Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:35, реферат
В теории и методике спорта, как и во всякой научно-практической дисциплине, имеющей дело с проблемами обучения и воспитания, первостепенное значение придается определению важнейших теоретико-методических положений - принципов, которые отражают основные закономерности в данной сфере практической деятельности и в силу этого служат руководством к действию.
В числе принципов, имеющих основополагающее значение в системе физического воспитания, в целом надо учитывать также общие социальные принципы, такие как всемерное содействие всестороннему гармоническому развитию личности; подготовки к трудовой и оборонной деятельности, оздоровительной направленности физического воспитания.
Принципы спортивной тренировки
В теории и методике спорта, как и во всякой
научно-практической дисциплине, имеющей
дело с проблемами обучения и воспитания,
первостепенное значение придается определению
важнейших теоретико-методических положений
- принципов, которые отражают основные
закономерности в данной сфере практической
деятельности и в силу этого служат руководством
к действию.
В числе принципов, имеющих основополагающее
значение в системе физического воспитания,
в целом надо учитывать также общие социальные
принципы, такие как всемерное содействие
всестороннему гармоническому развитию
личности; подготовки к трудовой и оборонной
деятельности, оздоровительной направленности
физического воспитания.
В сфере спорта объективно действуют не
только общие, но и свои специфические
закономерности. Они представляют собой
внутренне необходимые существенные взаимосвязи
в спортивной тренировке, определяющие
динамику нагрузок и получаемый эффект,
порядок построения различных циклов
подготовки.
Таким образом, принципы спортивной тренировки
в конечном счете конкретизируют объективные
закономерности.
Направленность на максимально возможные
достижения, углубленная специализация
и индивидуализация.
Если при использовании физических упражнений
без спортивных целей реализуется лишь
некоторая, не предельно возможная степень
достижений, то для спортивной деятельности
характерна направленность именно к максимуму.
Спортивные достижения важны, конечно,
не сами по себе, а как конкретные показатели
развития способностей и мастерства. Установка
на высшие спортивные результаты имеет
в этой связи существенное общественно-педагогическое
значение, поскольку означает устремленность
к высшим рубежам совершенства человека.
Такая устремленность стимулируется всей
организацией и условиями спортивной
деятельности, особенно системой спортивных
состязаний и прогрессирующих поощрений
(от присвоения начального спортивного
разряда до золотой медали чемпиона).
Установка на высшие показатели реализуется
соответствующим построением спортивной
тренировки, использованием наиболее
действенных средств и методов, углубленной
специализацией в избранном виде спорта.
Данная закономерность спортивной тренировки
проявляется по-разному в зависимости
от этапов многолетнего спортивного совершенствования.
На первых этапах, когда занятия спортом
проводятся в основном по типу общей подготовки,
тренировочный процесс не имеет ярко выраженных
черт спортивной специализации - установка
на высшие достижения носит характер дальней
перспективы. По мере возрастного формирования
организма и повышения уровня тренированности
эта установка реализуется в полной своей
мере до тех пор, пока не начнут действовать
ограничивающие возрастные и другие факторы.
Таким образом, общий принцип прогрессирования
приобретает в области спортивной подготовки
особое содержание. Его нужно понимать
как требование обеспечить максимально
возможную степень совершенствования
в определенном виде спорта. А это означает
необходимости углубленной специализации.
Единство общей и специальной подготовки.
Спортивная специализация не исключает
всестороннего развития спортсмена. Напротив,
наиболее значительный прогресс в избранном
виде спорта возможен лишь на основе разностороннего
развития физических и духовных способностей,
общего подъема функциональных возможностей
организма.
Зависимость спортивных достижений от
разностороннего развития, в том числе
и интеллектуального, объясняется двумя
основными причинами. Во-первых, единством
организма - органической взаимосвязи
его органов, систем и функций в процессе
деятельности и развития. Во-вторых, взаимодействиями
различных двигательных навыков и умений.
Чем шире круг двигательных навыков и
умений, освоенных спортсменом, тем благоприятнее
предпосылки для образования новых форм
двигательной деятельности и совершенствования
освоенных ранее.
Единство общей и специальной подготовки
заключается во взаимной зависимости
их содержания: содержание общей физической
подготовки определяется с учетом особенностей
избранного вида спорта, а содержание
специальной подготовки зависит от тех
предпосылок, которые создаются общей
подготовкой.
Оптимальное соотношение общей и специальной
подготовки не остается постоянным, а
закономерно изменяется на различных
стадиях спортивного совершенствования.
Непрерывность тренировочного процесса
Эта черта тренировочного процесса в спорте
характерна тремя основными положениями:
1) спортивная тренировка строится как
круглогодичный и многолетний процесс,
гарантирующий наибольший кумулятивный
эффект в направлении спортивной специализации;
2) воздействие каждого последующего тренировочного
занятия как бы "наслаивается" на
"следы" предыдущего, закрепляя и
углубляя их;
3) интервал отдыха между занятиями выдерживается
в пределах, гарантирующих общую тенденцию
восстановления и повышения работоспособности,
причем в рамках тренировочных мезо- и
микроциклов при определенных условиях
допускается проведение занятий на фоне
частичного недовосстановления, в силу
чего создается уплотненный режим нагрузок
и отдыха.
Необходимо стремиться так строить тренировочный
процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить
возможную в данных конкретных условиях
преемственность положительного эффекта
тренировочных занятий, исключить неоправданные
перерывы между ними и свести к минимуму
регресс тренированности. В этом заключается
основная суть принципа непрерывности
спортивной тренировки. Принципиальный
методический смысл этого положения заключается
в требовании не допускать излишне длительных
интервалов между тренировочными занятиями,
обеспечивать преемственность между ними
и тем самым создавать условия для прогрессирующих
достижений.
Непрерывность тренировочного процесса
связана со степенью и продолжительностью
воздействия отдельных упражнений, отдельных
тренировочных занятий или соревнований,
а также отдельных циклов подготовки на
состояние работоспособности спортсмена.
Эффект этих воздействий непостоянен
и зависит от продолжительности нагрузки
и ее направленности, а также величины.
В связи с этим различают ближний тренировочный
эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект
(СТЭ) и кумулятивный тренировочный эффект
(КТЭ).
БТЭ характеризуется процессами, происходящими
в организме непосредственно при выполнении
упражнений, и теми изменениями функционального
состояния, которые возникают в конце
упражнения или занятия. СТЭ является
последствием выполнения упражнения,
с одной стороны, и ответным реагированием
систем организма на данное упражнение
или занятие - с другой.
По окончании упражнения или занятия в
период последующего отдыха начинается
следовой процесс, представляющий из себя
фазу относительной нормализации функционального
состояния организма и его работоспособности.
В зависимости от начала повторной нагрузки
организм может находиться в состоянии
недовосстановления, возвращения к исходной
работоспособности или в состояние суперкомпенсации,
т.е. более высокой работоспособности,
чем исходная.
При регулярной тренировке следовые эффекты
каждого тренировочного занятия или соревнования,
постоянно накладываясь друг на друга,
суммируются, в результате чего возникает
кумулятивный тренировочный эффект, который
не сводится к эффектам отдельных упражнений
или занятий, а представляет собой производное
от совокупности различных следовых эффектов
и приводит к существенным адаптационным
(приспособительным) изменениям в состоянии
организма спортсмена, увеличению его
функциональных возможностей и спортивной
работоспособности. Однако, такие положительные
изменения в состоянии подготовленности
возможны при правильном построении спортивной
тренировки и через достаточно продолжительное
время. Таким образом взаимодействия БТЭ,
СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерывность
процесса спортивной тренировки.
Единство постепенности и предельности
в наращивании тренировочных нагрузок.
Увеличение функциональных возможностей
организма закономерно зависит от величины
предъявляемых тренировочных и соревновательных
нагрузок. В процессе занятий спортом
эта зависимость используется в наиболее
полной мере, поскольку спорт непосредственно
нацелен на максимально возможные достижения.
Каждый новый шаг на пути к спортивным
достижениям означает и новый уровень
тренировочных нагрузок. Постепенно и
неуклонно возрастают как физические
нагрузки, так и требования к технической,
тактической и психической подготовленности
спортсмена, что выражается в последовательном
выполнении им таких заданий, какие мобилизуют
его на освоение все более сложных и совершенных
навыков, умений, на все более высокие
проявления физических и духовных сил.
Для динамики нагрузок в процессе тренировки
характерно, что они возрастают постепенно
и в то же время с тенденцией к предельно
возможным. Понятие "максимальная нагрузка"
неверно было бы всегда отождествлять
с понятием "нагрузка до отказа",
до полного утомления. Правильно будет
сказать, что это - нагрузка, которая находится
на границе наличных функциональных способностей
организма, но ни в коем случае не выходит
за границы его приспособительных возможностей.
Постепенное и максимальное увеличение
тренировочных и соревновательных нагрузок
обуславливает прогресс спортивных достижений.
Это обеспечивается неуклонным повышением
объема и интенсивности тренировочных
нагрузок, постепенным усложнением требований,
предъявляемых к подготовке спортсмена.
Все это выражается в последовательном
выполнении спортсменом таких заданий,
которые позволяют ему овладевать все
более сложными и совершенными умениями
и двигательными навыками. Постепенность
в тренировке должна соответствовать
возможностям и уровню подготовленности,
особенно юного спортсмена, обеспечивая
неуклонный поступательный рост его спортивных
достижений.
Особое значение имеет принцип единства
и постепенности и тенденции к «предельным»
нагрузкам. Применительно к подготовке
юных спортсменов это обуславливает необходимость
полного соответствия объема и интенсивности
тренировочных и соревновательных нагрузок
функциональным возможностям растущего
организма детей, подростков, юношей и
девушек.
Волнообразность динамики нагрузок.
Прогрессирующее повышение тренировочных
нагрузок на определенных этапах вступает
в противоречие с ходом приспособительных
изменений в организме спортсмена. Это
вызывает необходимость наряду с отдыхом
временно снижать нагрузки, что обеспечивает
необходимые биологические перестройки
в организме спортсмена. Поэтому динамика
тренировочных нагрузок не может иметь
вид прямой линии - она приобретает волнообразный
характер. Волнообразные изменения нагрузки
характерны как для относительно небольших
отрезков учебно-тренировочного процесса,
так и для этапов и периодов годичного
цикла тренировки.
Волнообразные колебания свойственны
как динамике объема, так и динамике интенсивности
нагрузок, причем максимальные значения
тех и других параметров в большинстве
случаев не совпадают. В настоящее время
можно представить ориентировочную схему
общих тенденций нагрузок в различных
фазах, этапах и периодах тренировочного
процесса.
Искусство строить спортивную тренировку
в немалой степени состоит именно в том,
чтобы правильно соразмерить все «волны»
друг с другом, т.е. обеспечить необходимое
соответствие между динамикой нагрузок
в микроциклах и более общими тенденциями
тренировочного процесса, характерными
для тех или иных его этапов и периодов.
Цикличность тренировочного процесса
К числу основных закономерностей процесса
спортивной тренировки относится также
четко выраженная цикличность, то есть
относительно законченный кругооборот
его стадий с частичной повторяемостью
отдельных упражнений; занятий, этапов
и целых периодов в рамках определенных
циклов. Циклы тренировки - наиболее общие
формы ее структурной организации.
Каждый очередной цикл является частичным
повторением предыдущего и одновременно
выражает тенденции развития тренировочного
процесса, то есть отличается от предыдущего
обновленным содержанием, частичным изменением
состава средств и методов, возрастанием
тренировочных нагрузок и т.д.
В форме циклов строится весь тренировочный
процесс - от его элементарных звеньев
до этапов многолетней тренировки.
В зависимости от масштабов времени, в
пределах которого строится тренировочный
процесс, различают: микроциклы, мезоциклы,
макроциклы. Все они составляют неотъемлемые
звенья рационального построения тренировочного
процесса.
Циклы тренировки - наиболее общие формы
ее структурной организации. Уяснить основы
их структуры - значит понять общий порядок
построения тренировки. Именно на это
нацеливает принцип цикличности тренировочного
процесса