Предстартовые психические состояния спортсмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Современному спорту, особенно спорту высших достижений свойственны экстремальные ситуации с большим психическим и моральным напряжением.
Большое психическое перенапряжение, неспособность мобилизоваться, когда это надо и другие препятствия на пути к цели, естественно, вызывают неспособность действовать, которая может помешать преодолению возникших трудностей.

Содержание работы

Введение…………………………………………..……………………….….…..3
Общая характеристика работы…………………………………...……….…….4
Глава 1. Предстартовые состояния спортсменов………………………….…...5
Виды предстартовых состояний……………………………….….….5
1.2.Причины, влияющие на предстартовые психические состояния.….8
1.2.1. Социально-психологические причины……………….……….…..8
1.2.2. Физиологические причины………………………………………..14
Выводы по первой главе……………………………………………………..….17
Глава 2. Методы, методика и организация исследования………………….…18
2.1.Методы исследования……………………………………………...…18
2.2.Организация исследования……………………………………...……18
2.3 Обсуждение результатов исследования………………………..……20
Выводы по второй главе………………………………………..………….……22
Заключение………………………………………………………………….……23
Список использованной литературы…………………………...………………2

Файлы: 1 файл

курсовая по предстартовым сост.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

 


 


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

 

Предстартовые психические состояния спортсмена

 

(апатия, лихорадка, боевая  готовность, самоуспокоенность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2004

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………..……………………….….…..3

Общая характеристика работы…………………………………...……….…….4

Глава 1. Предстартовые состояния спортсменов………………………….…...5

    1. Виды предстартовых состояний……………………………….….….5

1.2.Причины, влияющие на предстартовые психические состояния.….8

1.2.1. Социально-психологические  причины……………….……….…..8

1.2.2. Физиологические причины………………………………………..14

Выводы по первой главе……………………………………………………..….17

Глава 2. Методы, методика и организация исследования………………….…18

2.1.Методы исследования……………………………………………...…18

2.2.Организация исследования……………………………………...……18

2.3 Обсуждение результатов  исследования………………………..……20

Выводы по второй главе………………………………………..………….……22

Заключение………………………………………………………………….……23

Список использованной литературы…………………………...………………24

Приложение………………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современному спорту, особенно спорту высших достижений свойственны экстремальные ситуации с большим психическим и моральным напряжением.

Большое психическое перенапряжение, неспособность мобилизоваться, когда это надо и другие препятствия на пути к цели, естественно, вызывают неспособность действовать, которая может помешать преодолению возникших трудностей.

Реализация совокупности звеньев психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию представляет собой большую по объему и очень нелегкую в организационном отношении работу. Успешность выступления спортсменов на соревнованиях зависит от рационального построения тренировочного процесса. При решении комплекса задач, связанных с подготовкой спортсменов, большое значение имеет проблема индивидуализации тренировочного процесса на всех его этапах.

Научно обоснованное решение вопроса о непосредственной предсоревновательной подготовки спортсменов к выступлению дает возможность выявить конкретного пути и методы, направленные на полную реализацию достигнутого уровня тренированность и двигательного потенциала каждого спортсмена в соревнованиях.

Эффективность спортивной деятельности спортсменов во многом зависит от их предстартового состояния, которое может оптимизироваться путем сочетания индивидуальных средств и методов, а для оптимального подбора этих средств и методов следует учитывать специфические особенности вида спорта. Общие и специфические свойства личности спортсменов, своеобразие организации их двигательной деятельности. Для более полного и точного понимания соотношения между личностными особенностями спортсмена и особенностями спортивной деятельности, необходимо учитывать не только общие свойства личности спортсменов (П.А. Рудик, В.М. Мельников, А.В. Родионов и др.), [7, 18, 21] но и их специфические свойства, которые формируются и проявляются непосредственно в условиях спортивной деятельности, а также индивидуальный стиль деятельности (тип психологической саморегуляции), определяющий организацию этой деятельности в виде спорта.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования.

При современном уровне развития спортивной техники и методов тренировки спортсменов, современных путях формирования у них специальных навыков и совершенствования физических качеств спортивные достижения в значительной степени зависят от уровня развития многих психологических и моральных качеств.

Спортсмен, обладающий сильным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, по мнению многих тренеров, не нуждается в управлении его состоянием и поведением. Вместе с тем соревновательная ситуация может сложиться таким образом, что определенное вмешательство будет необходимо и полезно для будущего результата. Особенно часто подобная необходимость возникает в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен эмоционально возбужден и стремиться использовать все пути для того, чтобы показать максимально высокий результат.

Не понимая важность психологической подготовки, тренера уделяют больше времени и внимания на функциональную подготовку, делая, таким образом, общую подготовку спортсмена неполноценной.

Объект исследования: спортсмены-борцы вольного стиля регулярно принимающие участие в соревнованиях.

Предмет исследования: методика измерения соревновательных психических состояний спортсмена.

Цель исследования: исследовать предстартовые состояния спортсменов посредством измерения ситуативной тревожности предсоревновательных состояний спортсменов-борцов.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать виды предстартовых психических состояний спортсменов.

2. Изучить причины, влияющие на  предстартовые психические состояния  спортсменов.

3. Исследовать ситуативную тревожность  предсоревновательных состояний  спортсменов.

Методы исследования:

  1. теоретический анализ литературных источников;
  2. анкетирование с помощью теста-опросника Ч.Д. Спилбергера, Ю.А. Ханина.

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Предстартовые состояния спортсменов

1.1 Виды предстартовых состояний

 

В решении проблемы психологической подготовки к соревнованию ключевым является вопрос о понимании сущности психической готовности к соревнованию. Любое психическое состояние характеризуется некоторыми общими признаками. Прежде всего, каждое такое состояние представляет собой целостное проявление личности – определенный синдром (совокупность) своеобразно протекающих, психических процессов, качеств и свойств личности, как пишет В.М. Мельников [7,8]. Каждое психическое состояние проявляется у человека как переживание и в то же время выражается в активных действиях, в поведении. Все психические состояния имеют временный характер, но длительность их может колебаться в значительных пределах (от секунд до многих дней).

По мнению А.Ц. Пуни, состояние психической готовности характеризуется такими особенностями: трезвой уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением активно и увлеченно, с полной отдачей сил бороться до конца, оптимальным эмоциональным возбуждением, высокой устойчивостью нервных процессов, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, всем поведением в условиях напряженной атмосферы соревнования.

Состояние, переживаемое спортсменами перед выступлением в соревновании, получило название предстартового. Исследования (О.А. Черниковой, Г.М. Гагаевой, Ю.Ю. Палайшы, А.Ц. Пуни и др.) предстартового состояния показали, что оно характеризуется сложным комплексом взаимодействующих психических функций и переживаний спортсмена, их различной интенсивностью, качественными особенностями, содержанием, направленностью, устойчивостью. [2,17,24,] Психологический анализ предстартового состояния раскрывает следующие его основные черты:

  1. Отношение спортсмена к предстоящим задачам и мотивация деятельности;
  2. Особенности эмоциональной возбудимости, ее степень, содержание и качество возникающих эмоций, их активный или пассивный характер, отрицательные или положительные эмоциональные переживания;
  3. Изменения функции внимания: направленность, устойчивость, интенсивность, отвлекаемость, концентрация или распределенность;
  4. Особенности процессов восприятия и представления, их содержание, отчетливость, эмоциональная окраска ассоциаций;
  5. Особенности процессов мышления и памяти, их целевая направленность, последовательность, систематичность;
  6. Проявление волевой активности, воли к борьбе и победе.

Исследования в психологии предстартовых состояний О.А. Черниковой, В.М. Геселевича [1,24] показали своеобразие состояния «стартовой лихорадки», его влияния на действия спортсмена и важность изучения данного вопроса при подготовке к соревнованиям. В дальнейших исследованиях были установлены основные виды предстартовых состояний, которые характеризуются отличительными психологическими и физиологическими особенностями и по-разному влияют на поведение, работоспособность спортсмена и результативность его действий в условиях соревнований.

У различных спортсменов в связи с их индивидуальными особенностями темперамента, характера, опыта выступлений возникают в различное время и могут проявляться с разной интенсивностью. Иногда это состояние наступает уже при получении информации о том, что спортсмен будет принимать участие в данном соревновании, иногда за несколько дней или часов до него или же перед выходом на старт. Различают следующие основные виды предстартовых состояний в спорте: стартовая лихорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности и состояние самоуспокоенности. Каждое из этих состояний отличается своеобразными психологическими особенностями, влияющими на действия спортсмена.

Находясь в состоянии стартовой лихорадки, спортсмен проявляет излишнее возбуждение, беспокойство, тревожность и даже страх перед предстоящей трудной спортивной задачей. Он переживает сильное волнение, подавляющее и дезорганизующее его деятельность по подготовке к взятию старта.

Излишняя эмоциональная напряженность отражается на всем поведении спортсмена, действия его суетливы, часто нецелесообразны. Возникающие эмоции неустойчивы, сменяются одни другими, нередко противоположными; то он боится предстоящего выступления, то надеется на успех и опять приводит в отчаяние и теряет надежду.

В состоянии стартовой лихорадки спортсмен не может произвольно управлять своим вниманием. Он становится рассеянным, отвлекается на ненужные, посторонние детали, не может сосредоточиться, «собраться», чтобы лучше решить стоящую перед ним задачу. Его восприятия и представления отрывочны, он может что-то пропустить и не воспринять своевременно (например, пропустить сигнал к старту). При этом мысли его путаются, перескакивают с одного на другое. Все эти признаки стартовой лихорадки сопровождаются физиологическими показателями: учащенное дыхание и пульса, дрожанием рук и ног, похолоданием конечностей, а также потливостью, побледнением. Стартовая лихорадка связана с повышением возбудительных нервных процессов и ослаблением тормозных процессов. Состояние стартовой лихорадки чаще всего наблюдается у недостаточно тренированных спортсменов. Оно может возникнуть как у новичков, так и у опытных спортсменов, когда последние оказываются по каким-либо причинам слабо подготовленными к данному соревнованию. [15,21,22]

В состоянии стартовой апатии спортсмен испытывает нежелание выступать в соревновании, у него снижается чувство ответственности и сознание важности предстоящей задачи. Он испытывает упадок сил, вялость и даже сонливость. При этом спортсмен переживает астенические (пассивные) эмоции безразличия, неуверенности в себе, подавленности. Он теряет интерес к предстоящим действиям, к окружающему, чувствует инертность, с трудом может заставить себя заняться подготовкой к старту. Внимание его рассеивается, сужается объем восприятия и внимания. Состояние апатии отражается и на замедлении протекания всех психических процессов: восприятия, представления, мышления и др. Спортсмен медленно соображает, не успевает подметить изменения в окружающей обстановке, оценить ситуацию, не может принять своевременного решения.

Стартовая апатия связана с пониженным функциональным состоянием нервной системы спортсмена, с замедлением возбудительных процессов и усилением процессов торможения. Такое состояние неблагоприятно влияет на двигательную деятельность, на возможность быстро вработаться в напряженную физическую деятельность. Заторможенность движений и реакций выражается в их замедлении. В состоянии апатии спортсмен не способен на большие, а тем более на максимальные усилия, которые требуются в спорте, при этом он не переживает стремление к борьбе и победе [14, 15]

Состояние боевой готовности выражается, прежде всего, в осознании спортсменом важности и сложности предстоящей задачи, в отчетливом понимании ответственности и сложности предстоящей борьбы и активном стремлении вести эту борьбу в полную силу и до победного конца. Спортсмен переживает яркие, интенсивные и активные (стенические) эмоции уверенности в успехе, в своих силах, чувствует прилив бодрости, энергии и с нетерпением ждет начала спортивной борьбы; она доставляет ему радость, удовлетворение. К старту он готовится расчетливо, тщательно и организованно. Вместе с ним обостряется четкость восприятия, повышается наблюдательность. Все, что важно для успеха спортивной борьбы, спортсмен быстро подмечает, ассоциирует, анализирует и обобщает. Он ясно помнит и знает, что ему надо учесть и использовать в своей борьбе. Его мысль работает четко, он успевает быстро сообразить, взвесить, оценить, принять нужное решение.

В состоянии боевой готовности убыстряется не только протекание психических процессов, но и быстрее совершаются движения и реакции спортсмена. В этом состоянии он способен на максимальные волевые и физические усилия, которые нужны в спортивной борьбе. Физиологической основой состояния боевой готовности является общий высокий уровень физического состояния работоспособности всех систем организма спортсмена – сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др., оптимальное состояние возбудительных и тормозных нервных процессов. Состояние боевой готовности наиболее благоприятно для стартующих спортсменов. Оно свойственно хорошо тренированным и подготовленным спортсменам, имеющим опыт выступлений в соревнованиях. [13]

Информация о работе Предстартовые психические состояния спортсмена