Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:39, реферат
Спортивная тренировка футболистов – сложный и целенаправленный процесс воспитания и обучения. Её основная цель – используя специфические средства и возможности, добиться максимальной подготовки от каждого игрока на основе гармонического развития личности. Главная задача спортивной тренировки футболистов – развитие у игрока таких физических и психических качеств, которые позволят в полной мере освоить футбольные навыки. Все это – основа высокого спортивного уровня и эффективной игры.
Введение
Спортивная тренировка
футболистов – сложный и целенаправленный
процесс воспитания и обучения. Её основная
цель – используя специфические средства
и возможности, добиться максимальной
подготовки от каждого игрока на основе
гармонического развития личности.
Главная задача спортивной
тренировки футболистов – развитие у
игрока таких физических и психических
качеств, которые позволят в полной мере
освоить футбольные навыки. Все это –
основа высокого спортивного уровня и
эффективной игры.
Общевоспитательная цель спортивной
тренировки заключается в том, чтобы в
процессе систематической и целенаправленной
работы тренера с игроками сформировать
коллектив единомышленников. Параллельно
с физическим совершенствованием члены
этого коллектива развивают душевные
и моральные качества, что положительно
сказывается не только на спортивных результатах,
но и в трудовом процессе, общественной
жизни.
В сложном процессе спортивной
тренировки есть свои закономерности,
важнейшие из которых становятся принципами.
Принципы, которыми мы руководствуемся
в футболе, содержат комплекс общих правил,
направляющих спортивную тренировку.
В первую очередь это отражается на содержании,
средствах и методах планирования и на
организации тренировочного процесса.
Последовательностью воплощения основных
принципов в ходе тренировки являются
качество и воспитательная эффективность
занятий. Например, важно: разнообразны
литренировки, проводятся ли они систематически,
как возрастает нагрузка, выдерживается
ли цикличность занятий. Все это заметно
влияет на конечный результат подготовки.
Спортивные результаты
в футболе зависят и от условий, в которых
проходят тренировки. Материальная база
(поля и спортивные залы, оборудование
и инвентарь, методические пособия для
тренеров), медицинское обеспечение, социальные
условия – важные факторы, влияющие на
эффективность тренировок. Это необходимо
учитывать при выработке оптимальных
условий занятий
1. Единство обучения,
тренировки и воспитания
Спортивная подготовка футболистов
- это многолетний специально организованный
педагогический процесс, связанный с использованием
всей совокупности необходимых средств,
методов, условий и направленный на достижение
высокого спортивного мастерства.
Цели и задачи спортивной подготовки
решаются в процессе обучения, тренировки
и воспитания.
Под обучением принято понимать начальный
этап овладения занимающимися необходимой
системой знаний, умений и навыков. Основное
содержание обучения - это освоение "школы",
т.е. техники, основных индивидуальных
и групповых тактических действий, формирование
умений тренировочной и соревновательной
деятельности. При этом обучение тесно
связано с физическим развитием занимающихся.
Тренировка - дальнейший специализированный
этап спортивного совершенствования,
направленный на углубленное развитие
технико-тактического мастерства, специальных
физических и психических качеств.
Между обучением и тренировкой
нет резкой грани, так как, обучая, мы одновременно
тренируем, а тренируя - обучаем. Условное
разделение этих понятий позволяет более
четко определять задачи для каждого этапа
многолетней подготовки, выбирать наиболее
эффективные средства и методы для их
решения. Причем удельный вес обучения
и тренировки в структуре различных этапов
подготовки неодинаков.
Процесс обучения и тренировки
должен носить воспитывающий характер.
Воспитание - это целеустремленное и систематическое
воздействие на психологию воспитуемого.
Совершенствование морально-волевых
качеств и психологических возможностей
- главные задачи процесса воспитания
спортсменов.
Обучение, тренировка, воспитание
взаимосвязаны и взаимообусловлены, прежде
всего, единством согласованной деятельности
тренера и коллектива футболистов. Задачи
подготовки высококвалифицированных
футболистов могут быть решены только
при условии ведущей роли тренера. Он должен
опираться в работе на научно обоснованную
теорию, непрерывно совершенствовать
специальные знания, быть в курсе последних
достижений науки и практики и уметь внедрять
их в процесс обучения и тренировки футболистов
студенческой команды .
2. Задачи обучения
и тренировки
Целевой установкой подготовки футболистов
является воспитание высококвалифицированных
спортсменов, отвечающих современным
требованиям мирового футбола и способных
добиваться высоких спортивных результатов.
Исходя из цели подготовки, в процессе
обучения и тренировки решаются следующие
основные задачи:
- воспитание высоких моральных и волевых
качеств;
- укрепление здоровья, всестороннее физическое
развитие;
- достижение высокого уровня основных
физических качеств и совершенное овладение
техникой и тактикой игры;
- достижение высокого уровня индивидуальной
и командной подготовленности и приобретение
навыков их реализации в условиях соревнований;
- достижение и многолетнее сохранение
высокой общей и специальной работоспособности;
- приобретение глубоких теоретических
знаний и практических навыков по методике
обучения и тренировки, планированию,
контролю, восстановлению, судейству,
организации соревнований и т.д.
С учетом цели и основных задач
обучения и тренировки определяются задачи
отдельных этапов многолетней подготовки
юных и квалифицированных футболистов.
3. Принципы обучения и тренировки
При построении учебно-тренировочного
процесса, надо знать основные методические
принципы обучения технике футбола и уметь
применять их на практике. Знание принципов
построения обучающей тренировки и методики
обучения техническим приемам, позволит
оценивать и построение тренировочного
процесса и правильно подбирать способы,
средства и методы применяемые в занятиях
с технической направленностью.
Обучение и тренировка, как специально
организованный педагогический процесс,
строятся в соответствии с общими принципами
физического воспитания, дидактическими
(педагогическими) принципами обучения
и методическими закономерностями учебно-тренировочного
процесса.
К методическим принципам спортивной
тренировки относятся: принципы сознательности
и активности, систематичности, наглядности,
доступности и индивидуализации, прогрессирования.
Применительно к футболу эти принципы
реализуются с учетом его специфики и
особенностей учебно-тренировочного процесса
футболистов различного возраста и квалификации.
Принцип сознательности
и активности направлен на успешное решение
общей цели и задач тренировки. Без сознательного
и активного отношения к повседневным
занятиям невозможно добиться высоких
спортивных результатов.
Важнейшим условием формирования сознательного
отношения к занятиям является мотивация.
Не только желание играть в футбол, но
и глубокое понимание цели и задач тренировки,
средств, методов и содержания изучаемого
материала способствуют стабильному интересу
и активному отношению к занятиям. Нужно
так организовать тренировочный процесс,
чтобы овладение программным материалом
удовлетворяло потребности занимающихся.
Опираясь на устойчивый интерес к занятиям
футболом, можно решать необходимые задачи
как учебно-тренировочного, так и воспитательного
характера.
Важнейшим средством повышения сознательности
и активности являются индивидуальные
занятия.
Принцип сознательности и активности
тесно связан с воспитанием инициативы,
самостоятельности, творческого отношения
к выполнению тренировочных занятий. Активность
в процессе обучения во многом обеспечивается
доступностью учебных заданий. Оптимально
трудные задачи стимулируют активность.
Особенно важна активность в соревнованиях.
В процессе обучения и тренировки ведущую
роль играет тренер. Однако он не должен
сдерживать высокую активность и самостоятельность
воспитанников. Эффективность тренировочного
процесса и высокие спортивные достижения
немыслимы без активного, сознательного,
творческого приложения сил самих занимающихся.
Принцип систематичности предусматривае
Регулярность обусловливается оптимальным
количеством тренировочных занятий, соревнований
и отдыха, рациональной динамикой величины
и направленности нагрузки.
Рациональная последовательность обучения
существенно сокращает сроки освоения
учебного материала. Быстрота и качество
формирования умений и навыков во многом
зависят от содержания предшествующего
обучения. Последовательность в подборе
средств и методов на каждом этапе многолетней
подготовки определяется объективными
закономерностями переноса двигательных
и физических качеств.
Принцип систематичности реализуется
в оптимальном количестве повторений
средств обучения и тренировки, используемых
как в отдельном занятии, так и в системе
тренировок.
Принцип наглядности обеспечивает необходимые условия
освоения и совершенствования технических
приемов и тактических действий, развития
физических и психических качеств.
Принцип наглядности преимущественно
реализуется в натуральном показе изучаемого
действия. Однако не всегда его можно показать
многократно, в необходимых параметрах,
с акцентом на важных деталях. Лучший методический
прием показа - это сочетание натуральной
демонстрации с анализом фото- и кинограмм,
кино- и видеоматериалов.
Метод наглядного воздействия используют
в тесной взаимосвязи с методом слова.
Оптимальное соотношение этих методов
стимулирует активность восприятия и
способствует успешности обучения.
Принцип доступности
и индивидуализации требует соответствия изучаемого
материала, средств и методов его освоения
и форм организации обучения возрастным
особенностям занимающихся, их возможностям
и уровню подготовленности.
Величина и направленность тренировочной
нагрузки должны соответствовать конкретным
задачам, уровню развития специальных
качеств, объективным условиям тренировки.
Следует помнить, что чрезмерные нагрузки
снижают интерес к занятиям, вредно отражаются
на тренированности и в конечном счете
- на спортивных результатах. Однако принцип
доступности не исключает необходимости
выполнения упражнений, требующих максимальных
физических и волевых усилий и вызывающих
значительное утомление. Доступными надо
считать нагрузки, способствующие укреплению
здоровья, повышению функциональной готовности,
росту спортивного мастерства.
Мера доступности - показатель непостоянный.
Он во многом определяется адаптационными
и мобилизационными возможностями организма
занимающихся. Доступность нагрузок неразрывно
связана с индивидуализацией учебно-тренировочного
процесса.
Принцип прогрессирования предусматрива
Закономерности развития физических качеств,
а также повышение функциональных возможностей
требуют систематизированного обновления
и увеличения всех компонентов нагрузки.
Реализация принципа прогрессирования
находит свое конкретное выражение в распределении
направленности и величины нагрузки в
микроциклах, на этапах годового цикла,
в многолетней подготовке.
Заключение
Обучение и тренировка футболистов должны строиться на основе взаимосвязанных дидактических принципов сознательности и активности, систематичности и постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации. Дидактические принципы не только взаимосвязаны, но еще и взаимообусловлены и в ходе учебно-тренировочной работы как бы дополняют друг друга. Например, сознательное и активное отношение футболистов к занятиям будет способствовать доступности изучаемого материала, прочности приобретаемых знаний, умений и навыков, а также обуславливать связь предыдущего материала с последующим, постепенный рост в занятиях. С другой стороны, активность занимающихся будет лишь приносить плоды, когда она дополняется требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности и постепенности. Собственно, такая связь существует между каждым дидактическим принципом. Так, не принимая во внимание принципы доступности и индивидуализации, трудно достигнуть рациональной последовательности в обучении и постепенное прогрессирование физических нагрузок. А не учитывая принципы систематичности и постепенности, по существу немыслимо раздвинуть границы доступности изучаемого материала.
Таким образом, успех в подготовке школьников, занимающихся футболом, возможен лишь на основе единства принципов, при полном осуществлении каждого из них.
Список используемой литературы
1. Тюленков С.Ю., Губа ВП., Прохоров А.В. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов. - Смоленск, 1997.
2. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. Учебное пособие для УОР, -М., Воениздат, 1997.
3. Футбол: Справочник / Авт. - сост. Чумаков Е.М. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
4. Все о спорте. Справочник, 2-е изд., в 3-х т. - М.: Физкультура и спорт, 1988
5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. Учебное пособие для студентов ИФК. -М.: ФиС, 1987.
7. Юный футболист. Учебное
пособие для тренеров. Под общ.
ред.А.П.ЛаптеваиА.А.Сучилина.-
Информация о работе Применение основных принципов обучения и тренировки в подготовке футболистов