Прикладное значение физической культуры в Вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 23:52, реферат

Описание работы

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Содержание работы

Введение…………………………………................................................... 2
Глава 1. Направления использования средств физической культуры и спорта
1.1 Формы физического воспитания студентов.........................................5
1.2 Программное построение курса физического воспитания………..7
Глава 2.Формы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы
2.1Физкультурно-спортивные клубы......................................................... 9
2.2Группы здоровья, общей и специальной физической подготовки... 10
2.3Медицинское обеспечение физкультуры и спорта в вузе ……….... 13
2.4 Прикладная значимость некоторых физических упражнений и видов спорта…………………………………………………………………....17
Заключение………………………………………………….……….…23
Список используемой литературы....................................................... 24

Файлы: 1 файл

Prikladnoe_znachenie_fizicheskoy_kultury_v_vuze.docx

— 45.79 Кб (Скачать файл)

Главным фактором, от которого зависит степень эффективности профессионально-прикладной физической подготовки, является направленность воздействия видов спортивной тренировки на центральную нервную систему, анализаторы и физические качества занимающихся.

Как известно, программа физического воспитания для учебных заведений составлена по «видовому» признаку. На массовые виды спорта: гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку, спортивные игры (баскетбол, волейбол, ручной мяч), плавание, туризм в ней отведено определенное количество часов. Эти виды спорта для отдельных профессий могут быть прикладными. Секционная работа в учебных заведениях может осуществляться и по более широкому набору видов спорта с учетом их профессионально-прикладного значения.

Таким образом, перечень видов спорта, которые могут быть использованы в физическом воспитании учащихся в качестве профессионально-прикладного материала, весьма обширен. Если же каждый вид еще подразделить на элементы по степени их профессионально-прикладной значимости, то выбор средств профессионально-прикладной физической подготовки будет еще больше. Поэтому важность определения профессионально-прикладного значения видов спорта и их элементов, необходимость единой научно обоснованной методики их отбора и группировки не вызывают сомнения.

В отличие от профессиональной спортивная деятельность характеризуется различными по длительности и напряженности ситуациями, большим запасом двигательных стереотипов с соответствующим более широким временным диапазоном ответных реакций, что позволяет обеспечить лучшие возможности для тренировки психофизиологических функций организма.

Считается, что наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие общей выносливости, физиологической основой которой являются аэробные возможности человека. Именно они обеспечивают успешность выполнения продолжительной работы умеренной интенсивности, которая чаще всего наблюдается в целом ряде массовых профессий. Иногда выносливость определяется как основное профессионально важное качество, обеспечивающее полное освоение профессии и высокопроизводительный труд (специалисты сельского хозяйства и др.).

Выносливость у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различна: наибольшая отмечается у спортсменов циклических видов спорта, несколько ниже — у спортсменов-игровиков, а самая низкая у спортсменов, занимающихся теми видами, которые общую выносливость специально не развивают.

Что касается топографии мышечной силы, то мышцы спины хорошо развиты у штангистов, гребцов, борцов и легкоатлетов-метателей, а мышцы-сгибатели — у борцов, боксеров, гимнастов, гребцов.

Преподаватель должен учитывать возможность прямых и побочных отрицательных воздействий вида спорта и его элементов на профессионально важные функции. Отрицательное воздействие некоторых видов спорта давно установлено для отдельных специальностей. Так, занятия штангой не подходят сборщику часов или электронно-вычислительных машин, элементы гимнастики — висы и упоры — музыкантам, бокс — летчикам. Недоучет этих особенностей может затруднить формирование профессиональных качеств и навыков. Например, у боксеров и футболистов, движения которых отличаются большой резкостью, наблюдаются затруднения в выполнении плавных сложно координированных движений (дозировочных) особенно в начале обучения таким профессиям, как пилот самолета, полировщик турбинных лопаток и др.

Включение в процесс физического воспитания учащихся занятий профессионально-прикладными видами спорта, подбор их с учетом наличия в них упражнений, оказывающих избирательное положительное воздействие на физические качества и психофизиологические функции организма учащегося, имеющие ведущее значение для данной профессии, является основой функциональной направленности ППФП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подготовка молодежи к профессиональной деятельности и поведению в экстремальных ситуациях, которые является элементом профессии — одна из важнейших задач системы физического воспитания. Методически правильное использование средств физической культуры и спорта укрепляет здоровье человека, повышает его работоспособность и производительность труда, способствует профилактике профессиональных заболеваний и травматизма. Именно этим целям должна служить профессионально-прикладная физическая подготовка студенческой молодежи, являющаяся составной частью всесторонней физической подготовки будущих специалистов к длительному и плодотворному труду в народном хозяйстве.

Включение ППФП в программу физического воспитания студентов, все увеличивающаяся и расширяющаяся работа кафедр физического воспитания по этому важнейшему разделу физического воспитания подчеркивают важность и необходимость направленного использования средств физической культуры и спорта в профессиональной подготовке студентов. Однако изучение литературных источников и практики работы вузов указывает на еще слабое внедрение ППФП в систему физического воспитания будущих специалистов народного хозяйства.

Одной из основных причин такого положения является недостаточное научно-методическое обеспечение этого раздела - физического воспитания, низкий уровень научно-методической разработки вопросов ППФП студентов во многих вузах, слабое обобщение уже имеющихся работ по данному вопросу в ряде высших учебных заведений страны.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Деманов А.В. Краткий курс лекций  по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 1999 г.

2. Ильинич В.И. Студенческий спорт  и жизнь. Москва 1995 г.

3.Массовая физическая культура  в вузе. Под ред. В.А.Маслякова, В.С.Матяжова. Москва 1991 г.

4.Физическое воспитание студентов  и учащихся. Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я.Соколова. Минск 1988 г.

 


Информация о работе Прикладное значение физической культуры в Вузе