулирования:

  • надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;
  • законы, обеспечивающие профилактику заболеваний и здоровый образ жизни;
  • права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • ответственность за правонарушения в области охраны здоровья граждан;
  • организация деятельности системы здравоохранения;
  • регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;
  • финансирование здравоохранения, налоги, таможенные пошлины и льготы;
  • специальные законы по актуальным разделам медицины и конкретным заболеваниям.

К сожалению, правовое регулирование  основных видов медицинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. Поэтому необходимо, чтобы будущие социальные работники были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения.

Главным законодательным  документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

 

Медицинское право, будучи структурным элементом российской правовой системы, само характеризуется определенной системностью, состоит из нескольких институтов, в том числе права граждан на охрану здоровья; прав пациентов; медицинского страхования; контроля качества медицинской помощи; защиты прав граждан в области охраны здоровья и других.

Регулятивная статистическая функция выражается в закреплении прав граждан в области охраны здоровья, закреплении организационных основ системы здравоохранения. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения в регулируемой сфере для подкрепления их развития, в первую очередь для реализации возможностей, заложенных в правах, закрепленных за гражданами. Охранительная функция заключается в нацеленности отрасли на охрану прав граждан в области охраны здоровья, их защиту. Специфичность охранительной функции медицинского права заключается в том, что под охрану взяты такие неотчуждаемые личные блага, как жизнь и здоровье.

Специфика предмета регулирования  очевидна и позволяет отграничить медицинское право от других правовых явлений, в первую очередь от права социального обеспечения.

 Структурную основу, "костяк" предмета медицинского права составляют отношения по предоставлению медицинских услуг, так называемые отношения пациент—врач и пациент — медицинское учреждение. Отношения эти частные, гражданско-правовые по своей природе.

В соответствии с Государственным  Кодексом РФ медицинская деятельность определяется как возмездное оказание услуг. В медицинской среде велась дискуссия о том, следует ли врачебную деятельность относить к услугам. Высказывались мнения, что работа врача — это высокий долг, служение человечеству, и отнесение ее к услугам способно подорвать нравственные основы самой медицинской профессии. Дискуссия эта была беспочвенна с юридической точки зрения. Позиция Законодателя вполне понятна: право, главная черта которого — формальная определенность, не может оперировать нравственно-этическими и моральными категориями. Законодательное определение деятельности по оказанию медицинской помощи, как возмездного оказания услуг, соответствует позиции ВОЗ по этому вопросу. По определению ВОЗ, пациент — потребитель медицинских услуг; врач (медицинское учреждение) — предоставитель медицинских услуг. При регулировании данных отношений юридический приоритет должен принадлежать воле частных лиц, регулирование носит присущий частному праву автономный характер.

Вместе с тем врачебная  деятельность является объектом постоянного государственного, публичного надзора. Централизованно, властным путем предлагается решение вопросов по организации здравоохранения, устанавливаются единые стандарты, требования к врачебной деятельности. Отношения по организации лечебно-диагностического процесса, управлению этим процессом имеют административную природу,  но по своей специфике могут рассматриваться только в неразрывной связи с отношениями по оказанию медицинской помощи.

Врачебная деятельность невозможна без надлежащего обеспечения, организации и управления, которые традиционно находятся в сфере публичного в праве и регулируются юридическим инструментарием публичного права. Так, в рамках одного фактического отношения пересекаются и взаимодействуют качественно разные правовые явления. Многоаспектность этих отношений приводит к необходимости привлечения к их регулированию смешанного юридического инструментария.

Законодательную базу отрасли  составляет законодательство о здравоохранении, включенное в общеправовой Классификатор  отраслей законодательства России под цифровым кодом 220 000 000. В него входят:

  • Федеральный Закон "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г.;
  • Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" в редакции от 2 апреля 1993 г.;
  • Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г.;
  • Закон    РФ    "О    трансплантации    органов    и    (или)    тканей человека" от 22 декабря 1992 г.;
  • Закон РФ "О донорской крови и ее компонентов" от 9 июня 1993 г.;
  • Закон  РСФСР  "О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения в РСФСР" от  19 апреля  1991  г.  и ряд других актов.

Кроме норм законодательства о здравоохранении, медицинское  право использует нормы, заимствованные в базовых материальных отраслях — гражданском праве, административном праве.

Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения рассматривают в нескольких аспектах:

  • профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством;
  • должностные  преступления, предусмотренные уголовным  законодательством;
  • правонарушения работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ.

Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством, в свою очередь включает две группы преступлений:

  • преступления работников здравоохранения, направленные против личности — причинение смерти по неосторожности, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, умышленное заражение ВИЧ-инфекцией, незаконное производство аборта, неоказание помощи больному, незаконное помещение в психиатрический стационар, торговля несовершеннолетними, подмена ребенка, разглашение тайны усыновления (удочерения);
  • преступления работников здравоохранения, направленные против общественной безопасности и общественного порядка, — незаконное обращение с радиоактивными материалами, хищение либо вымогательство радиоактивных материалов; незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Должностные преступления работников здравоохранения включают в себя преступления, направленные против государственной власти (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность), преступления, направленные против правосудия (заведомо ложные показания, заключение эксперта), и преступления в сфере экономики (вымогательство). Выделена также группа правонарушений работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ, — незаконный эксперимент на больном, незаконная медицинская стерилизация.

Активная деятельность по разработке законов об охране здоровья граждан осуществляется и в регионах России. В настоящее время субъектами РФ принято 68 законов в области здравоохранения, 77 законов находятся на рассмотрении в Минздраве России. Проводится работа по разграничению полномочий и предметов ведения в сфере здравоохранения между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов страны. К настоящему времени подписано около 20 таких соглашений.

Концепция развития здравоохранения  и медицинской науки в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 5.11.97 г. № 1387) в качестве одного из основных направлений предусматривает совершенствование правового регулирования в сфере охраны здоровья.

Институциональные изменения в  законодательной работе в области  здравоохранения

Социальные ожидания населения  в области здравоохранения прочно связаны с предыдущим этапом развития России, социалистическими принципами, обеспечивавшими граждан удовлетворительной бесплатной медицинской помощью. И в настоящее время наши граждане продолжают верить, что со здравоохранением не произошло ничего, и в нем по-прежнему должны царить порядок и достаток.

Если в отечественном здравоохранении  предстоит реформирование и структурное  преобразование в ближайшие годы, то для успешной реализации их на практике в первую очередь следует начинать с правовых преобразований в этой сфере. От такой позиции во многом зависит правовое будущее здравоохранения страны. В настоящее время медицинские учреждения в большинстве случаев осуществляют свою деятельность по инерции на основе опыта и внеправовых установок прошлых лег, а также подзаконных ведомственных актов. Многие руководители с большим трудом и довольно неэффективно перестраивают свою работу в современных условиях, в основном из-за непонимания важности юридических знаний и недостаточной грамотности в правовых вопросах, в том числе и в области медицинского права.

Некоторые авторы отмечают, что в  деятельности субъектов, представляющих профессиональные медицинские услуги населению, практически постоянно  выявляется правовая ограниченность в  хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права в стране могут быть отражены не только на основании  федеральных законов и в той  мере, в какой это необходимо в  целях защиты основ нравственности и здоровья населения, но и на основании  указов Президента и постановлений Правительства, а также ведомственных распоряжений, которые являются подзаконными актами.


Информация о работе Правовой механизм обеспечения здоровья населения