Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:26, статья
Воспитание, обучение и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В ходе реализации системы многолетней подготовки в лыжных гонках находит отражение общая педагогическая направленность процесса, что проявляется в использовании основных закономерностей дидактики (например, воспитывающий характер обучения и др.) и других дидактических принципов (сознательности и активности, систематичности и последовательности и др.).
Воспитание, обучение и тренировка представляют собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В ходе реализации системы многолетней подготовки в лыжных гонках находит отражение общая педагогическая направленность процесса, что проявляется в использовании основных закономерностей дидактики (например, воспитывающий характер обучения и др.) и других дидактических принципов (сознательности и активности, систематичности и последовательности и др.).
Вместе с тем, реализуя спортивную
направленность процесса, тренеры опираются
на основные закономерности и принципы
предмета "Теория и методика физического
воспитания" в целом и его отдельных
разделов, в частности спортивной подготовки
как специализированной системы (например,
цикличность и волно-образность тренировочного
процесса и др.). Комплексная реализация
всех этих закономерностей и принципов,
а также других смежных дисциплин физиологии
и психологии спортивной деятельности
во многом способствует достижению главной
цели занятий - наивысших результатов
в лыжных гонках.
В системе многолетней подготовки лыжника-гонщика
основными являются следующие закономерности
и принципы: всесторонность, систематичность
и последовательность, постепенность,
сознательность и активность, наглядность,
повторностъ и непрерывность, цикличность,
волнообразность, специализация, единство
общей и специальной подготовки, индивидуализация.
Принцип всесторонности
выражает основные требования, предъявляемые
в процессе многолетней подготовки к формированию
личности спортсмена. Единство методов
и средств обучения, воспитания и тренировки
обеспечивает разностороннее развитие
спортсмена, вооружение его знаниями,
умениями и навыками, необходимыми в спорте,
в общественнополезной трудовой и общественной
деятельности, службе в рядах Вооруженных
Сил. Реализация принципа всесторонности
предполагает воспитание высоких морально-волевых
качеств, повышение культурного уровня,
а также достижение физического совершенства
путем развития основных физических качеств,
совершенствования различных систем организма
и повышения уровня общей работоспособности.
Обеспечить всестороннее развитие личности,
достигнуть физического совершенства
возможно только при систематической
и целенаправленной подготовка в течение
ряда лет, начиная с детского возраста.
Особое значение приобретает этот принцип
в работе с детьми, подростками и юношами.
Вся работа тренера по воспитанию юных
спортсменов должна осуществляться в
тесном контакте с родителями и школой.
Всестороннее физическое развитие и высокий
уровень здоровья обеспечиваются широким
кругом средств и методов, применяемых
в процессе учебной, внеклассной и спортивной
работы с юными лыжниками. Все это является
основой для дальнейшей спортивной подготовки
и достижения главной цели при занятиях
лыжным спортом - высоких результатов
в соответствии с возрастными особенностями
развивающегося организма юных лыжников.
На базе всестороннего физического развития
осуществляется специальная подготовка
по лыжным гонкам. В процессе многолетней
работы для достижения физического совершенства
и высокого уровня развития специальных
качеств, необходимых лыжнику-гонщику,
очень важно обеспечить пра- вильный выбор
средств всесторонней физической и специальной
подготовки и их наиболее целесообразное
соотношение как на отдельных этапах (годичных
циклах), так и в течение всего времени
занятий лыжным спортом.
Вместе с тем всесторонняя физическая
подготовка должна быть тесно связана
с основным упражнением - передвижением
на лыжах. Это достигается рациональным
планированием средств (подводящих, общеразвивающих
и имитационных упражнений) и методов
подготовки в зимнее время. Бессистемное
применение широкого круга упражнений
в большом объеме (в том числе и в юношеском
возрасте), несомненно, даст хороший оздоровительный
эффект, но не обеспечит оптимальный ежегодный
прирост спортивных результатов и не позволит
достигнуть высоких (в соответствии со
спортивными способностями каждого лыжника)
результатов в возрастной период наивысших
достижений.
Принцип систематичности
и последовательности в изучении новых
способов передвижения на лыжах оказывает
большое влияние на эффективность процесса
обучения в целом. Реализация этого принципа
позволяет создать систему подводящих
и спе-циальноподготовительных упражнений
при изучении отдельных способов передвижения
на лыжах. Вместе с тем он определяет и
последовательность изучения всех способов
передвижения в лыжных гонках, а также
использование методов обучения. Систематичность
в обучении играет важную роль в учебной
и тренировочной работе в школе и ДЮСШ.
При решении задач обучения с учетом принципа
систематичности и последовательности
большое значение имеет положительный
перенос навыков с одного упражнения на
другое. Юные лыжники должны овладевать
умениями и навыками в строго определенном
порядке с тем, чтобы ранее изученные упражнения
и способы передвижения в целом способствовали
овладению новыми движениями (ходами,
поворотами и др.). Реализация этого принципа
важна не только в процессе учебной работы
в школе, но и при выполнении домашних
заданий и на самостоятельных занятиях,
а также при изучении теоретического материала.
Принцип постепенности
играет важную роль прежде всего при планировании
тренировочных нагрузок в процессе всей
многолетней подготовки в лыжных гонках,
но особенно необходимо его соблюдать
в работе с детьми-подростками и юношами.
С первых шагов постепенность повышения
тренировочных нагрузок в лыжных гонках
должна обеспечить непрерывный рост достижений
с тем, чтобы юные лыжники, приступившие
к занятиям спортом с 11-12 лет, начали показывать
свои высшие результаты, начиная с 23-летнего
возраста.
Принцип постепенности предусматривает
плавное повышение тренировочных нагрузок
во всех циклах подготовки (в недельном,
месячном, годичном), а также на всех этапах
многолетнего процесса подведения лыжника
к наивысшим результатам. С этой целью
осуществляется систематический (педагогический
и врачебный) контроль за соответствием
применяемых нагрузок и сил и возможностей
лыжников на каждом конкретном этапе тренировки
и даже в отдельно взятом занятии. Вместе
с тем постепенность увеличения нагрузок
не может стать самоцелью в планировании
подготовки. Только обоснованно высокий
прирост объема и интенсивности нагрузок,
особенно в подготовке взрослых и высококвалифицированных
лыжников, позволит достичь наивысших
результатов.
С возрастом и ростом общей и специальной
подготовленности увеличивается и потолок
допустимых тренировочных нагрузок, но
на любом этапе подготовки максимальные
нагрузки должны соответствовать функциональным
возможностям организма на данной ступени
подготовленности с учетом возраста лыжника-гонщика.
При планировании нагрузок у высококвалифицированных
лыжников допустимо ступенчатое и скачкообразное
повышение объема и особенно интенсивности.
Основой этого является предварительная
и постепенная подготовка к большим тренировочным
воздействиям в предыдущие годы.
Принцип сознательности
и активности имеет самое широкое
применение при занятиях лыжным спортом
и лыжной подготовкой. Сознательное отношение
к обучению способам передвижения на лыжах
на уроках и к тренировке во время внеклассной
спортивной работы предполагает понимание
школьниками целей, задач и значения учебно-тренировочного
процесса, смысла теоретических знаний
и их практического использования, отчетливого
понимания основ техники в целом и элементов
движений в отдельных способах передвижения.
Все это значительно повышает активность
учащихся и способствует повышению эффективности
учебно-тренировочного процесса. Проявляя
активность на занятиях, школьники добиваются
не только лучшего освоения техники, но
и в значительной степени повышают физическую
подготовленность, что способствует достижению
высоких спортивных результатов. В свою
очередь, активность на уроках и тренировках
приводит к желанию продолжить занятия
и самостоятельно (или по заданию преподавателя).
Привитие навыков самостоятельной работы
имеет большое значение для достижения
высоких результатов в лыжных гонках и
в то же время будет способствовать укреплению
здоровья у учащихся, еще не проявивших
интерес к занятиям спортом и к участию
в соревнованиях. Реализация данного принципа
играет важную роль и в выполнении домашних
заданий как в зимнее время (по лыжной
подготовке), так и в период летних каникул
- для учащихся, занимающихся в секции
лыжного спорта.
Принцип наглядности
в практике работы по лыжному спорту и
лыжной подготовке чаще всего используется
при организации обучения передвижению
на лыжах. Непосредственно во время работы
на учебном кругу использовать другие
средства наглядного обучения, кроме показа,
затруднено из-за специфики занятий на
лыжах. Поэтому показ элементов движений
или хода в целом является, по существу,
единственным способом создания зрительного
представления об изучаемом способе передвижения
непосредственно в момент обучения. Несомненно,
для изучения основ техники и получения
знаний по этому разделу большое значение
имеет показ фотографий отдельных фаз
кинограммы хода в целом или киноколь-цовок.
Однако показ упражнения (хода) непосредственно
в момент освоения движений дает больший
эффект. Реализация принципа наглядности
очень важна на всех этапах обучения, но
особенно это необходимо в младшем школьном
возрасте в силу особенностей детского
организма. Кроме обучения принцип наглядности
играет важную роль в воспитании морально-волевых
качеств. Личный пример учителя или тренера
- лучший способ наглядного воздействия
на учащихся. Не меньшее значение это имеет
и при развитии физических качеств и выполнении
больших тренировочных нагрузок. Результаты
сильнейших спортсменов в этом направлении
могут служить примером для подражания
и для менее квалифицированных лыжников
(при безусловном соблюдении принципа
постепенности в увеличении тренировочных
нагрузок). Поэтому недопустимо слепое
подражание, точное копирование тренировочных
планов и особенно объемов нагрузок сильнейших
лыжников-гонщиков без учета возраста,
уровня подготовленности и индивидуальных
особенностей спортсменов. Это необходимо
учитывать в первую очередь при работе
с юными лыжниками, так как перегрузки
могут привести не только к замедлению
роста результатов или их снижению, но
и к отклонениям в состоянии здоровья.
Принцип повторности
и непрерывности играет важную роль
в достижении высокой эффективности процессов
обучения и тренировок. При обучении различным
способам передвижения на лыжах в начале
формируются умения. При повторении изучаемых
движений умения постепенно переходят
в навыки. В дальнейшем продолжается совершенствование
изучаемых способов передвижения на лыжах.
Все это происходит в процессе многократных
повторений как отдельных элементов, так
и способов в целом. Подобное происходит
и при развитии физических качеств. В процессе
их развития в центральной нервной системе,
в мышцах, тканях, органах и системах организма
происходят изменения, кото- рые возникают
и углубляются при многократном повторении
как отдельных упражнений, так и целого
цикла тренировочных занятий. Однако упрочение
навыков и повышение уровня развития физических
качеств зависят не только от количества
повторений отдельных занятий, но и от
интервалов отдыха между ними. Чрезмерно
длительные перерывы не позволяют закрепить
и углубить те сдвиги, которые происходят
в организме при повторном выполнении
упражнений или тренировочных нагрузок.
Для прочного закрепления возникающих
сдвигов необходимо осуществить непрерывность
подготовки лыжника-гонщика, которая обеспечивается
определенной взаимосвязью между занятиями
или отдельными нагрузками. Возникновение
таких взаимосвязей зависит от точности
планирования интервалов отдыха между
занятиями.
Отдых следует рассматривать как важную
составную часть тренировочного процесса.
В процессе отдыха происходит восстановление
организма после тренировочных нагрузок.
Оно базируется на общеизвестном положении
физиологии о фазовом характере изменений
работоспособности после выполнения тренировочных
нагрузок. Нагрузка вызывает утомление
организма (первая фаза), которое сменяется
восстановлением (вторая фаза), а затем
и сверхвосстановлением (третья фаза).
Продолжительность каждой фазы в значительной
степени зависит от целого ряда факторов
-объема, интенсивности и направленности
выполненной нагрузки, возраста и уровня
тренированности, условий отдыха и индивидуальных
особенностей организма. Интервалы отдыха
связаны с продолжительностью указанных
фаз. Для обеспечения непрерывности тренировочного
процесса необходимо планировать каждую
последующую нагрузку в основном на фазу
сверхвосстановления после отдельного
тренировочного занятия. Более длительный
интервал отдыха не обеспечивает достаточно
высокого темпа прироста результатов,
а чрезмерное удлинение отдыха может просто
стабилизировать работоспособность. В
отдельных случаях квалифицированные
лыжники проводят несколько занятий на
фоне некоторого недовосстановления с
последующим большим интервалом отдыха
(для обеспечения восстановления).
В практике работы по лыжному спорту продолжительность
интервалов отдыха обычно устанавливается
на основании данных педагогического
и врачебного (научного) контроля за состоянием
лыжника после отдельных занятий или тренировочных
циклов. Кроме этого, учитывается самочувствие
лыжников. При определении продолжительности
интервалов отдыха можно исходить из практического
опыта и знаний тренера и самого спортсмена.
Вместе с тем необходимо оценивать влияние
внешних условий, а также условий труда,
учебы, быта и т.д.
Непрерывность многолетнего процесса
обеспечивается систематической тренировкой
в течение ряда лет (на протяжении всего
периода активных занятий лыжным спортом).
Принцип цикличности
спортивной подготовки - один из основных,
реализация которого в процессе многолетней
тренировки обеспечивает рост результатов
в лыжных гонках. Под цикличностью следует
понимать относительно законченный кругооборот
одного или нескольких занятий, этапов
и периодов подготовки за определенные
промежутки времени.
Циклы различаются в первую очередь по
продолжительности: малые (микроциклы)
- в пределах одной недели; средние (мезо-циклы)
- от трех недель до трех месяцев; большие
(макроциклы) -от года до двух лет. Кроме
того, циклы определяются по структуре
(соотношение дней, отведенных на нагрузку
и отдых), по направленности (содержание
нагрузки и ее влияние на организм).
Среди микроциклов в лыжных гонках наибольшее
распространение получили 7-дневные, которые
хорошо согласуются с календарной неделей
и с общим режимом учебы школьников. В
соревновательном периоде возможна другая
продолжительность, связанная с конкретными
условиями календаря соревнований. По
направленности различаются следующие
микроциклы: втягивающие, ударные, подводящие,
восстанавливающие, соревновательные.
Втягивающие микроциклы направлены на
подведение организма лыжников к последующей
повышенной тренировочной нагрузке и
характеризуются невысокой суммарной
нагрузкой. Они широко распространены
в работе с юными лыжниками и чаще применяются
на весенне-летнем этапе подготовительного
периода. Как правило, мезоциклы начинаются
с втягивающих микроциклов.
Ударные микроциклы характеризуются высокими
нагрузками. Их главная задача - стимулировать
адаптационные процессы в организме. Они
широко применяются в тренировке квалифицированных
лыжников-гонщиков на втором этапе подготовительного
периода (осеннего) и в соревновательном
периоде.
Подводящие микроциклы отличаются разнообразной
направленностью. Они направлены на подведение
организма к большим (ударным) нагрузкам,
к соревнованиям и др. Данные микроциклы
планируются как в тренировке юных лыжников,
так и в подготовке сильнейших лыжников
и позволяют в какой-то мере реализовать
принцип постепенности.
Восстанавливающие микроциклы планируются
после напряженных соревнований или после
ударных микроциклов. Главная их задача
-обеспечить восстановление и адаптацию
лыжников к нагрузкам. Они характеризуются
невысоким объемом и интенсивностью.
Соревновательные микроциклы строятся
в соответствии с календарным планом и
программой соревнований (при многодневных
стартах в лыжных гонках на различные
дистанции) и направлены на создание оптимальных
условий для достижения высоких результатов.
Мезоциклы строятся на основе сочетания
различных микроциклов и главная задача
их реализации обеспечить подготовку
лыжников по этапам.
Втягивающий мезоцикл обеспечивает постепенное
подведение лыжников к эффективному выполнению
специфической тренировочной нагрузки
- скоростно-силовой, на выносливость и
т.д. Это обеспечивает высокую эффективность
последующей работы.
Базовый мезоцикл обеспечивает повышение,
функциональных возможностей, развитие
физических качеств за счет большей по
объему и интенсивности работы. Вместе
с тем в этом цикле проводится большая
работа по совершенствованию тактики
и передвижения на лыжах (в основном периоде)
и воспитанию волевых качеств (психологическая
подготовка).
Контрольно-подготовительные мезоциклы
закрепляют возможности лыжников в подготовке
к соревнованиям. Занятия проходят в условиях,
максимально приближенных к соревновательным
на трассах будущих стартов.
Предсоревновательные мезоциклы направлены
на устранение мелких недостатков в физической,
технической и тактической подготовленности
лыжников-гонщиков. Главная задача цикла
- подведение лыжников к основным соревнованиям
сезона.
Соревновательный мезоцикл (их количество
и структура) определяется календарным
планом соревнований, квалификацией и
уровнем подготовленности лыжников и
охватывает, как правило, период в 1-2 месяца
(сроки ответственных соревнований).
Сочетание микроциклов в различных мезоциклах
во многом определяется этапом многолетней
подготовки юных лыжников-гонщиков и взрослых
спортсменов с учетом индивидуальных
особенностей. Одной из характерных черт
отдельных мезоциклов, особенно у квалифицированных
лыжников-гонщиков, является включение
в них микроциклов с резко меняющейся
направленностью, что не скажешь о построении
мезоциклов у юношей.
Программа многолетней подготовки по
циклам способствует улучшению процесса
управления всей системой спортивной
тренировки. Она облегчает планирование
нагрузок и отдыха, контроль за тренировочным
процессом, позволяет успешно сочетать
повышенные и максимальные нагрузки с
относительным снижением объема и интенсивности
в различных циклах подготовки. Это обеспечивает
оптимальный прирост спортивных результатов
и в то же время позволяет избежать перегрузки
лыжников, особенно в юношеском возрасте.
Принцип волнообразного
изменения тренировочных нагрузок
тесно связан с цикличностью занятий,
этапов и т.д. Волнообразное изменение
нагрузок происходит в рамках определенных
(по продолжительности и структуре) циклов.
Вместе с тем наблюдается определенная
связь между волнообразным изменением
нагрузки и другими параметрами цикличности.
В лыжных гонках в процессе подготовки
различают малые, средние и большие волны
нагрузок. Их различные сочетания обеспечивают
постепенное и в то же время быстрое снижение
или увеличение нагрузки в различных циклах
подготовки лыжника. Волнообразное изменение
нагрузки происходит во всех ее компонентах
как в объеме, так и в интенсивности. Между
объемом и интенсивностью могут наблюдаться
прямая и обратная (чаще) зависимости.
Для достижения планируемого тренировочного
эффекта необходимо правильно сочетать
не только длину различных волн в циклах
тренировочного процесса, но и их характер
(по объему и интенсивности). Как правило
"гребни" волн объема и интенсивности
не совпадают. В средних и больших циклах
повышение (волна) объема обычно предшествует
повышению интенсивности. С последующим
повышением интенсивности объем стабилизируется
или снижается. Например, в подготовительном
периоде годичного цикла тренировки лыжника-гонщика
наблюдается общая тенденция к увеличению
объема, пик объема нагрузки обычно приходится
на декабрь (это зависит от целого ряда
факторов). В соревновательном периоде
(начиная с января) общий объем несколько
снижается, но увеличивается интенсивность
нагрузки (в тем числе и за счет соревнований).
Подобные изменения происходят и в средних
циклах подготовки. В малых (недельных)
циклах происходит наоборот: волна интенсивности
предшествует повышению объема. В начале
недели лыжники обычно планируют более
интенсивные нагрузки с меньшим объемом
(например, на развитие скоростно-силовых
качеств), а в конце объем нагрузки на отдельном
занятии повышается при снижении интенсивности.
Это происходит при развитии скоростной
(специальной) выносливости, а затем и
при развитии общей выносливости. В период
подведения лыжника-гонщика к основным
соревнованиям и особенно в неделю, предшествующую
им, как правило, происходит изменение
характера волн по объему и интенсивности.
Принцип специализации
является основой для достижения высоких
результатов в лыжных гонках. Специализация
осуществляется на базе общего физического
развития в течение всей многолетней подготовки.
В лыжных гонках специализированная подготовка
обычно начинается с 15-16-летнего возраста.
До этого возраста осуществляется предварительная,
а затем всесторонняя спортивная подготовка.
Слишком ранняя специализация, как правило,
не приводит к высоким результатам в лыжных
гонках. Специализация предполагает целенаправленное
воздействие на организм спортсмена с
целью получения необходимых сдвигов
и приспособительных реакций в органах
и системах (применительно к особенностям
лыжных гонок). Это достигается путем специального
подбора средств и методов тренировки.
Специализация распространяется не только
на функциональную подготовку, но и на
развитие волевых и физических качеств,
технику и тактику. В то же время узкая
специализация по дистанциям (как это
порой наблюдается в других циклических
видах спорта) в лыжных гонках широкого
распространения не получила. Квалифицированные
лыжники-гонщики, как правило, успешно
выступают на всех дистанциях гонок от
15 до 50 км. Однако отдельные спортсмены,
успешно выступающие во всем диапазоне
дистанций, иногда тяготеют к коротким
или более длинным (50-70 км), где и показывают
свои лучшие результаты. Молодые лыжники
чаще всего успешнее выступают на коротких
дистанциях, а затем переходят к более
длинным, что вполне объясняется закономерностями
развития организма.
Принцип единства
общей и специальной подготовки в
лыжных гонках находит свое отражение
в процессе тренировки от новичка до высококвалифицированного
спортсмена. Достижение высоких результатов
в течение ряда лет возможно при узкой
специализированной подготовке, но в то
же время специализация строится на базе
всестороннего физического развития.
Лыжные гонки требуют специфической подготовки,
однако предельный уровень развития специальных
качеств возможен только при условии общего
повышения функциональных возможностей
организма. В практике работы по лыжным
гонкам порой наблюдается чрезмерное
сокращение объемов общей подготовки.
Это недопустимо на всех этапах подготовки,
особенно в юношеском возрасте. Не приносит
успеха в лыжных гонках и противоположная
тенденция к значительному (в ущерб специальной
подготовки) расширению объема общей физической
подготовки. Оптимальное соотношение
между объемом средств ОФП и СФП должно
поддерживаться на всех этапах многолетней
подготовки. Однако оно не остается постоянным,
а изменяется как в годичном цикле, так
и в ходе многолетней подготовки. Для того
и другого периода характерно постепенное
сокращение общей подготовки и увеличение
специальной подготовки. В юношеском возрасте
это соотношение зависит от уровня подготовленности
и развития тех или иных физических качеств.
Принцип индивидуализации
должен быть реализован на всех этапах
многолетней подготовки лыжников-гонщиков.
Недооценка этого принципа даже в тренировке
юношей не позволит полностью раскрыть
спортивные способности и достичь наивысших
результатов, потенциально доступных
каждому из них. В лыжных гонках, как ни
в одном из видов спорта, достаточно успешно
выступают спортсмены с весьма разнообразными
анатомо-физиологическими данными. Тип
нервной деятельности, сила отдельных
групп мышц, рост, вес, длина конечностей
и другие индивидуальные данные весьма
существенно влияют на эффективность
техники передвижения на лыжах, а также
на динамику развития подготовленности.
При построении многолетней подготовки
в лыжных гонках нельзя не учитывать влияния
всех этих факторов. Предварительное изучение
индивидуальных особенностей спортсмена
путем проведения контрольных испытаний
с помощью комплекса упражнений, педагогические
наблюдения и данные врачебного обследования
позволяют осуществить планирование подготовки
каждого лыжника с учетом его слабых и
сильных сторон, предусмотреть исправление
выявленных недостатков как в технике,
так и в физической подготовленности и
т.д. На каждый период и этап подготовки
в зависимости от выявленных данных устанавливаются
конкретные задачи для каждого гонщика
и сроки их решения, одновременно подбираются
соответствующие средства и методы подготовки.
Особое внимание необходимо обратить
на подбор средств (упражнений), начиная
с первых лет занятий лыжным спортом. Бессистемное
применение упражнений на развитие физических
качеств в юном возрасте может оказаться
серьезным тормозом в достижении высоких
результатов уже в зрелом возрасте.
В период подготовки лыжников-гонщиков
к наивысшим достижениям (20-21 год) принцип
индивидуализации приобретает особо важное
значение. В эти годы применяются высокие
тренировочные нагрузки, приближающиеся
к пределам функциональных возможностей
спортсмена (для данного уровня подготовленности
и этапа тренировки). В этот период необходимо
обеспечить соответствие нагрузок функциональным
возможностям организма на каждом занятии
и в каждом цикле подготовки с учетом индивидуальных
особенностей и уровня тренированности.
Принципы специализации и индивидуализации
тесно связаны между собой. Специализация
в лыжных гонках даст необходимый эффект
и позволит достичь высоких результатов,
если лыжник имеет определенные (индивидуальные)
способности именно к лыжным гонкам. В
этом отношении отбор юных спортсменов
к занятиям лыжным спортом должен проходить
при внимательном учете их индивидуальных
данных. Ошибка в выборе специализации
даже при систематической и многолетней
подготовке дает замедленный прирост
результатов или остановку в достижениях.
Все принципы подготовки в спорте тесно
связаны между собой и взаимообусловлены.
Ни один из принципов не может быть реализован
изолированно. Постепенность немыслима
без систематичности и последовательности
в обучении и тренировке, такая же взаимосвязь
существует между непрерывностью и повторностью.
Неразрывно связаны цикличность и волнообразность
тренировочной нагрузки, и в то же время
нельзя рассматривать в отрыве друг от
друга всесторонность развития и постепенность.
Все эти принципы в практике работы по
лыжным гонкам преломляются через принцип
индивидуализации. Таким образом, они
могут быть реализованы в тесной взаимосвязи
как в годичном цикле подготовки, так и
в процессе многолетней тренировки от
новичка до мастера спорта. Кроме перечисленных
принципов в подготовке лыжника-гонщика
учитываются и реализуются и другие закономерности,
принципы или положения смежных дисциплин
(физиологии, гигиены, психологии, педагогики,
а также возрастные разделы этих дисциплин).
С развитием лыжного спорта происходит
непрерывное совершенствование процессов
обучения, воспитания и тренировки, открываются
и используются новые положения, требования
и закономерности. В свою очередь, все
это способствует дальнейшему и постоянно
ускоряющемуся прогрессу лыжного спорта,
росту результатов и увеличению массовости.
Вместе с тем с целью обогащения наших
знаний и использования их для развития
лыжного спорта целесообразно изучать
теорию и практику родственных (циклических)
видов спорта. Прогресс, достигнутый в
их развитии, оказывает положительное
влияние и на развитие лыжных гонок.