Процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 19:07, реферат

Описание работы

Какими бы ни были особенности подготовки спортсменов высокой квалификации, они всегда подчиняются фундаментальным педагогическим принципам, воспитанию требовательности и уважения к личности, учету возрастных и индивидуальных различий спортсменов, научности, сознательности и активности, наглядности, прочности, систематичности и последовательности

Файлы: 1 файл

ИВС ДКР Вариант.docx

— 20.10 Кб (Скачать файл)

Процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов, прежде всего, направлен на совершенствование самого человека.

Какими бы ни были особенности подготовки спортсменов высокой квалификации, они всегда подчиняются фундаментальным педагогическим принципам, воспитанию требовательности и уважения к личности, учету возрастных и индивидуальных различий спортсменов, научности, сознательности и активности, наглядности, прочности, систематичности и последовательности.

Принцип направленности на высшие достижения.

Направленность на высшие достижения реализуется в использовании наиболее эффективных средств и методов подготовки, постоянном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации режима жизни, применения специальной, сбалансированной системы питания, отдыха и восстановления.

Рациональное использование этого принципа может обеспечить достижение результатов современного уровня и успешные выступления в крупнейших соревнованиях.

Именно этот принцип предопределяет и постоянное совершенствование спортивного инвентаря, оборудования, совершенствование правил соревнований и т.д.

При ориентации спортсменов на достижение максимальных результатов важную роль играют выбор, оценка и разработка программ и их вариантов по средствам, нагрузкам, ресурсам и т.д.

Конкретно это выражается в прогнозировании спортивного результата и моделировании основных сторон соревновательной деятельности (физической, технической, тактической, психологической и теоретической). С этой целью разрабатываются целевые комплексные программы (ЦКП) подготовки к Олимпийским играм в начале каждого олимпийского цикла. Эта программа включает в себя следующие разделы: исходное состояние и уровень развития данного вида спорта;

-итоги выступления Российских  спортсменов на Олимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы и других  международных соревнованиях;

-план-прогноз спортивных достижений  на Олимпийских играх;

-организационная подготовка сборной  команды по виду спорта;

-система подготовки российских  спортсменов в олимпийском цикле;

-основные задачи по годам  олимпийского цикла.

Представляется принципиальная схема поэтапного решения задач тренировочного процесса, проводится распределение тренировочных нагрузок в четырехлетнем цикле: (объем в километрах, часах, количестве упражнений и т.д.), интенсивность нагрузок, система соревнований, критерии отбора в олимпийскую команду по разработанным модельным характеристикам; указываются основные базы подготовки, составляется смета финансирования по годам олимпийского цикла, план научно-методического и медико-биологического обеспечения.

Принцип единства общей и специальной подготовки.

На основе общей базовой подготовки, заложенной на начальных этапах многолетнего цикла в детском и юношеском возрасте, происходит увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств. Ведущие спортсмены мира для увеличения доли специализированных упражнений в таких видах спорта как зимние используют проведение тренировочных занятий летом на глетчерах (поездки в снежные районы северных стран). Интенсивное строительство закрытых катков с нормальными беговыми дорожками позволяет практически круглогодично совершенствовать спортивное мастерство на коньках. Таким образом, на этапе высшего спортивного мастерства значительно расширяется специализированная подготовка спортсменов, а разработанные в ЦКП модельные характеристики соревновательной деятельности и уровня подготовленности спортсменов служат хорошим ориентиром подготовки спортсменов, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей компенсации отстающих параметров одних систем, за счет других.

Принцип непрерывности процесса подготовки характеризируется следующими положениями:

а) спортивная подготовка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимосвязаны, взаимообусловлены и подчинены задаче достижения максимальных результатов;

б) воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла этапа и т.д. как бы наслаивается на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;

в) нагрузка, отдых, питание и другие факторы воздействия на организм регламентируются таким образом, чтобы обеспечить оптимальное развитие качеств и способностей, определяющих уровень спортивного мастерства в конкретном виде спорта.

Это предполагает, что повторные занятия в микро- и даже мезоциклах, могут проводиться как при повышенной (или восстановившейся) работоспособности, так и при различных степенях утомления спортсменов.

Так, в процессе подготовки юных спортсменов, демонстрирующих результаты на уровне 2 разряда, достаточно ежедневных одноразовых занятий при относительно редких (1-2 раза в неделю) больших нагрузках в недельном микроцикле.

При подготовке спортсменов высокого класса такой режим тренировок приведет лишь к поддержанию имеющегося уровня тренированности, для них необходимо проведение от 2 до 4 занятий ежедневно и 3-5 занятий с большими нагрузками в неделю.

Принцип единства постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам.

Закономерности формирования адаптации к факторам тренировочного и соревновательного воздействия, морфофункциональная специализация органов и систем предъявляют к организму спортсменов повышающиеся требования, близкие к пределу человеческих возможностей, что имеет решающее значение для эффективного протекания приспособительных процессов.

Это и предопределяет важность соблюдения указанного процесса. Существует точка зрения, что нагрузки должны возрастать постепенно из года в год, достигая максимальных для каждого спортсмена величин на этапе высших достижений.

При постепенном нарастании тренировочных нагрузок выделяют следующие направления повышения тренировочного процесса:

- увеличение суммарного годового  объема работы от 100-200 до 1300-1500 часов;

- увеличение количества тренировочных  занятий в течение недельного  микроцикла от 2-3 до 15-20 и более;

- увеличение количества тренировочных  занятий в течение одного дня  от 1 до 3-4.

Разумное использование перечисленных возможностей интенсификации тренировочного процесса, позволяет обеспечить планомерный прогресс и достижение высоких результатов в оптимальной возрастной зоне. С другой стороны, при подготовке спортсменов подросткового и юношеского возраста чрезмерное увлечение большими тренировочными нагрузками, специально-подготовительными упражнениями, средствами интенсификации восстановительных процессов приводит к довольно быстрому исчерпанию физического и психического потенциала организма.

Принцип волнообразности и вариативности нагрузок.

Волнообразная динамика нагрузок характерна для различных структурных единиц тренировочного процесса.

Волнообразность тренировочных нагрузок позволяет выявить зависимость между объемом и интенсивностью работы.

Принцип цикличности тренировочного процесса.

Цикличность проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса – отдельных занятий, микроциклов, этапов, периодов и макроциклов.

Различают микроциклы продолжительностью от 2-3 до 7-10 дней;

- мезоциклы – от 3 до 5-6 недель;

- макроциклы – от 3-4 месяцев до 12 месяцев и более.

Основные принципы цикличности четко сформулированы Л.П. Матвеевым:

- при построении тренировки  следует исходить из необходимости  систематического повторения ее  элементов и одновременного изменения  их содержания в соответствии  с закономерностями тренировочного  процесса;

- рассматривая любой элемент  тренировочного процесса в его  взаимосвязи с более или менее  крупными составляющими структуры  тренировочного процесса;

- выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок  осуществлять в соответствии  с требования закономерно чередующихся  этапов и периодов тренировки, находя их соответствующее место  в структуре тренировочных циклов.

Принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.

Необходимо четко представлять, что эффективность соревновательной деятельности и ее компонентов является интегральной характеристикой подготовленности спортсмена. Адаптация спортсменов к экстремальным условиям спортивной борьбы на главных соревнованиях достигается неоднократным моделированием условий и параметров этой борьбы в тренировочной и соревновательной деятельности.

Тенденция развития видов спорта, изменения правил соревнований должны учитываться при подготовке к соревнованиям (пример вольной борьбы). 

 

 

 


Информация о работе Процесс подготовки высококвалифицированных спортсменов