Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:38, лекция
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья.
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ.
Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охраны здоровья граждан и медицинскую деятельность.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медико-социальной помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Право на охрану
здоровья и доступную медицинскую
помощь лишь сравнительно недавно стало
предусматриваться в
Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в РФ законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. было ограниченным и исчерпывалось “Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении” (1961 г.) и законом РСФСР “О здравоохранении” (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами.
С 1990 г. в России начались радикальные преобразования государства и общества, которые не могли не затронуть и сферу здравоохранения.
Практически впервые
в России начал складываться кодекс
законов в области охраны здоровья,
в котором находят отражение
следующие направления
К сожалению, правовое регулирование основных видов медицинской деятельности мало известно специалистам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентируются в вопросах медицинского права. Поэтому необходимо, чтобы будущие социальные работники были ознакомлены с основами законодательства в вопросах здравоохранения.
Главным законодательным документом страны является Конституция Российской Федерации 1993 года, статья 41 которой гласит:
Медицинское право, будучи структурным элементом российской правовой системы, само характеризуется определенной системностью, состоит из нескольких институтов, в том числе права граждан на охрану здоровья; прав пациентов; медицинского страхования; контроля качества медицинской помощи; защиты прав граждан в области охраны здоровья и других.
Регулятивная статистическая функция выражается в закреплении прав граждан в области охраны здоровья, закреплении организационных основ системы здравоохранения. Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения в регулируемой сфере для подкрепления их развития, в первую очередь для реализации возможностей, заложенных в правах, закрепленных за гражданами. Охранительная функция заключается в нацеленности отрасли на охрану прав граждан в области охраны здоровья, их защиту. Специфичность охранительной функции медицинского права заключается в том, что под охрану взяты такие неотчуждаемые личные блага, как жизнь и здоровье.
Специфика предмета регулирования очевидна и позволяет отграничить медицинское право от других правовых явлений, в первую очередь от права социального обеспечения.
Структурную основу, "костяк" предмета медицинского права составляют отношения по предоставлению медицинских услуг, так называемые отношения пациент—врач и пациент — медицинское учреждение. Отношения эти частные, гражданско-правовые по своей природе.
В соответствии с Государственным Кодексом РФ медицинская деятельность определяется как возмездное оказание услуг. В медицинской среде велась дискуссия о том, следует ли врачебную деятельность относить к услугам. Высказывались мнения, что работа врача — это высокий долг, служение человечеству, и отнесение ее к услугам способно подорвать нравственные основы самой медицинской профессии. Дискуссия эта была беспочвенна с юридической точки зрения. Позиция Законодателя вполне понятна: право, главная черта которого — формальная определенность, не может оперировать нравственно-этическими и моральными категориями. Законодательное определение деятельности по оказанию медицинской помощи, как возмездного оказания услуг, соответствует позиции ВОЗ по этому вопросу. По определению ВОЗ, пациент — потребитель медицинских услуг; врач (медицинское учреждение) — предоставитель медицинских услуг. При регулировании данных отношений юридический приоритет должен принадлежать воле частных лиц, регулирование носит присущий частному праву автономный характер.
Вместе с тем врачебная деятельность является объектом постоянного государственного, публичного надзора. Централизованно, властным путем предлагается решение вопросов по организации здравоохранения, устанавливаются единые стандарты, требования к врачебной деятельности. Отношения по организации лечебно-диагностического процесса, управлению этим процессом имеют административную природу, но по своей специфике могут рассматриваться только в неразрывной связи с отношениями по оказанию медицинской помощи.
Врачебная деятельность невозможна без надлежащего обеспечения, организации и управления, которые традиционно находятся в сфере публичного в праве и регулируются юридическим инструментарием публичного права. Так, в рамках одного фактического отношения пересекаются и взаимодействуют качественно разные правовые явления. Многоаспектность этих отношений приводит к необходимости привлечения к их регулированию смешанного юридического инструментария.
Законодательную базу отрасли составляет законодательство о здравоохранении, включенное в общеправовой Классификатор отраслей законодательства России под цифровым кодом 220 000 000. В него входят:
Кроме норм законодательства о здравоохранении, медицинское право использует нормы, заимствованные в базовых материальных отраслях — гражданском праве, административном праве.
Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения рассматривают в нескольких аспектах:
Ответственность работников здравоохранения за профессиональные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством, в свою очередь включает две группы преступлений:
Должностные преступления работников здравоохранения включают в себя преступления, направленные против государственной власти (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность), преступления, направленные против правосудия (заведомо ложные показания, заключение эксперта), и преступления в сфере экономики (вымогательство). Выделена также группа правонарушений работников здравоохранения, не предусмотренные УК РФ, — незаконный эксперимент на больном, незаконная медицинская стерилизация.
Активная деятельность по разработке законов об охране здоровья граждан осуществляется и в регионах России. В настоящее время субъектами РФ принято 68 законов в области здравоохранения, 77 законов находятся на рассмотрении в Минздраве России. Проводится работа по разграничению полномочий и предметов ведения в сфере здравоохранения между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов страны. К настоящему времени подписано около 20 таких соглашений.
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 5.11.97 г. № 1387) в качестве одного из основных направлений предусматривает совершенствование правового регулирования в сфере охраны здоровья.
Институциональные изменения в законодательной работе в области здравоохранения
Социальные ожидания населения в области здравоохранения прочно связаны с предыдущим этапом развития России, социалистическими принципами, обеспечивавшими граждан удовлетворительной бесплатной медицинской помощью. И в настоящее время наши граждане продолжают верить, что со здравоохранением не произошло ничего, и в нем по-прежнему должны царить порядок и достаток.
Если в отечественном
Некоторые авторы отмечают, что в деятельности субъектов, представляющих профессиональные медицинские услуги населению, практически постоянно выявляется правовая ограниченность в хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ, гражданские права в стране могут быть отражены не только на основании федеральных законов и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ нравственности и здоровья населения, но и на основании указов Президента и постановлений Правительства, а также ведомственных распоряжений, которые являются подзаконными актами.
Информация о работе Правовой механизм обеспечения здоровья населения