Предмет, содержание, структура физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

Физическая культура студентов, как высших учебных заведений, так и средних специальных учебных заведений являясь частью образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности.

Содержание работы

• Введение
• Физическая культура
• Содержание и структура
• Заключение
• Список литературы

Файлы: 1 файл

Предмет, содержание и структура физической культуры (физ-ра).docx

— 20.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  • Введение
  • Физическая культура
  • Содержание и структура
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

 

Физическая культура студентов, как высших учебных заведений, так  и средних специальных учебных  заведений являясь частью образования, выступает результирующей мерой  комплексного воздействия различных  организационных форм, средств и  методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она служит для укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного  совершенствования учащихся, является характеристикой ее общей и профессиональной культуры.

 

Физическая культура

 

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы  и соревнования по ним, закаливание  организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

Физическая культура выступает  как интегральное качество личности, как условие и предпосылка  эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в  сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?»

Потребности в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Потребности тесно связаны  с эмоциями - переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия.

Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение - отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

В побуждении студентов  к занятиям физической культурой  и спортом важны и, интересы.

Интересы обычно возникают  на основе тех мотивов и целей  физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

  • с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

  • с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

  • с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет  определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Невозможно судить о  физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета се мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени  развитости интересов, потребностей, убеждений.

Содержание и структура

 

Направленность и особенности  содержания физической культуры в учебных  заведениях обусловлены выполнением  ряда общекультурных и специфических  функций, реализуемых с учетом специфических  требований избранной профессии:

  • биокомпенсаторной, связанной с созданием оптимальных условий, обеспечивающих достаточную двигательную активность студентов в профилактике заболеваний;
  • преобразовательно - созидательной, связанной с оптимизацией физического развития студенческой молодежи, совершенствованием личности, укреплением ее здоровья и подготовкой к профессиональной деятельности;
  • интегративно - организационной, объединяющей студентов в клубы для совместной физкультурно - спортивной деятельности;
  • информационно - гедонистической (получение удовольствия от информации), обеспечивающей освоение знаний, накопленных в сфере физической культуры;
  • проективно - творческой, стимулирующей творческие способности студентов в самосовершенствовании;
  • проективно - прогностической, обеспечивающей реализацию сформированного потенциала физической культуры в последующей профессиональной деятельности;
  • ценностно - ориентационной, связанной с формированием профессионально - ценностных ориентаций студентов;
  • коммуникативно - регулятивной, определяющей особенности взаимодействия студентов в физкультурно - спортивной деятельности;
  • социализации, в процессе которой происходит включение студентов в систему общественных отношений.

Их реализация обеспечивает повышение  профессионально - прикладной направленности учебного процесса, его устойчивую ориентацию на конечные результаты, что  позволит студентам овладеть системными знаниями, умениями ставить и решать творческие задачи с использованием средств физической культуры. Учебному процессу по физической культуре свойственны  не только описательные и объяснительные функции, но и прогностические, направленные на достижение целостности знаний о человеке, его возможностях и жизненных ценностях.

Таким образом, свои развивающие и  формирующие функции физическая культура студентов наиболее полно  реализует в системе физического  воспитания, направленного на решение  следующих основных задач:

  • всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
  • овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;
  • овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
  • обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;
  • освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.

Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины «Физическая  культура» является внедрение в  молодежную среду ценностей физического  воспитания, которое рассматривается  как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и  профессиональному развитию личности.

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует выделять следующие группы ценностей: интеллектуальные (знания о развития физического потенциала человека), двигательные (физическое воспитание и спортивная подготовка), технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики тренировки), сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе.

 

Заключение

 

Физическая культура и спорт  воспитывают у студентов потребность  в организации здорового стиля  жизни, что тесно связано с  воспитанием их ценностного отношения  к предмету путем развития клубной  деятельности (объединяющей студентов  по интересам), способствуя активизации  их творческой деятельности в овладении  навыками продуктивной самостоятельной  работы.

Список литературы

  • Физическая культура студента – Учебник, под ред. В. И. Ильинича. - М, 2003г.

  • Бальсевич В. К. , Запорожанов В. А. Физическая активность человека, 2006 г.

  • Фадеев Б.Г. Физкультурный минимум в здоровом образе жизни, 2004 г.

  • www.bibl.tikva.ru

  • www.antonovayu.ru

  • www.ofizkulture.ru

 


Информация о работе Предмет, содержание, структура физической культуры