Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:55, шпаргалка
Принцип сознательности и активности применительно к теории и практике обучения двигательным действиям обоснован П.Ф. Лесгафтом в учении о физическом образовании детей школьного возраста. Важность данного принципа вытекает из двойственной природы дидактических процессов, или их двусторонности. Как уже установлено, в дидактических процессах взаимодействуют деятельности преподавания и учения. Изначальным моментом такого взаимодействия выступает деятельность учителя, направленная на создание условий возникновения деятельности учащихся. Учитель выдвигает перед коллективом класса педагогическую задачу и создает ситуации, которые способствуют восприятию и осознанию педагогической задачи учащимися.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ВОПРОС 1
Принцип сознательности
и активности
Принцип сознательности
и активности применительно к
теории и практике обучения двигательным
действиям обоснован П.Ф. Лесгафтом в учении
о физическом образовании детей школьного
возраста. Важность данного принципа вытекает
из двойственной природы дидактических
процессов, или их двусторонности. Как
уже установлено, в дидактических процессах
взаимодействуют деятельности преподавания
и учения. Изначальным моментом такого
взаимодействия выступает деятельность
учителя, направленная на создание условий
возникновения деятельности учащихся.
Учитель выдвигает перед коллективом
класса педагогическую задачу и создает
ситуации, которые способствуют восприятию
и осознанию педагогической задачи учащимися.
Если учащиеся осознали
сущность предстоящей деятельности,
выраженной в ее цели, конкретных задачах
и практических действиях, то по их
достижении и решении взаимодействие
становится результативным, интересным,
целеустремленным.
Некоторые специалисты
по методике преподавания выделяют принципы
сознательности и активности как
самостоятельные. В практике же процессы
осознания и активности настолько
взаимообусловлены, что оправдать
их отрыв друг от друга нельзя. Ведь
осознание невозможно без активного
участия в этом личности занимающегося,
а постоянная активность возникает
лишь после осознания цели деятельности.
Правда, на первых порах активность
можно стимулировать
Активизация - мобилизация
учителем занимающихся, направленная
на достижение задач обучения.
Однако признание
закономерности еще не делает учеников
сознательными и активными. Такими
их должен сделать учитель путем
умелого использования
1. Учитель формирует
у учащихся мотивацию активной
познавательной деятельности
Так постепенно формируется
отношение занимающихся к предмету,
к самому себе, к коллективу. В конечном
счете, мотивом должно стать стремление
к физическому самосовершенствованию.
Задача это трудная. К этому мотиву следует
подходить постепенно, соблюдая определенные
условия организации учебной деятельности
на занятиях и учитывая возраст занимающихся.
Для этого важно ставить конкретные задачи
по овладению необходимыми знаниями по
предмету, двигательными и инструктивными
навыками и умениями, развитию двигательных,
духовно-нравственных и волевых качеств
личности учащихся. Таким образом формируются
мотивы учебной деятельности по предмету
«Физическая культура».
2. Реализуя принцип
сознательности и активности, учитель
добивается, чтобы учащиеся:
- осознанно выполняли
операции и действия, которые
в совокупности и взаимосвязи
составляют деятельность
- ориентировались
в цели, задачах, содержании каждого
учебного задания и условиях
его выполнения;
- направляли волевые
и физические усилия для
- имели навыки
самоанализа для определения
результатов выполнения
- совместно с учителем
или одноклассниками могли
- проявляли активность
в обсуждении результатов
- могли оказывать
взаимопомощь в выполнении
Правильный подход
учителя к реализации принципа сознательности
и активности вызовет активность
учащихся на уроках, будет способствовать
формированию потребности в систематических
занятиях физической культурой в
целях физического
Учащиеся должны
осознать учебную цель и задачу,
решение которой приведет их к
достижению цели. Если цель занятий
– удовлетворение своей потребности
в движениях, то осознание задач,
которые следует решить для достижения
поставленной цели, возможно потребует
активного вмешательства учителя. К примеру,
ученица мотивирована формировать красивую
осанку или устранить иные дефекты телосложения.
Но как достичь этой цели, какие для этого
необходимо решить задачи (что следует
знать и уметь)? Ответы на эти и другие
вопросы ученица может получить у учителя.
Если же ученик не знает, как воздействуют
на органы и группы мышц конкретные физические
упражнения (а следовательно, и не имеет
целевой установки), резко снижаются темпы
и качество формирования двигательного
навыка.
Например, учащиеся
разучивают технику двигательного
действия лишь потому, что этого
требует учитель. Результативность
учебной деятельности, обусловленной
подобной мотивацией, может быть невысокой.
Кроме того, учебные
задачи по своим функциям, месту
в иерархии педагогических задач
могут иметь различную
Считается полезным
придерживаться следующих правил при
реализации принципа сознательности и
активности.
1. Требования к
уровню осознания своей
2. Необходимо планомерно
расширять границы
3. Следует учитывать
содержание решаемых
4. Стимулировать
осознанный учащимися контроль,
оценку и анализ учебной
а) отказ от предварительного
показа при разучивании двигательного
действия на первом и втором этапах
обучения. Применение срочной объективной
информации о качестве выполнения двигательного
действия может способствовать формированию
у учащихся способности моби-лизовать
дополнительные усилия, дает материал
для анализа собственных двигательных
действий, позволяет судить о степени
освоения упражнения;
б) применение специальных
сигналов зрительного или акустического
характера, способствующих предоставлению
учащимся в процессе их учебной деятельности
срочной информации, которая свидетельствует
о правильности или неправильности
исполнения ими техники изучаемого
физического упражнения;
в) воспитание умения
самостоятельно подбирать физические
упражнения для решения конкретных
задач, самооценки и взаимооценки качества
выполненного, определение ошибок, допущенных
занимающимися при выполнении упражнений;
обсуждение способа их устранения может
способствовать формированию у учащихся
контрольно-оценочного компонента их
учебной деятельности.
5. Научить детей
управлять своими
Принцип сознательности
и активности обучения подразумевает
взаимосвязь педагогического
Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или рече-мыслительная активность учащихся. Однако нельзя забывать и о роли волевой и физической активности. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т.п.
Практическая реализация принципа сознательности и активности осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения.
1. Ясное понимание
целей и задач предстоящей
работы - необходимое условие
2. Обучайте так,
чтобы учащийся понимал, что,
почему и как нужно делать
и никогда механически не
3. Обеспечивайте
понимание учащимися смысла
4. Используйте силу взаимообучения учащихся. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не нужно объяснять того, что могут объяснить лучшие ученики.
5. То, что учащимся
неизвестно, логически увязывайте
с известным: где нет
6. Обучение станет
более успешным, если каждое правило
сопровождается оптимальным
7. Ничему не следует
учить, опираясь на один
8. Следует как
можно чаще использовать
9. Помните, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.
10. Постоянно изучайте
и используйте индивидуальные
интересы учащихся, развивайте и
направляйте их таким образом,
чтобы они согласовывались с
личными и общественными
11. Приучайте учащихся
думать и действовать
12. Творческое мышление
развивайте всесторонним