Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:25, курсовая работа
Решение этой проблемы возможно только путем реализации системы научно обоснованных мероприятий. Особую роль при этом отводят искусственному выращиванию лесов, т.е. созданию лесных культур. Это позволит выращивать высокопродуктивные насаждения необходимого видового состава и определенного целевого назначения, целенаправленно преобразовать ландшафт, а также сократить лесовосстановительный период хозяйственно-ценных пород. Вместе с тем, естественное возобновление леса после его рубки часто задерживается, идет возобновление нежелательными древесными породами или оно вообще отсутствует, это вызывает необходимость проведения работ по созданию лесных культур.
Введение
1. Расчетная часть
1.1 Расчет площади ежегодного посева и ежегодной посадки
1.2 Организация территории питомника
1.3 Схемы ротации освоенных севооборотов
1.4 Расчет ежегодной потребности в семенах
1.5 Технологическая карта выращивания сеянцев
1.6 Расчет себестоимости сеянцев
1.7 Проект лесных культур
1.8 Тип лесных культур
1.9 Технологическая карта создания лесных культур
2. Графическая часть
2.1 План организации территории лесного питомника
2.2 План участка лесных культур
3. Пояснительная записка
3.1 Посевное отделение питомника
3.1.1 Обработка почвы
3.1.2 Предпосевная подготовка семян
3.1.3 Технология производства посева
3.1.4 Уход за посевами
3.1.5 Выкопка и хранение сеянцев
3.2 Школьное отделение питомника
3.2.1 Обработка почвы
3.2.2 Технология производства посадки
3.2.3 Уходы за саженцами
3.2.4 Выкопка и хранение саженцев
3.3 Производство лесных культур
3.3.1 Обоснование типа лесных культур
3.3.2 Обработка почвы под лесные культуры
3.3.3 Технология создания лесных культур
3.3.4 Уходы за лесными культурами
3.3.5 Перевод лесных культур в покрытые лесной растительностью земли
4.Список литературы
Сеянцы выкапывают с помощью скобы НВС-1.2М и КСШ-0,35. Эти орудия подрезают и приподнимают пласт земли, не оборачивая его, а так же подрезают длинные корни. При выкопке посадочного материала корни следует подрезать остро отточенным ножом на глубине до 25-30 см. После прохода выкопочных механизмов рабочие выбирают сеянцы, укладывают их в ящики или корзины и переносят на места сортировки, увязки в пучки и прикопки или доставляют прямо на лесокультурную площадь.
По мере сортировки посадочного материала поступает на хранение во временную прикопку. Для этого роют канаву глубиной 30-40 см. Одну из стенок канавы делают наклонной под углом 45˚, на нее укладывают прикапываемый посадочный материал с таким расчетом, чтобы корневая шейка была закрыта землей слоем 5-10 см. Сеянцы укладывают в один ряд пучками по 50-100 шт. в каждом. Посадочный материал прикапывают несколькими слоями. Каждый слой переслаивают землей, которую уплотняют и обильно поливают.
Посадочный материал, выкопанный осенью для весенней посадки, хранят в зимней прикопке. Для этого на возвышенном незатопляемом месте с супесчаной или легкосуглинистой почвой роют канаву глубиной 30-45 см. Одну из стенок канавы делают наклонной под углом 45˚, на нее россыпью тонким слоем укладывают сеянцы. Канавы располагают перпендикулярно господствующим ветрам, а вершины растений – по направлению ветров. При зимней прикопке сеянцы засыпают землей таким образом, чтобы над поверхностью земли находилось не более половины длины надземной части.
Для увеличения срока хранения посадочного материала, особенно ранораспускающихся пород, его выкапывают до начала распускания почек укладывают в холодильник, снег или ледник. Этот способ хранения распространен при весенней выкопке сеянцев и позднем сроке посадки.
Хранение посадочного материала под снегом на грядах имеет значительные преимущества перед всеми остальными, так как в этом случае не прерывается зимний покой растений и не нарушается естественный ход физиологических процессов посадочного материала, не происходит увеличение расхода запасных питательных веществ в результате замедленных процессов жизнедеятельности. Этот способ позволяет, в зависимости от погодных условий в весенний период, продлять срок посадки до 45 суток.
Посадочный материал можно хранить 1-2 суток без прикопки, но при обязательной его обработке специальными препаратами, предотвращающими подсыхание корней, обезвоживание тканей и гибель микоризы.
3.2 Школьное отделение питомника
3.2.1 Обработка почвы
Почву в древесной школе обрабатывают на большую глубину, чем в посевном отделении, но системы обработки почвы в полях севооборота аналогичны применяемым в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В лесной и лесостепной зонах она составляет 30-50 см, в степной – 35-65 см. При обработке почвы на глубину до 40 см применяют навесные плуги общего сельскохозяйственного назначения: ПН-3–40, ПЛН-3–35 с почвоуглубителями, ПЛН-4–35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями. Для обработки почвы на глубину 50 см используют плантажный плуг ППН-40, а для вспашки до 60 см – плантажные плуги ППН-50 и ППУ-50А. Оборот пласта при вспашке делают на глубину залегания гумусового или окультуренного горизонта с дополнительным рыхлением нижележащих горизонтов на требуемую глубину обработки почвы.
Посадочный материал высаживают в школу весной или осенью. Осенняя посадка допустима на легких, структурных почвах в районах с достаточным количеством осадков в осенний период и с устойчивым снежным покровом. Корневая шейка при посадке должна быть ниже поверхности почвы в незасушливых районах на 1-2 см, а в засушливых – на 3-5 см. Высаженные растения оправляют так, чтобы они стояли прямо; почву около них уплотняют, чтобы корни тесно соприкасались с почвой. После этого почву рыхлят, а в засушливых районах при недостатке влаги поливают. Последующие уходы заключаются в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормке, формировании штамба и кроны, борьбе с вредителями и болезнями. Рыхление почвы способствует не только накоплению и сбережению влаги, но и получению посадочного материала с компактной и хорошо развитой корневой системой. Глубина рыхления почвы с возрастом выращиваемых саженцев увеличивается от 7 до 15., 16 см.
3.2.2 Технология производства посадки
Саженцы древесных и кустарниковых пород, выращиваемые в школьном отделении питомника, используют для озеленения городов и населённых мест, создания лесных культур и защитных насаждений. Продолжительность выращивания саженцев в питомнике определяется биологическими особенностями пород и целевым назначением. Как правило, саженцы выращивают для лесных культур 2 – 3 года, для защитного лесоразведения 2 – 4 года, для целей озеленения 2 – 3 года (кустарники), 6 – 12 лет и более (древесные породы).
При выращивании саженцев проводят 1 – 3 пересадки растений с постепенным увеличением площади питания. Для этой цели организуют соответственно первую, вторую и третью школы. В первую школу высаживают 1 – 2-летние сеянцы, реже – укоренные черенки с расстоянием между рядами 0,8 м и размещением в ряду через 0,5 м. Во вторую школу высаживают 3 – 4-летние саженцы с размещением 1 × 1 или 1,5 × 1,5 м, а в третью школу – 6 – 8-летние саженцы с размещением 3 × 2 м.
Саженцы древесных пород и кустарников целесообразно выращивать в комбинированных школах, где древесные растения со сроком выращивания 6 – 12 лет высаживают рядами на расстоянии 2,4 – 4,6 м один от другого. Между этими рядами древесных пород высаживают два или четыре ряда кустарника со сроком выращивания 2 – 3 года. Таким образом, за одну ротацию древесных пород проходят две и более ротаций кустарников. При этом в результате неоднократной выкопки кустарников происходит формирование корневой системы у саженцев деревьев, оставляемых в школе, за счёт двустороннего обрезания у них корней выкопочной скобой.
3.2.3 Уходы за саженцами
Уход за посадками в школьном отделении питомника производится, как и в посевах древесно-кустарниковых пород в посевном отделении питомника. Производятся как ручные прополки, так и механизированные обработки почвы, с целью достижения оптимальных условий для роста и развития саженцев.
Правильно и своевременно посаженные деревца быстро укореняются и трогаются в рост. На первых порах следует наблюдать за их развитием и вовремя исправлять недостатки.
Важно не допустить трения саженца о колышек, к которому подвязано деревце, следить, чтобы подвязочный материал не врезался в кору, и в случае надобности ослабить подвязку. Повреждение коры штамба и ветвей для молодых деревьев очень опасно.
Не допускать появления поросли на штамбах и от корней, её надо вырезать у основания. Поросль отнимает у дерева питательные вещества, ослабляет его.
После посадки приствольные круги содержат в рыхлом состоянии и чистыми от сорняков. В первый год роста нет необходимости удобрять почву, так как питательные вещества, в достаточном количестве внесённые в яму при посадке, вполне обеспечивают нормальную жизнедеятельность корней.
В молодом возрасте деревьям могут быть нанесены повреждения листогрызущими гусеницами, а так же зелёной тлёй. Каждый уничтоженный вредителями листочек отражается на росте саженца. Регулярно и внимательно осматривая насаждения, нужно собирать и уничтожать гусениц, а при массовом заражении применять химические средства борьбы с ними.
В первые годы после посадки плодовые деревья полностью не используют всей предоставленной им при размещении площади. Развитие корневой системы проходит сначала в объёме посадочной ямы, и только примерно через два года корни выходят за её пределы. Обрабатывают почву в основном на площади приствольного круга, который с каждым годом расширяют примерно на 0,5 м.
Остальная площадь (приствольные полосы, междурядья) остаётся свободной и используется под другие культуры.
Основную обработку почвы с внесением удобрений производят в позднеосенний период, когда плодовые деревья заканчивают рост и завершается листопад. Почву перекапывают лопатами с оборотом пласта, не размельчая почвенные комья. При перекопке почвы в приствольных кругах необходимо соблюдать осторожность: лопату нельзя слишком заглублять во избежание повреждения корней дерева. Вблизи штамба копают не глубже 7–8 см, далее обрабатывать можно несколько глубже.
При перекопке с оборотом пласта заделываются в почву сорняки, закрываются внесённые перед перекопкой удобрения, засыпаются опавшие листья, многие из которых заражены болезнями (паршой, пятнистостью и др.), выворачиваются на дневную поверхность зимующие в верхних почвенных слоях вредители — жуки, куколки, личинки. Кроме того, глыбистая поверхность почвы в осеннее и особенно весеннее время лучше задерживает влагу.
Весенняя обработка приствольных кругов заключается в разрыхлении почвы без оборота пласта, и завершается выравниванием поверхности почвы с последующим мульчированием (притенением перегноем, торфом, травой), предохраняющим почву от иссушения, образования поверхностной корки и сорняков.
Весной плодовые деревья ощущают потребность в удобрениях, особенно азотных, необходимых для роста молодых растений. В это время очень полезны подкормки деревьев селитрами, синтетической мочевиной. В засушливое время требуется полив.
3.2.4 Выкопка и хранение саженцев
Выкопка и реализация саженцев являются конечным этапом технологии производства посадочного материала. Он включает ряд обязательных мероприятий и технологических приемов, от соблюдения которых зависит достоверность и качество саженцев.
Для посадки выбирают здоровые и развитые саженцы. При выкопке их главное — сохранить корни от повреждений, особенно их периферийную часть. Это объясняется тем, что растворенные питательные вещества из почвы всасывают мелкие корешки и корневые волоски. Длина всасывающей части корневой системы очень невелика — всего несколько сантиметров. Сохранение этой части корней очень важно для обеспечения приживаемости растений.
Стандартные саженцы, деревья и кустарники в питомниках выкапывают осенью и весной. Если без кома земли, то с помощью механизмов — выкопочным плугом ВПМ-2 и выкопочных скоб. При небольшом количестве выкапываемых растений или выборочной выкопке высокодекоративных и редких растений работу можно выполнять вручную лопатами, обязательно заточенными, чтобы корни перерубались сразу без размочаливания и растения легко и свободно, без усилий, освобождались из почвы. Совершенно недопустимо выдергивать растения из земли силой с не полностью перерубленными корнями.
Для предохранения корневой системы от подсыхания при сортировке и даже при недолгом хранении до отправки на посадку саженцы временно прикапывают во влажную почву. Прикопку ведут на специально отведенном прикопочном участке, общем для прикопки подвоев. В течение лета прикопочный участок засевают кормовыми культурами на зеленый корм, а за две-три недели до выкопки саженцев перепахивают. Исходя из ожидаемого поступления саженцев по породам и сортам, а также форм подвоев, составляют план их размещения на участке с учетом товарности.
Для длительного хранения саженцы прикапывают в борозды глубиной 50 сантиметров с наклонной стенкой 45°, обращенной к югу, на которую укладывают первый ряд саженцев по одному, вплотную друг к другу. Корни засыпают землей и плотно, без пустот, утаптывают. Землю берут рядом, на расстоянии 25 сантиметров от отвесной стенки траншеи с уложенными саженцами, одновременно готовя траншею для следующего ряда. Землей засыпают не только корни, но и около половины штамбов. При больших количествах саженцев прикопку ведут с помощью плантажного плуга, укладывая их в борозду и засыпая землей за 1 - 2 прохода плуга.
Прикопанные саженцы обильно поливают, чтобы почва увлажнилась и плотно осела вокруг корней. Вокруг прикопочного участка выкапывают канаву глубиной и шириной 50 сантиметров с отвесными стенками, чтобы не проникали мыши. Зимой ее регулярно очищают от снега. Внутри прикола и вдоль сетки раскладывают отравленные приманки для мышей.
При выкопке, сортировке, транспортировке и прикопке саженцев нельзя допускать смешивания сортов, а также саженцев одного сорта, привитого на разных подвоях. По мере выполнения работ на прикопочном участке ведут учет поступающих саженцев и отмечают на схеме фактическое расположение сортов и сортоподвойных комбинаций.
3.3 Производство лесных культур
3.3.1 Обоснование типа лесных культур
Участки леса, созданные посадкой растений или посевом семян, называют лесными культурами, а площадь, на которой их выращивают – лесокультурной площадью. Выращивание лесных культур на участках, где прежде рос лес, называют искусственным лесовосстановлением, а на площадях, где ранее его не было – лесоразведением. Совокупность площадей, предназначенных для искусственного лесовосстановления, называют лесокультурным фондом.
Информация о работе Проект организации лесного питомника и проект лесных культур