Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:14, реферат
Слово спорт пришло в русский язык из английского (Sport), которое, в свою очередь, является вольным сокращением первоначального слова disport – игра, развлечение. Вот почему о старичке, передвигающемся по аллеям сквера называют джонингом, то есть сложным “гибридом” быстрой ходьбы с медленным бегом, за рубежом могут сказать, что “он занимается спортом”, а у нас – “физкультурой”.
Введение
Слово спорт пришло
в русский язык из английского
(Sport), которое, в свою очередь,
является вольным сокращением
первоначального слова disport –
игра, развлечение. Вот почему
о старичке, передвигающемся по
аллеям сквера называют
Проблемы достижения
высоких спортивных результатов
в период обучения в вузе
Статистические
Современная наука о спорте достаточно
подробно и серьёзно изучает проблему
человека в большом спорте. Спорт является
как бы испытательным стендом, на котором
моделируются требования экспериментальных
условий и ситуаций, а сам спортсмен сознательно
идёт на применение максимальных физических
и психических нагрузок для демонстрации
предельных психофизических возможностей
человека. Ради чего? Мотивация такого
«самопожертвования» может быть многообразна
– от самоутверждения, честолюбия и других
высоких порывов до самой тривиальной,
обыкновенной меркантильности.
Специфика различных видов спорта накладывает
существенный отпечаток на степень формирования
различных психических качеств, которые
необходимы не только в спорте, но и в профессиональной
деятельности.
Но факт остаётся фактом, что, например,
командные спортивные игры приучают человека
соотносить свои действия с действиями
коллег по команде, способствуют формированию
таких прикладных черт, свойств личности,
как коллективизм, коммуникабельность,
сознательная дисциплина и т.д.
Надёжность – одна из важнейших категорий
в спорте. Она сложна именно потому, что
в ней нет головокружительного взлёта
с последующим весьма болезненным падением.
Мужество всегда эстетично, если в спортивной
борьбе возникает гармония силы, разума
и чувства.
Вот эти бесценные психические качества,
черты и свойства личности.
Спорт не сошёлся клином только на большом
спорте. Есть ещё массовый спорт, а он доступен
каждому.
Оздоровительные
функции студенческого спорта при
подготовке к жизни и профессии.
Возможности
Физическое развитие, которое тесно связано
со здоровьем, - это процесс изменения
и становления естественных морфологических
и функциональных свойств организма человека
в течение его жизни (рост, масса тела,
окружность грудной клетки, жизненная
ёмкость лёгких и др.)
Образ жизни студента
и спорт
Повседневная
Время на учебные занятия является наиболее
стабильным и составляет затрачиваемое
на самоподготовку «средним» студентом,
колеблется у отдельных молодых людей
довольно существенно, занимая 3 – 5 ч.,
а в период зачётно-экзаменационной
сессии – 8 – 9 ч.
Таким образом, если работники народного
хозяйства, имеющие регламентированный
рабочий день, трудятся 7 – 8 ч., то сумма
учебного времени учащихся и студентов
составляет в среднем 9 – 12 ч. в день. Это
очень значительная психофизиологическая
нагрузка на организм молодого человека,
которая показывает, что учебный труд
является весьма напряженным.
Но беда ещё и в том, что молодые люди часто
надеются при этом на достаточно быстрое
естественное восстановление молодого
организма. Эта особенность и на самом
деле действует, но нельзя же бесконечно
эксплуатировать молодой организм, нарушая
элементарные правила режима труда и отдыха.
Так, например, до 60% студентов занимается
самоподготовкой к следующему учебному
дню в поздние часы, причем до 25% из них
приступают к занятиям лишь в 22 – 24ч.! Как
следствие у многих – нарушение режима
сна. У 87% студентов, проживающих в общежитиях,
отход ко сну затягивается до 1 – 3ч. ночи.
Отсюда – крайне недостаточная продолжительность
ночного сна. Сон в норме от 7 до 8ч. отмечается
лишь у 15% студентов. Кроме того, наблюдается
полное пренебрежение к режиму питания:
без завтрака уходят на занятия до 21%, около
47% принимают горячую пищу только два раза
в день.
Все эти «варварские» перегрузки и «варварское»
отношение к своему организму рано или
поздно дают о себе знать. Они проявляются
в пониженной работоспособности уже в
конце семестра, когда необходима наибольшая
мобилизация сил для успешной проработки
всего учебного материала к зачётно-экзаменационной
сессии. А период экзаменов – это не просто
проверка знаний, это проверка работоспособности
всего организма молодого человека!
Например, специальные наблюдения показали,
что в период экзаменационной сессии частота
сердцебиения у студентов устойчиво повышается
до 80 – 92 уд./мин. против 76 – 80 в период
обычных учебных занятий. А в день экзаменов,
перед входом в аудиторию, где происходит
экзамен, частота сердечных сокращений
возрастает до 144 уд./мин., повышается кровяное
давление, дыхание становится неравномерным
и следовательно, снижается насыщение
крови кислородом. Казалось бы, именно
в этот период надо особое внимание обратить
на правильный режим труда и отдыха, на
применение средств активного отдыха,
компенсирующих малую двигательную активность
и большое умственное утомление.
На практике же всё наоборот! В период
экзаменов буквально «затворниками» становятся
около 90% студентов. Их пребывание на открытом
воздухе ограничивается не более чем 30
мин. в день. Наблюдается систематическое
недосыпание, редкий и нерегулярный приём
пищи. А потом кончается экзаменационная
сессия. Каникулы! Отдых! И именно в это
время у некоторых начинаются простуды
и другие отклонения здоровья. Что это,
случайно? Да нет же! Все эти, казалось
бы, «обычные» заболевания (грипп, ангина,
ОРЗ и т.п.) есть следствие снижения защитных
возможностей организма из-за перенапряжения
во время сессии, результат существенных
нарушений должного режима учебного труда
и быта, а также следствие общего недостатка
двигательной активности.
Вместе с тем мы можем констатировать
и тот факт, что учащиеся и студенты, регулярно
занимающиеся спортом и не прерывающие
занятий даже в период экзаменов, более
благополучно для своего здоровья проходят
эти «подводные рифы» студенческой жизни.
Учебное и свободное время – это неразрывное
целое. Не случайно говорят: «Как отдохнёшь,
так и поработаешь!» Изучение свободного
времени студентов показало, что оно составляет
около 2 – 3ч. в день. Конечно, условия, в
которых они живут, учатся и отдыхают,
оказывают существенное влияние не только
на структуру свободного времени, но и
на их работоспособность, состояние здоровья.
Вероятно, в каждом конкретном случае
сочетание учёбы со спортивными занятиями
должно иметь оптимальное соотношение,
которое зависит как от индивидуальных
качеств и способностей отдельного человека,
так и от условий учебного труда, быта
и наличия спортивных баз.
Приведём пример. В одном из институтов
был разработан показатель, характеризующий
уровень профессиональной пригодности
студента. Этот интегральный показатель
включал в себя следующие факторы, оцениваемые
в баллах (от 2 до 5): физическое развитие;
физическую, в том числе и профессионально-прикладную,
пригодность; степень двигательной активности;
устойчивость к временной потере трудоспособности
(пропуски занятий по болезни); профессиональную
заинтересованность; успешность обучения
в вузе. Суммирование этих баллов экспертной
оценки позволило сделать заключение
о степени профессиональной пригодности
каждого студента к сложным условиям и
характеру труда. Оказалось, что высшую
оценку (26 – 29 баллов) и даже среднюю (16
– 20 баллов) не получили студенты с низкой
физической подготовленностью.
В этом же исследовании было установлено,
что более высокую оценку за производственную
практику, как правило, получали студенты,
имевшие средние баллы по теоретическим
знаниям, но лучшую физическую подготовленность
по сравнению со студентами, имевшими
более высокие баллы по теоретическому
курсу, но слабую профессионально-прикладную
физическую подготовленность.
Таковы факты, проливающие истинный свет
на роль спорта, на роль хорошей физической
подготовленности в успешном освоении
избранной профессии.
Спорт как активный
отдых в учебном и
Значительная часть
Индивидуальный
выбор видов спорта и их краткая
характеристика
В спортивной
В то же время ещё раз подчёркиваем необходимость
учёта личных психофизических качеств
при выборе видов спорта. Приведём цитату
из высказываний профессора прикладной
социологии из университета Конкордия
в Монреале Джеймса Гэвина: «Люди, ведущие
социально изолированный образ жизни,
тяготеют к тем видам, где можно тренироваться
в одиночку. Люди с агрессивным характером
выбирают «агрессивные виды спорта». Но
существует и обратная связь: вид спорта
оказывает влияние на характер человека.
Вот почему важно сделать правильный выбор.
Проблема акцентированного воспитания
и совершенствования основных физических
качеств человека – силы, быстроты, выносливости,
ловкости, гибкости – всегда менее сложна
на самых начальных этапах систематических
упражнений, то есть у новичков, так как
в этот период, как правило, наблюдается
одновременное улучшение каждого из них.
Если мы развиваем силу, то улучшается
и выносливость, если развиваем гибкость,
то в какой – то мере совершенствуется
и силовая подготовленность. Не случайно
на этой стадии подготовки наибольший
эффект даёт комплексный метод тренировки,
то есть общефизическая подготовка.
Однако по мере повышения тренированности
в каком–либо отдельном физическом качестве,
с постепенным повышением спортивной
квалификации от новичка до спортсмена
– мастера величина эффекта параллельного
развития нескольких физических качеств
постепенно уменьшается. Это требует тщательного
подбора специальных упражнений в процессе
тренировки, тем более что двигательные
качества нервно – мышечного аппарата
человека на высоком развитие физического
качества начинает тормозить развитие
другого. Вот почему штангисту высокого
класса трудно достигнуть высоких показателей
в упражнениях на выносливость, а бегуну
на длинные дистанции – в силовых упражнениях.
Таким образом, акцентированное воспитание
отдельных двигательных качеств с использованием
конкретных видов спорта должно основываться
на определённом минимуме развития всех
основных двигательных качеств, что обычно
достигается на уроках в средней школе,
или в специальном учебном заведении на
учебных практических занятиях по физкультуре,
или в подготовительных группах по видам
спорта в спортивных школах.
Виды спорта, преимущественно
развивающие выносливость
Воспитание
Физиологические механизмы этого процесса
достаточно сложны, так как работа может
относиться к различным зонам мощности
(или интенсивности), а значит, и выносливость
в каждой из них различна.
В зоне большой и умеренной мощности,
которая может поддерживаться от 3 – 5
мин до более получаса, появляется так
называемая общая выносливость. Общая
выносливость проявляется в той или иной
степени во всех других зонах мощности
при всех видах деятельности. В её физиологической
основе лежит развитие возможностей аэробного
обмена в организме человека. Для проявления
общей выносливости нужны хорошее сердце,
здоровые лёгкие, достаточное количество
гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение
работающих мышц и т.д.
Главное, что под влиянием рациональной
и систематической тренировки указанные
органы, физиологические процессы могут
повышать свои функциональные характеристики.
Вот почему в данном случае нас больше
интересуют те виды спорта, в которых,
как и в большой части трудовых процессов
(в течении всего рабочего дня), происходят
аэробные реакции в организме. Поэтому
наибольшее значение в обычной жизни,
в профессиональной деятельности имеют
такие виды спорта, которые развивают
главным образом аэробные возможности
организма, обеспечивающие длительную
продуктивную работу сравнительно невысокой
мощности не только в спортивной деятельности,
но и в течение достаточно длительного
по продолжительности рабочего времени
на производстве.
Выносливость, как и другие двигательные
качества, чаще всего проявляется специфически,
в зависимости от особенностей деятельности,
характера возникающего утомления.
В настоящее время различают несколько
типов утомления: умственное, сенсорное
(связанное с преимущественной нагрузкой
на органы чувств), эмоциональное, физическое,
при которых характер и механизм утомления
и проявление выносливости у данного человека
на все разновидности проявления выносливости
при выполнении разнообразных спортивных
и трудовых действий.
Например, военными специалистами было
установлено, что наиболее высокой и устойчивой
скоростью работы на радиотелеграфных
аппаратах (мелкие быстрые движения пальцев
руки) обладали лица с лучше развитой выносливостью
(в данном случае - способность к длительному
бегу). Поэтому, приступая к развитию специальной
выносливости в каком – либо спортивном
или профессиональном действии, необходимо
предварительно создать у человека определённую
базу кроветранспортирующих и дыхательных
возможностей, других физиологических
механизмов общей выносливости.
Таким образом, акцентированное воспитание
выносливости у молодых людей в целях
подготовки к жизни и профессиональной
деятельности требует решения задач всестороннего
развития функциональных систем организма.
Это связано с повышением физиологических
и психологических границ устойчивости
организма человека к сдвигам внутренней
среды, вызванным напряженной работой.
Важность подобной устойчивости для любого
человека, для специалистов любой профессии
не вызывает сомнения, благодаря чему
определяется ведущая роль выносливости
при подготовке к длительному и полноценному
труду.
Общая выносливость необходима представителям
всех видов спорта, так как она позволяет
успешно справляться с большим объёмом
тренировочной работы, эффективнее выполнять
и усваивать специализированную тренировочную
работу. Этим ещё раз подчёркивается особое
значение воспитания общей выносливости
у студенческой молодёжи вне зависимости
от того, занимается ли её представитель
спортом или только физкультурой, ибо
высокий уровень общей выносливости –
одно из главных свидетельств отличного
здоровья.
Итак, к видам спорта, акцентировано развивающим
общую выносливость, можно отнести все
циклические виды спорта, в которых физические
нагрузки продолжаются сравнительно длительное
время на фоне преимущественного повышения
аэробного (кислородного) обмена в организме
человека. К таким видам спорта относятся:
спортивная ходьба, бег на средние, длинные
и сверхдлинные дистанции (марафон), лыжные
гонки и биатлон, плавание, гребля, велосипедный
спорт (шоссейные гонки, кросс, группа
классических дистанций на треке), большая
часть дистанций и многоборья в конькобежном
спорте, альпинизм, спортивное ориентирование,
туризм и некоторые другие.
Хотя все циклические виды спорта, связанные
с проявлением выносливости, существенно
различаются по структуре движений друг
от друга, однако между ними имеются и
общие положения: спортивные достижения
атлетов основываются на достаточно объёмных
тренировочных и соревновательных нагрузках.
В процессе регулярных тренировок развивается
в той мере, в какой это необходимо для
каждого конкретного вида спорта, исполнительское
функциональное «звено» – кислород –
транспортная система и регулирующее
«звено» – центральная и эндокринная
система.
Спортсменам, специализирующимся в этих
видах спорта присущи способности к длительному
выполнению физической работы, успешное
волевое противостояние утомлению. Их
высокая работоспособность обеспечена
разнообразными сдвигами приспособительного
характера, происшедшими в организме под
влиянием тренирующих воздействий: морфологическим
и функциональным развитием мышцы сердца,
повышением эластичных свойств стенок
кровеносных сосудов, увеличением запаса
энергетически богатых веществ в мышцах
и внутренних органах, высокой степенью
эффективности работы нервной системы
и др.
Это можно иллюстрировать следующим примером.
Одним из показателей (тестов) функционального
развития дыхательной и сердечно – сосудистой
системы служит результат выполнения
мышечной работы при частоте сердечных
сокращений 170 ударов в мин.
Следует отметить, что приступая к тренировке
в этих видах спорта, надо сразу же настроиться
на большую и тяжёлую тренировочную работу.
Это связано с воспитанием способности
к высокому уровню мобилизации резервов
организма («терпению») не только в ходе
соревновательной, но и тренировочной
деятельности, так как повышение тренированности
связано с преодолением утомления. Регулярные
тренировки в этой группе видов спорта,
как и в других, воспитывают способность
к саморегуляции эмоционального состояния
в условиях стресса, в условиях острой
спортивной борьбы. Но главное в том, что
всё это может потребоваться именно в
процессе обычной трудовой жизни, что
ещё раз подчёркивает прикладность и воспитывающую
сущность спортивной подготовки. Конечно,
как и по всем видам спорта, у разных людей
имеются большие способности к одним и
меньше к другим. Сразу же может возникнуть
вопрос: а какой уровень выносливости
у меня сегодня ( не с точки зрения сравнения
с достижениями больших спортсменов, а
сравнительно со здоровыми людьми, не
занимающимися спортом). Такую оценку
можно сделать и самостоятельно.
Более 15 лет назад американский физиолог
К. Купер предложил характеризовать физическую
работоспособность людей различного возраста
с помощью определения расстояния, преодолеваемого
за 12 мин. За прошедшие годы этот тест нашёл
широкое распространение.
Практическое применение теста Купера,
в наибольшей мере определяющего состояние
сердечно – сосудистой системы, заключается
в следующем. Надо преодолеть (пройти,
пробежать) как можно большее расстояние
в течение 12 мин. Делать это лучше на стадионе,
где, как правило, общая длина круговой
дорожки равна 400 м. При первом применении
теста не следует стремиться к самоистязанию.
Лучше проводить тест с чьей – либо помощью,
чтобы не следить за временем и преодолеваемым
расстоянием, а ориентироваться только
на самочувствие. По окончании 12 мин надо
измерить (запомнить) расстояние, преодоленное
за это время, и по таблице 15 определить
степень своей физической подготовленности.
После этого теста вы можете сами дать
оценку исходному состоянию своей выносливости.
Если у вас показатели в этом тесте достаточно
высоки, то вы имеете способность к видам
спорта, требующим и развивающим выносливость.
А если нет, то вам надо обратить на это
внимание и совершенствовать свою подготовленность
в плане общей физической подготовки,
применяя широкий спектр циклических
упражнений, развивающих это жизненно
необходимое качество.
Виды спорта, преимущественно
развивающие силу и
скоростно-силовые
качества
Под силой следует
Виды спорта, преимущественно развивающие
силу и скоростно-силовые качества, относятся
в основном к группе ациклических видов
спорта, характерными особенностями которых
являются способность к проявлению силы
и скорость сокращения мышц.
И здесь мы вынуждены обратиться к теории,
которая поможет разобраться с некоторыми
понятиями.
1. К собственно силовым
видам, таким, как тяжёлая атлетика,
гиревой спорт, атлетическая гимнастика,
относятся те виды спорта, в которых максимальная
сила при спортивном движении меняется
в зависимости от величины преимущественной
массы (вес штанги и т.п.).
2. Спортивные
движения, при которых сила изменяется
в соответствии с величиной ускорения,
сообщённого постоянной массе (собственный
вес атлета, спортивный снаряд), называются скоростно-силовыми.
Несмотря на то, что современный
быт и производство всё меньше
и меньше требуют от человека проявления
физических усилий, сила как физическое
качество имеет существенное самостоятельное
и вспомогательное значение для
успешного выполнения не только спортивных,
но и профессиональных задач у
представителей многих видов спорта
и работников различных специальностей.
Немаловажен и прикладной опыт правильного
подъёма тяжестей, приобретаемых
на занятиях по тяжёлой атлетике и
упражнениях с отягощениями.
Доктор медицинских наук, профессор А.Н.
Воробьёв, который около 50 раз обновлял
рекорды в тяжёлой атлетике и дважды завоёвывал
звание олимпийского чемпиона, по этому
поводу говорил: «Сила нужна каждому человеку.
Конечно, автоматизация, механизация производства
с каждым годом облегчают работу, доля
ручного труда становится меньше. Однако,
если говорить откровенно, представителям
многих профессий такого труда ещё надолго
хватит. Скажем, среди шахтёров или строителей
слабый просто-напросто не выдержит долго.
Можно назвать десятки видов человеческой
деятельности, требующих силы…»
Во многих видах современной спортивной
и трудовой деятельности решающее значение
имеет развитие не только абсолютной,
но и относительной силы мышц. Она в значительной
мере определяет быстроту движений каждого
человека и играет большую роль в работе,
требующей выносливости и ловкости. Считается
установленным, что максимальные величины
силы находятся в тесной зависимости не
только от времени суток, но и от условий
её проявления. Это положение весьма важно
при определении методики тренировки
представителей отдельных видов спорта
и профессий, у которых проявление силы
в спортивных движениях, в процессе труда,
как правило, обусловливается режимом
и условиями их двигательной деятельности.
В связи с тем, что далеко не каждое силовое
упражнение обеспечивает специальную
силовую подготовку, необходимо подбирать
упражнения, сходные по структуре, величине
и характеру нервно-мышечных усилий, угловой
амплитуде рабочих движений и т.д. с основным
действием.
Известно, что при воспитании силы максимальное
силовое напряжение, дающее наибольший
эффект, может быть создано:
Информация о работе Проблемы достижения высоких спортивных результатов в период обучения в вузе