Содержание
- Введение
- Физическая культура
- Содержание и структура
- Заключение
- Список литературы
Введение
Физическая культура студентов,
как высших учебных заведений, так
и средних специальных учебных
заведений являясь частью образования,
выступает результирующей мерой
комплексного воздействия различных
организационных форм, средств и
методов общей и профессионально-прикладной
физической подготовки на личность будущего
специалиста в процессе формирования
его профессиональной компетентности.
Как учебная дисциплина, обязательная
для всех специальностей, она служит
для укрепления здоровья, физического,
интеллектуального и духовного
совершенствования учащихся, является
характеристикой ее общей и профессиональной
культуры.
Физическая культура
Физическая культура - часть
общей культуры общества, одна из сфер
социальной деятельности, направленная
на укрепление здоровья, развитие физических
способностей человека и использование
их в соответствии с потребностями общественной
практики. Основные показатели состояния
физической культуры в обществе: уровень
здоровья и физического развития людей;
степень использования физической культуры
в сфере воспитания и образования, в производстве,
быту, структуре свободного времени; характер
системы физического воспитания, развитие
массового спорта, высшие спортивные достижения
и др.
Основные элементы физической
культуры: физические упражнения, их комплексы
и соревнования по ним, закаливание
организма, гигиена труда и быта,
активно-двигательные виды туризма, физический
труд как форма активного отдыха
для лиц умственного труда.
Физическая культура выступает
как интегральное качество личности,
как условие и предпосылка
эффективной учебно-профессиональной
деятельности, как обобщенный показатель
профессиональной культуры будущего специалиста
и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Она характеризует свободное, сознательное
самоопределение личности, которая на
разных этапах жизненного развития из
множества ценностей избирает, осваивает
те, которые для нее наиболее значимы.
Мотивационно-ценностный
компонент отражает активно положительное
эмоциональное отношение к физической
культуре, сформированную потребность
в ней, систему знаний, интересов, мотивов
и убеждений, организующих и направляющих
волевые усилия личности, познавательную
и практическую деятельность по овладению
ценностями физической культуры, нацеленность
на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.
Кругозор личности в
сфере физической культуры определяют
знания. Их можно разделить на теоретические,
методические и практические. Теоретические
знания охватывают историю развития физической
культуры, закономерности работы организма
человека в двигательной деятельности
и выполнения двигательных действий, физического
самовоспитания и самосовершенствования.
Эти знания необходимы для объяснения
и связаны с вопросом «почему?» Методические
знания обеспечивают возможность получить
ответ на вопрос: «как использовать теоретические
знания на практике, как самообучаться,
саморазвиваться, самосовершенствоваться
в сфере физической культуры?» Практические
знания характеризуют ответ на вопрос:
«как эффективно выполнять то или иное
физическое упражнение, двигательное
действие?»
Потребности в физической
культуре - главная побудительная, направляющая
и регулирующая сила поведения личности.
Они имеют широкий спектр: потребность
в движениях и физических нагрузках; в
общении, контактах и проведении свободного
времени в кругу друзей; в играх, развлечениях,
отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении,
укреплении позиций своего Я; в познании;
в эстетическом наслаждении; в улучшении
качества физкультурно-спортивных занятий,
в комфорте и др.
Потребности тесно связаны
с эмоциями - переживаниями, ощущениями
приятного и неприятного, удовольствия
или неудовольствия.
Удовлетворение потребностей
сопровождается положительными эмоциями
(радость, счастье), неудовлетворение -
отрицательными (отчаяние, разочарование,
печаль). Человек обычно выбирает тот вид
деятельности, который в большей степени
позволяет удовлетворить возникшую потребность
и получить положительные эмоции.
В побуждении студентов
к занятиям физической культурой
и спортом важны и, интересы.
Интересы обычно возникают
на основе тех мотивов и целей
физкультурно-спортивной деятельности,
которые связаны:
с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);
с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);
с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).
Если же человек не имеет
определенных целей в физкультурно-спортивной
деятельности, то он не проявляет интереса
к ней.
Невозможно судить о
физической культуре личности, опираясь
лишь на развитие ее физических возможностей,
без учета се мыслей, чувств, ценностных
ориентации, направленности и степени
развитости интересов, потребностей, убеждений.
Содержание и структура
Направленность и особенности
содержания физической культуры в учебных
заведениях обусловлены выполнением
ряда общекультурных и специфических
функций, реализуемых с учетом специфических
требований избранной профессии:
- биокомпенсаторной, связанной с созданием оптимальных условий, обеспечивающих достаточную двигательную активность студентов в профилактике заболеваний;
- преобразовательно - созидательной, связанной с оптимизацией физического развития студенческой молодежи, совершенствованием личности, укреплением ее здоровья и подготовкой к профессиональной деятельности;
- интегративно - организационной, объединяющей студентов в клубы для совместной физкультурно - спортивной деятельности;
- информационно - гедонистической (получение удовольствия от информации), обеспечивающей освоение знаний, накопленных в сфере физической культуры;
- проективно - творческой, стимулирующей творческие способности студентов в самосовершенствовании;
- проективно - прогностической, обеспечивающей реализацию сформированного потенциала физической культуры в последующей профессиональной деятельности;
- ценностно - ориентационной, связанной с формированием профессионально - ценностных ориентаций студентов;
- коммуникативно - регулятивной, определяющей особенности взаимодействия студентов в физкультурно - спортивной деятельности;
- социализации, в процессе которой происходит включение студентов в систему общественных отношений.
Их реализация обеспечивает повышение
профессионально - прикладной направленности
учебного процесса, его устойчивую
ориентацию на конечные результаты, что
позволит студентам овладеть системными
знаниями, умениями ставить и решать
творческие задачи с использованием
средств физической культуры. Учебному
процессу по физической культуре свойственны
не только описательные и объяснительные
функции, но и прогностические, направленные
на достижение целостности знаний о человеке,
его возможностях и жизненных ценностях.
Таким образом, свои развивающие и
формирующие функции физическая
культура студентов наиболее полно
реализует в системе физического
воспитания, направленного на решение
следующих основных задач:
- всестороннее развитие физических способностей и на этой основе укрепление здоровья и обеспечение высокой работоспособности;
- овладение техникой двигательных действий различных видов спорта;
- овладение специальными знаниями, формирование потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;
- освоение организаторских умений и навыков по проведению самостоятельных форм занятий физической культурой.
Одной из важнейших задач в преподавании
учебной дисциплины «Физическая
культура» является внедрение в
молодежную среду ценностей физического
воспитания, которое рассматривается
как базовый фактор физкультурного
образования, способствующий общему и
профессиональному развитию личности.
Рассматривая физическую культуру
в ценностном аспекте, следует выделять
следующие группы ценностей: интеллектуальные
(знания о развития физического потенциала
человека), двигательные (физическое воспитание
и спортивная подготовка), технологические
(комплексы методических руководств,
практических рекомендаций, методики
тренировки), сформированность общественного
мнения, престижность физической культуры
в обществе.
Заключение
Физическая культура и спорт
воспитывают у студентов потребность
в организации здорового стиля
жизни, что тесно связано с
воспитанием их ценностного отношения
к предмету путем развития клубной
деятельности (объединяющей студентов
по интересам), способствуя активизации
их творческой деятельности в овладении
навыками продуктивной самостоятельной
работы.
Список литературы
Физическая культура студента – Учебник, под ред. В. И. Ильинича. - М, 2003г.
Бальсевич В. К. , Запорожанов В. А. Физическая активность человека, 2006 г.
Фадеев Б.Г. Физкультурный минимум в здоровом образе жизни, 2004 г.