Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 10:18, реферат
Достижение высоких спортивных результатов во многом зависит от степени развития физических и психических способностей человека, что предполагает возможность отбора лиц с наиболее высоким уровнем развития важных для данного вида спорта качеств (В.П.Филин, 1980, В.К.Бальсевич, 1981, В.М.Волков, 1983, А.В.Родионов, 1986, В.П.Губа, 1989, В.Г.Никитушкин, 1997 и др.).
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Анализ методологических основ состояния отбора в футболе …….............
2. Особенности раннего спортивного отбора и ориентации ………………….
3. Генетические и морфофункциональные основы раннего спортивного отбора и ориентации…………………………………………………………….
Библиографический список литературы……………………………………....
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат по физкультуре на тему:
Проблема отбора в футболе
Выполнила:
Ст. группы ПЛ-22с
Волкова О.А.
Проверил :
кандидат педагогических наук
Щербин Д.В.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Анализ методологических основ состояния отбора в футболе …….............
2. Особенности раннего спортивного отбора и ориентации ………………….
3. Генетические и морфофункциональные
основы раннего спортивного отбора и ориентации……………………………………………………
Библиографический список литературы……………………………………....
Введение
Достижение высоких спортивных
результатов во многом зависит от степени развития физических и психических
способностей человека, что предполагает
возможность отбора лиц с наиболее высоким
уровнем развития важных для данного вида
спорта качеств (В.П.Филин, 1980, В.К.Бальсевич,
1981, В.М.Волков, 1983, А.В.Родионов, 1986, В.П.Губа,
1989, В.Г.Никитушкин, 1997 и др.).
Для современного спорта характерно
постоянное повышение требований к всесторонней
подготовленности спортсменов. В этих
условиях первостепенное значение приобретет
глубокое изучение индивидуальных особенностей
спортсменов и разработка эффективной
методики отбора для занятий тем или иным
видом спорта (В.П.Филин, 1980, В.К.Бальсевич,
1981, В.Д.Сячин, 1996, В.П.Губа, 1989, В.Г.Никитушкин,
1997 и др.)- Особенно важно правильно определить
способности к спортивной деятельности
у детей 8-9 лет, поскольку именно в этом
возрасте они обычно привлекаются к занятиям
в большинстве видов спорта.
В современном спорте не может
быть универсального подхода к определению
перспективности занимающихся для занятий
выбранным видом спорта.
Хотя нет сомнения в том, что
соответствующим подбором средств, методов
и тренировочных нагрузок можно стимулировать
морфологические, физиологические и психологические
возможности применительно к требованиям
избранного вида спорта. Достижение наивысших
спортивных результатов зависит также
от одаренности и потенциальных способностей
для занятий определенным видом спорта
(В.В.Кузнецов, 1980, Б.Н.Шустин, 1984).
Основные положения теории способностей
и методики спортивной ориентации и отбора
позволяют считать, что способности детей
могут быть исследованы более глубоко
и результативно, если они будут изучаться
одновременно с позиции отбора и теории
обучения, вместе с тем, мероприятия по
спортивной ориентации и отбору немыслимы
в отрыве от организационно - методических
основ многолетней спортивной подготовки,
а их разработка должна вестись с применением
эффективных форм и методов тренировки
(М.Я.Набатникова, 1982, Н.Ж.Булгакова, 1986,
В.П.Филин, 1987, Т.С.Тимакова, 1998).
Правда, естественный отбор
не позволяет решить проблему подготовки,
так как наряду с неспособными детьми
отсеиваются и способные дети (недостаточно
подготовленные по специальным качествам,
но имеющие высокие потенциальные возможности),
по отношению к которым иногда допускается
неправильный методический подход (Р.Н.Дорохов,
В.П.Губа, 19.81-1996).
Многие тренеры используют различные
критерии для отбора наиболее способных
детей, однако эти критерии в большинстве
случаев носят односторонний или субъективный
характер. Зачастую отбор производится
вообще стихийно или в лучшем случае тренеры
ориентируются на уже сформированный
уровень технико-тактических умений и
навыков, проявляемых детьми в контрольных
играх. Потенциальные возможности детей
в расчет, как правило не принимаются.
Неуклонно повышающийся уровень
развития футбола требует столь же неуклонного
поиска физически одаренных, талантливых
молодых людей, которые оказались бы способными
успешно играть в экстремальных условиях
ответственных внутренних и международных
соревнований (А.А.Сучилин, 1994, М.М.Шестаков,
1994, С.Ю.Тюленьков, 1996 и др.).
Вопросы отбора в футболе разнообразны,
многоплановы и имеют свою специфику в
зависимости от поставленных задач и конкретных
этапов подготовки футболистов.
В связи с этим назрела необходимость
создания научно обоснованных методов
отбора детей для занятия футболом. Следует
отметить, что в свое время был предпринят
ряд попыток исследовать этот вопрос.
Однако различный методологический подход
к решению данной проблемы привел к тому,
что вниманию тренеров были предложены
рекомендации, носящие противоречивый
характер. Время, прошедшее с момента исследований,
в корне изменило принципиальный подход
к вопросу отбора детей в спортивные школы.
Способности чаще всего не проявляются
сами по себе, их надо увидеть-определить,
а увидев-определив - развить. В этом и
заключается задача педагога-тренера,
безусловно, не без помощи медика-морфолога
и психолога.
1.Анализ методологических
основ состояния отбора в
Актуальность. Наличие изучаемой
проблемы обусловлено существенными расхождениями
между желаемым состоянием рассматриваемого
дела и его реальным состоянием. В связи
с этим, проблема раннего отбора во всенародно
любимом виде спорта достаточно разнопланово
представлена в литературных источниках,
освещающих данный вопрос.
Уровень представлений и предварительно
проведенные теоретические исследования
не дали полных оснований утверждать о
наличии действительно эффективной системы
отбора в России.
Полностью отсутствуют работы,
объединяющие в систему морфо-функциональные,
биомеханические и специальные резервные
возможности юного спортсмена.
Накопленный большой материал
в детско-юношеском футболе с одной стороны
дает основание говорить о том, что явно
недостаточно теоретических и практических
исследований, а с другой стороны - подтверждает
необходимость продолжения данных исследований,
о чем свидетельствуют неубедительные
выступления национальных Российский
сборных разного возраста.
Объект исследования. Многопрофильная
система отбора юных футболистов 8-10 лет
СДЮСШ.
Предмет исследования. Методика
комплексной оценки мор-фофункциональных
биомеханических и специальных параметров
юных спортсменов, специализирующихся
в футболе.
Цель исследования. Разработка
методики раннего отбора юных футболистов
8-10 лет в условиях ДЮСШ.
Рабочая гипотеза. Предполагалось,
что создание эффективной методики раннего
отбора юных футболистов 8-10 лет, основанной
на оптимальном сочетании индивидуальных
морфобиомеханических показателей юного
спортсмена с динамикой совершенствования
умений будет способствовать эффективному
становлению спортивного мастерства.
Научная новизна. Впервые проведены
углубленные морфо-биомеханические исследования
юных футболистов 8-10 лет, занимающихся
в группах ДЮСШ по специально разработанной
программе, включающей комплекс тестов,
способствующих эффективному отбору спортсменов
различного возраста и подготовленности
в команды.
Практическая значимость работы
определяется основными результатами
проведенных исследований, которые имеют
непосредственное прикладное значение
для системы отбора юных футболистов,
а также повышения индивидуального мастерства
на основе морфобиомеханических характеристик
занимающихся.
Предложены и внедрены в практику
футбола методы отбора юных футболистов
на начальном этапе тренировки.
Основные положения, выносимые
на защиту:
1. Комплекс тесто оценки общей
и специальной физической подготовленности
юных футболистов 8-10 лет, обеспечивающих
объективизацию системы отбора и ориентации
спортсменов по игровым амплуа.
2. Показатели морфофункционального
развития детей, имеющие важное значение
при разработке методов прогноза их спортивной
пригодности.
3. Факторная структура подготовленности
юных футболистов, обеспечивающая результативность
соревновательной деятельности на начальном
этапе обучения.
2. Особенности раннего спортивного
отбора и ориентации
Отбор - это система организационно-методических
мероприятий комплексного характера,
включающих педагогические, социологические,
психологические и медико - биологические
методы исследования, на основе которых
выявляются задатки и способности детей
для специализации в том или ином виде
спорта (В.П.Филин, Н.А.Фомин, Н. Ж.Булгакова,
В.М.Волков, М.С.Бриль, В.Г.Никитушкин, В.П.Губа
и др.).
В то же время отбор является
важной и органической частью учебно-тренировочного
процесса, так как способствует решению
основной задачи спортивной подготовки
- достижению высоких спортивных результатов
(М.С.Бриль, 1980).
А.А.Гужаловский (1986) выделяет
следующие основные разновидности спортивной
ориентации и отбора:
1. Общая спортивная ориентация
и отбор, направленные на вовлечение возможно
большего числа детей в занятия спортом
и отбор моторно-одаренных детей и подростков
для занятий спортом в ДЮСШ. Этот вид ориентации
и отбора - начальный элемент всей системы
многолетней подготовки спортивных резервов.
2. Видовая ориентация и отбор,
направленные на определение спортивной
пригодности детей и подростков к занятиям
в одном из конкретных видов спорта.
3. Специализированная ориентация
и отбор, связанные с определением спортивной
пригодности юных спортсменов к определенной,
узкой специализации в избранном виде
спорта. Проводятся на этапе начальной
спортивной специализации многолетней
тренировки.
4. Ролевая ориентация и отбор,
нацеленные на определение конкретного
и игрового или командного амплуа юных
спортсменов, проводится на всех этапах
многолетней тренировки, начиная с начальной
спортивной специализации.
5. Соревновательная ориентация
и отбор старит своей целью выбрать из
числа равноценных кандидатов лучших
и сориентировать их на выступление в
конкретном номере программы соревнований.
Проводится на завершающих этапах многолетней
тренировки - этапе углубленной тренировки
в избранном виде спорта и этапе спортивного
совершенствования.
Каждая из указанных разновидностей
имеет свои специфические особенности:
целевую направленность, систему нормативных
показателей и требований, комплекс организационно-методических
мероприятий по ориентации и отбору и
т.п. (М.С.Бриль, 1974; Н.Ж.Булгакова,197б; В.М.Волков,
В.П.Филин, 1983; Е.Ю.Розин, 1979; В.Б.Шварц, С.В.Хрущев,
1984, В.П.Губа, 1987, 1989, 1995, 1996, 1997, В.Д.Сячин,
1996, В.Г.Никитушкин, 1998).
Методы проведения отбора подразделяются
на педагогические (тестирование результатов
в ряде специальных упражнений), медико-биологические
(включая морфофункциональные) и психологические.
Идеальный вариант решения проблемы
отбора - это модельные характеристики
по всем аспектам физического развития
и спортивно-педагогической деятельности
от новичков 8-12 лет до высококвалифицированных
спортсменов. Исследования в этом направлении
в последнее время получают все более
широкое распространение, в литературе
имеются количественные характеристики
взаимосвязи различных сторон подготовленности
спортсменов (В.И.Филиппович, Н.М.Туревский,
1977, Б.Н.Табачик, 1979; П.З.Сирис, 1981; Н.Н.Мартынов,
1980, 1983; М.Я.Набатникова,1982; В.П.Губа, 1983,
В.Г.Никитушкин, 1984, И.М.Короткова, 1998 и
др.). Разрабатываются должные нормы физической
работоспособности юных спортсменов (М.Я.Набатникова,
1962; В.Г.Никитушкин, 1983; В.П.Губа, Я.С.Татаринов,
1985; В.А.Кабчков, Е.Я.Бондаревский и др.,
1986), что позволяет управлять подготовкой
юных спортсменов.
Разработаны должные нормы физической
подготовленности детей дошкольного и
младшего школьного возраста (В.П.Губа,
1985), молодежи (учащихся ПТУ) (Е.Я.Бондаревский
и др., 1986), а также юных спортсменов (В.Г.Никитушкин,
В.П.Губа, 1998). Тестирование не занимающихся
спортом детей показывает, что у них иногда
бывают уникальные спортивные качества.
Известно, например, что результативность
бега зависит от быстроты отталкивания.
Оказывается, у одного из 100 детей быстрота
отталкивания равна 0,09 с. ( у известного
спринтера Фигерола - 0,08 с.) (П.З.Сирис, П.М.Гайдарска,
К.И.Рачев, 1983).
Показатели удельной силы мышц
(абсолютной силы, отнесенной к единице
площади сечения мышцы), характеризующие
возможности в силовых видах спорта, у
детей - неспортсменов также иногда достигают
уровня, свойственного тренированным
спортсменам (В.М.Зациорский, 1980, М.А.Годик,
1987 и др.). Подобные признаки выявляются
закономерно, т.к. соответствуют характеру
распределения признаков в популяции:
левая часть кривой нормального распределения
включает варианты с малой, а правая с
более выраженной величиной признаков.
Эти случаи ( как те, так и другие) существуют
реально, и можно даже рассчитать возможную
частоту их встречаемости в популяции.
2,И% 13,59% 34,13% 34,13% 13,59% 2,14%
Если такие люди реально существуют,
следует выработать способы их направленного
поиска. Однако прямой поиск затрудняется
биологической неоднородностью, казалось
бы, достаточно хронологически однородной
группы детей определенного пола. При
индивидуальных различиях программы роста
и развития ребенка трудно, а порой и невозможно
показать истинность предельной выраженности
того или иного качества организма, а главное
-установить ее смысл (Р.Н.Дорохов, В.П.Губа,
1981, 1997, Б.А.Никитюк, 1988; А.А.Гужаловский,
1984). Решение задач отбора предусматривает
создание модели спортсмена данной специализации,
т.е. набора признаков, достоверно определяющих
спортивную результативность, ранжированных
соответственно мере их влияния на спортивный
результат. Набор признаков и порядок
их перечисления неодинаковы для разных
спортивных специализаций. На необходимость
построения "моделей" сильнейших
спортсменов неоднократно указывали специалисты
спортивной науки А.А.Новиков (1975), В.В.Кузнецов
(1974), В.М.Зациорский (1980), Б.Н.Шустин, Г.П.Семенов
и другие.
Так, В.И.Козловский, В.С.Левин,
Г.Н.Шинкарев (1976) предложили следующую
блок-схему модели футболиста из 3-х уровней
(рис. 2), также блок-схему модели волейболиста
на I уровне предложили Э.Е.Черный, В.А.Платонов,
Х.Х.Стерин (1978) и юных баскетболистов -
В.П.Губа, И.М.Короткова (1999).
УРОВЕНЬ I
- Активность команды и игрока.
- Эффективность
-технико-тактических действий
игрока в нападении и защите
БЛОК - СХЕМА
УРОВЕНЬ II
-Техническая оснащенность
-Тактическая подготовленность
-Специальная физическая подготовленность
-Психологическая устойчивость
УРОВЕНЬ III
Характеристика функциональной
подготовленности, морфологических особенностей,
возраст и спортивный стаж.
Таким образом, чтобы достичь
высокой эффективности спортивного отбора
необходимо многогранное и всесторонне
изучение таких характеристик и параметров
занимающихся, которые полностью отражают
его морфофункциональные, биомеханические,
медицинские и психологические особенности,
а также их соответствие у юного спортсмена
выбранному виду.
3. Генетические
и морфофункциональные основы
раннего спортивного отбора и
ориентации
Наиболее часто учитываемой
морфологической характеристикой является
длина тела - признак интегрального значения,
определяющий остальные размеры тела.
Так, большая длина тела .;. обычно сопровождается
длиннорукостью и днинноногостью. При
небольшой длине тела конечности обычно
несколько укорочены, а туловище относительно
длинное (Э.Г.Мартиросов, Р.Н.Дорохов,, Б.А.Никитюк,
В.П.Губа).
Предсказания дифинитивной
длины юного спортсмена важны, например,
для игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, гандбол),
где предпочтительней быть высокорослым,
или для спортивной гимнастики, где лучше
быть средне - или низкорослым. Индивидуализирующий
метод наблюдения за ростом детей показал,
что длина тела каждого из них изменяется
с возрастем соответственно генетической
программе. Это позволяет с помощью регрессионного
анализа определить дифинитивную длину
тела с учетом её значения на год обследования
(И.И.Бахрах, Р.Н.Дорохов, 1984 В.М.Волков,
В.П.Филин, 1983, Р.Н.Дорохов, В.П.Губа, 1994,
1995). Для этого применяются следующие уравнения
регрессии: до 10 лет
М: YT= 121,0 + 5,6Х
Д: YT= 121,7 + 5,7Х
От 11 до 20 лет:
М: log YT = 2,16 + 0,06 log X
Д: log YT = 2,08 + 0,2 log X
В.П.Губа., Я.С.Татаринов, (1988),
давая оценку физического развития детей
по морфологическим наблюдениям и, приводя
уравнения регрессии, установили, что
имеются закономерности в развитии отдельных
сегментов тела детей в возрасте 2-9 лет,
также эти авторы указывают на то, что
очевидно и в более старшем возрасте имеются
свои закономерности.
Перечень признаков, достоверно
влияющих на результаты, достигнутые в
определенном виде спорта, достаточно
велик. Чтобы сделать модель спортсмена
менее громоздкой, необходимо подразделить
эти признаки на группы:
Первая - это признаки, совершенствование
которых до уровня эталонных значений
достижимо в ходе спортивной тренировки,
и вторая - признаки, неподвластные роли
тренера и желаниям спортсмена.
Признаки 1-ой группы зависят
в большей степени от среды, а признаки
2-ой группы - от генетической программы.
Так, масса тела определяется наследственностью
меньше, она больше зависит от внешних
воздействий.
А.М.Пидорц, А.Н.Казаченков (1988)
изучили данные, свидетельствующие о том,
что показатели веса тела спортсменов
не оказывают существенного влияния на
качество управления параметрами технических
действий, делая вывод, что можно осуществить
единую методологическую направленность
без учета принадлежности к определенной
весовой категории при совершенствовании
у них специальных координационных способностей.
В более старшем возрасте и высоком
уровне подготовленности, возможны два
варианта модели спортсмена:
1. Модель, содержащая в перспективе
на будущее высокодиагностические признаки,
мало изменяющиеся под влиянием тренировочных
воздействий и позволяющие судить о наследственной
одаренности спортсмена.
2. Модель, которая констатирует
состояние на сегодняшний день, которая
используется при отборе к участию в соревнованиях.
Первая модель может быть признана
отбором по генотипу. Используя генетические
маркеры при прогностическом отборе, следует
исходить из понимания сути маркируемых
морфофунк-циональных состояний организма
(И.И.Бахрах, Р.Н.Дорохов, Э.Г.Мартиросов,
Б.А.Никитюк, В.П.Губа). Для этого следует
изучить композицию отдельных двигательных
качеств человека. Такие из них, как, например,
качество силы и скорости, определяются
нейро-динамическими свойствами - силой
процесса возбуждения и скоростью проведения
нервных импульсов. Эти качества называют
однопрофильными, так как материальным
субстатом этих качеств являются двигательные
нервные клетки и мышечные волокна, которые
вместе образуют двигательные единицы.
Качества выносливости и равновесия
- многопрофильные. В их реализации задействованы
различные системы организма. Первые маркировать
легче, но и вторые можно маркировать,
если стремиться к выделению ведущего
звена, механизма главенствующего значения
(В.Б.Шварц, 1968, Никитюк Б.А., Мартиросов
Э.Г., Филиппова В.И., Соколик И.Д.). К числу
используемых на практике форм отбора
по генотипу относится учет фактора соматотипа
при отборе в некоторые виды спорта (гимнастика,
плавание) детей 5-6 лет с поздними сроками
полового созревания (Р.П.Губа, Р.Н.Дорохов,
1983, Губа, Тюленьков, Прохоров, 1997).
Из морфологических признаков
при спортивном отборе учитываются, как
правило, тотальные размеры тела ( в первую
очередь, длина), пропорции тела, состав
массы тела. О соотносительной роли наследственных
и средовых воздействий на некоторые морфологические
признаки помогает судить таблица 1, основанная
на результатах близнецовых исследований
(Б.А.Никитюк, 1985):
Для понимания взаимодействия
генетических и средовых факторов, для
построения теории спортивной ориентации
и селекции немаловажное значение имеет
проблема так называемых чувствительных
(сенситивных) периодов развития. Это периоды,
характеризующиеся наибольшей чувствительностью
к действиям тех или иных как благоприятных,
так и неблагоприятных факторов внешней
среды. В это время слияние генетических
и средовых факторов будет наиболее полным.
Установлено, что на различных
возрастных этапах динамика прироста
двигательных качеств неодинакова. Так,
развитие различных проявлений быстроты
наиболее успешно происходит в 10-13 лет
(В.П.Филин, 1968, Г.И.Вербицкий, В.М.Волков,
1971; В.Н.Влдасов, В.П.Филин, 1971; В.К.Бальсевич,
М.Н.Королева, Л.Т.Майорова, 1986).
Литература:
Белгород 2014 г