Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:04, реферат
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Принцип органической связи физического воспитания с практи¬кой трудовой деятельности наиболее конкретно воплощается в про-фессионально-прикладной физической подготовке. Хотя этот прин¬цип распространяется на всю социальную систему физического воспитания, именно в профессионально-прикладной физической подго¬товке он находит свое специфическое выражение.
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
2. Необходимость профессионально-прикладной физической подготовки; решаемые в ней задачи
3. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки.
4. Организация и методика проведения профессионально-прикладной физической подготовки.
5. Формы ППФП в высшем учебном заведении
6. Подвижные игры: организация и методические основы проведения.
Заключение.
Использованная литература.
План:
1. Профессионально-прикладная физическая
подготовка.
2. Необходимость профессионально-прикладной
физической подготовки; решаемые в ней
задачи
3. Педагогические основы профессионально-прикладной
физической подготовки.
4. Организация и методика проведения профессионально-прикладной
физической подготовки.
5. Формы ППФП в высшем учебном заведении
6. Подвижные игры: организация и методические
основы проведения.
Заключение.
Использованная литература.
1. Профессионально-прикладная физическая
подготовка.
Принцип органической связи физического
воспитания с практикой трудовой деятельности
наиболее конкретно воплощается в профессионально-прикладной
физической подготовке. Хотя этот принцип
распространяется на всю социальную систему
физического воспитания, именно в профессионально-прикладной
физической подготовке он находит свое
специфическое выражение. В качестве своеобразной
разновидности физического воспитания профессионально-
2. Необходимость профессионально-прикладной
физической подготовки; решаемые в ней
задачи
Известно, что результативность многих
видов профессионального труда существенно
зависит, кроме прочего, от специальной
физической подготовленности, приобретаемой
предварительно путем систематических
занятий физическими упражнениями, адекватными
в определенном отношении требованиям,
предъявляемым к функциональным возможностям
организма профессиональной деятельностью
и ее условиями. Эта зависимость получает
научное объяснение в свете углубляющихся
представлений о закономерностях взаимодействия
различных сторон физического и общего
развития индивида в процессе жизнедеятельности
(в частности, о закономерностях взаимовлияния
адаптационных эффектов в ходе хронической
адаптации к тем или иным видам деятельности,
переноса тренированности, взаимодействия
двигательных умений и навыков, приобретаемых
и совершенствуемых в процессе тренировки
и освоения профессии). Опыт практического
использования этих закономерностей и
привел в свое время к становлению особой
разновидности физического воспитания
— профессионально-прикладной физической
подготовки (далее сокращенно— ППФП).
Начало ее формирования в качестве профилированного
направления и вида физического воспитания
применительно к нуждам социалистического
производства у нас в стране относится
к 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло
постановление Президиума ЦИК СССР от
1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные
государственные и социальные меры по
внедрению физической культуры в систему
рационализации труда и подготовки профессиональных
кадров не только в утилитарных целях,
но и в целях содействия полноценному
развитию и укреплению здоровья трудящихся.
С накоплением положительного практического
опыта и научно-исследовательских данных
в соответствующих сферах сложилась целая
профилированная отрасль физической культуры
— профессионально-прикладная физическая
культура, а педагогически направленный
процесс использования ее факторов занял
важное место в общей системе образования-воспитания
подрастающего поколения и профессиональных
кадров (в виде ППФП). В настоящее время
ППФП в нашей стране осуществляется прежде
всего в качестве одного из разделов обязательного
курса физического воспитания в профессионально-технических
училищах, средних специальных и высших
учебных заведениях, а также в системе
научной организации труда в период основной,
профессиональной деятельности трудящихся,
когда это необходимо по характеру и условиям
труда.
Необходимость дальнейшего совершенствования
и внедрения ППФП в систему образования
и сферу профессионального труда определяется
главным образом следующими причинами
и обстоятельствами:
1) время, затрачиваемое на освоение современных
практических профессий, и достижение
профессионального мастерства в них продолжают
зависеть от уровня функциональных возможностей
организма, имеющих природную основу,
от степени развития физических способностей
индивида, разнообразия и совершенства
приобретенных им двигательных умений
и навыков.
2) производительность достаточно многих
видов профессионального труда, несмотря
на прогрессирующее убывание доли грубых
мышечных усилий в современном материальном
производстве, прямо или косвенно продолжает
быть обусловленной физической дееспособностью
исполнителей трудовых операций, причем
не только в сфере преимущественно физического
труда, но и в ряде видов трудовой деятельности
смешанного (интеллектуально-
3) сохраняется проблема предупреждения
вероятных негативных влияний определенных
видов профессионального труда и его условий
на физическое состояние трудящихся; хотя
эта проблема решается многими средствами
оптимизации содержания и условий труда,
в том числе социальными, научно-техническими
и гигиеническими, важную роль среди них
призваны играть факторы профессионально-прикладной
физической культуры, включая ППФП;
4) перспективные тенденции общесоциального
и научно-технического прогресса не освобождают
человека от необходимости постоянно
совершенствовать свои деятельностные
способности, а их развитие в силу естественных
причин неотделимо от физического совершенствования
индивида.
3. Педагогические основы профессионально-прикладной
физической подготовки.
В настоящее время ППФП студентов к высокопроизводительному
труду в различных сферах народного хозяйства
осуществляется в вузах страны последующим
основным направлениям:
¨ овладение прикладными умениями и навыками,
являющимися элементами отдельных видов
спорта;
¨ акцентированное воспитание отдельных
физических и специальных качеств, особо
необходимых для высокопроизводительного
труда в определенной профессии;
¨ приобретение прикладных знаний (знаний
и умений применения средств физической
культуры и спорта в режиме труда и отдыха с учетом меняющихся
условий труда, быта и возрастных особенностей
и др.).
Первое из направлений связано с проблемой
обучения движениям, второе — с воспитанием
физических (двигательных) и специальных
качеств, третье — с приобретением прикладных
знаний по использованию средств физической
культуры в режиме труда и отдыха, а также
с проблемой подготовки общественных
физкультурных кадров для производства.
Указанные направления имеют достаточно
глубокое научно-методическое обоснование
в советской теории и методике физического
воспитания и изложены в специальной,
литературе.
Этим определяется и структура изложения
материала в данном реферате: она основана
на положениях теории и методики физического
воспитания, применительно к задачам ППФП
вообще и студентов высших учебных заведений
в частности.
При разработке ППФП студентов конкретной
профессии общие положения ППФП, выявленные
для группы схожих профессий путем проведения
социологических исследований, должны
дополняться более углубленными психофизиологическими
исследованиями на рабочих местах с применением
методик, используемых в физиологии, психологии,
гигиене труда и спортивной тренировке.
Такие исследования должны носить перманентный
характер, обеспечивающий накопление
научного материала с учетом тех постоянных
изменений, которые происходят во всех
отраслях народного хозяйства под влиянием
научно-технической революции.
Следует отметить, что при определении
содержания ППФП студентов все шире используются
математические методы анализа полученных
материалов.
Есть все основания полагать, что более
широкое применение дисперсионного, корреляционного
и регрессионного методов для объективной
оценки существенности значения различных
компонентов в ППФП намного повысит научность
подбора средств и методов для ее реализации
в системе физического воспитания студентов.
В идеале необходимо построение многофакторных
статистических моделей ППФП специалиста
будущего с определением наиболее существенных
факторов, влияющих на его профессиональную
работоспособность, а также, форм связи
и степени взаимозависимости различных
параметров, включенных в модель. Необходимость
в перспективе решения этой сложной проблемы
для каждой профессии подчеркивается
временным разрывом между периодом изучения
существующих условий труда специалистов
и реализации ППФП студентов в вузе, с
одной стороны, и условиями и характером
труда будущих специалистов в течение
последующих 30—35 лет—с другой. Естественно,
что эта проблема тесно связана с проблемой
определения профессиограммы специалиста
будущего, над которой работают философы,
социологи и психологи труда, специалисты
по организации производства и др. Результаты
этих исследований должны быть также использованы
при построении модели ППФП специалистов.
4. Организация и методика проведения профессионально-прикладной
физической подготовки.
Организация ППФП студентов в процессе
их физического воспитания и особенно
на учебных занятиях связана с рядом объективных
трудностей, главными из которых являются:
отсутствие или недостаток надлежащей
базы для проведения занятий по данному
разделу физического воспитания; неподготовленность
преподавателей кафедры физического воспитания
для проведения отдельных разделов ППФП
студентов; влияние климатических и погодных
условий на возможность проведения специально
организованных занятий по ППФП; недостаточная
физическая подготовленность поступающих
в вуз, затрудняющая реализацию некоторой
части ППФП в учебное время.
Последнее положение является одним из
существенных, так как основой физического
воспитания студентов (и, в частности,
ППФП) является всесторонняя физическая
подготовка, которая определена программой
и зачетными нормативами по этому разделу
физического воспитания.
Поэтому любые колебания уровня физической
подготовленности абитуриентов, погодных
условий и др. требуют увеличения учебных
часов на общую физическую подготовку,
вынужденного сокращения других разделов
программы физического воспитания, а следовательно,
гибкого планирования и использования
различных форм ППФП в системе физического
воспитания студентов.
5. Формы ППФП в высшем учебном заведении
В настоящее время определилось
несколько форм ППФП в системе
физического воспитания, которые
могут быть сгруппированы по следующему
принципу: учебные занятия (обязательные
и факультативные), самодеятельные
занятия, физические упражнения в режиме
дня, массовые оздоровительные, физкультурные
и спортивные мероприятия. Каждая из
этих групп имеет одну или несколько
форм реализации ППФП, которые могут
быть избирательно использованы или
для всего контингента
ППФП студентов на учебных занятиях проводится
в форме теоретических и практических
занятий.
Программой физического воспитания предусматривается
проведение теоретических занятий в форме
лекции по обязательной теме «Профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов», цель
которых — вооружить будущих специалистов
необходимыми знаниями, обеспечивающими
сознательное и методически правильное
использование средств физической культуры
и спорта для подготовки к профессиональным
видам труда с учетом специфики каждого
факультета.
Значение теоретических занятий велико,
так как в ряде случаев это единственный
путь для изложения студентам необходимых
профессионально-прикладных знаний, связанных
с использованием средств физической
культуры и спорта. На этом занятии (лекции)
должны быть освещены такие вопросы:
¨ краткая характеристика различных видов
труда с более подробным изложением психофизиологических
особенностей труда специалистов, готовящихся
на данном факультете;
¨ динамика работоспособности человека
в процессе труда, с освещением особенностей
изменения работоспособности специалистов
данного профиля в течение рабочего дня,
недели и года;
¨ влияние возрастных и индивидуальных
особенностей человека, географо-климатических
и гигиенических условий труда на динамику
работоспособности специалиста;
¨ использование средств физической культуры
и спорта для повышения и восстановления
работоспособности специалистов, с учетом
условий, характера и режима их труда и
отдыха;
¨ основные положения методики подбора
физических упражнений и видов спорта
в целях борьбы с производственным утомлением,
для профилактики профессиональных заболеваний;
¨ влияние занятий физической культурой
и спортом на ускорение профессионального
обучения.
Как правило, эти вопросы следует изложить
в первой половине занятий. Содержание
материала должно основываться на общих
теоретических положениях с привлечением
примеров из профессиональной деятельности
выпускников данного факультета. При избытке
материала некоторая часть его может быть
изложена в другой обязательной
теме «Физическая культура в режиме труда
и отдыха», где имеется ряд положений,
близких к перечисленным вопросам.
Вторая половина занятий посвящается
вопросам, которые непосредственно связаны
с профессиональной деятельностью выпускников
данного факультета:
¨ характеристика условий труда и психофизиологических
нагрузок специалиста в процессе труда,
на различных рабочих местах;
¨ основные требования к физической и
специальной прикладной подготовленности
специалиста, обеспечивающие высокую
и устойчивую продуктивность его труда;
¨ перечень основных профессионально-прикладных
навыков, необходимых специалисту для
обеспечения высокой производительности
и безопасности труда;
¨ использование средств физической культуры
и спорта с целью подготовки (самоподготовки)
к профессиональной деятельности, предупреждения
профессиональных заболеваний и травматизма,
обеспечения активного отдыха в свободное
время.
Эти вопросы должны освещаться по материалам
специальных исследований работников
кафедр физического воспитания или других
кафедр и учреждений и содержать достоверные
сведения, прикладные для будущих специалистов
конкретной профессии, специальности
специализации.
При изложении данной темы должна быть
учтена и другая особенность подготовки
специалистов высшей квалификации. Учебный
материал должен быть рассчитан не только
на личную подготовку студента, но и на
его подготовку как будущего руководителя
производственного коллектива. От знания
и понимания им комплекса этих вопросов
нередко в будущем зависит степень и масштабы
использования средств физической культуры
и спорта в производственном или другом
коллективе.
Однако не всегда весь необходимый теоретический
материал по ППФП может быть изложен в
течение двух часов занятий. В этом случае
следует использовать и форму краткой
тематической беседы во время проведения
практических занятий по разделу физического
воспитания. В частности, вопросы техники
безопасности во многих случаях более
целесообразно объяснять именно во время
практических, а не теоретических занятий.
ППФП при самодеятельных занятиях студентов
во внеучебное время также имеет несколько
форм:
— занятия прикладными видами спорта
под руководством преподавателей-тренеров
в спортивных секциях спортивного клуба,
ДОСААФ, в оздоровительно-спортивном лагере,
на учебных практиках;
— самостоятельные занятия физической
культурой и отдельными видами спорта,
способствующими воспитанию прикладных
физических и специальных качеств, формированию
прикладных умений и навыков в свободное
время в течение учебного года, на учебных
и производственных практиках, в каникулярное
время.
6. Подвижные игры: организация и методические
основы проведения.
Подвижные игры на уроках физической культуры
применяют строго целенаправленно, с учетом
конкретных задач каждого отдельного
урока, его содержания, в тесной взаимосвязи
со всем изучаемым на уроках учебным материалом.
Важно подбирать наиболее эффективные
методы и методические приемы в организации
игровой деятельности учеников, принимая
во внимание уровень их физической подготовленности,
функциональные особенности организма,
дисциплинированность класса, а также
условия, в которых урок проводится.
Учащихся надо учить играть: практически
показывать им наиболее целесообразные
и экономные игровые приемы, наиболее
выгодные тактические действия, применяемые
в различных игровых ситуациях. В ходе
каждой игры ученикам надо разъяснять
ее значение для укрепления здоровья,
для овладения учебным материалом по физической
культуре.
Подвижные игры должны эффективно содействовать
нормальному росту, развитию и укреплению
важнейших функций и систем организма
учащихся с учетом возраста, а также формированию
правильной осанки.
Особое значение приобретает наличие
достаточно четких правил, исключающих
произвольное толкование обязанностей
и действий играющих. Точные правила упорядочивают
взаимодействия играющих, устраняют случаи
излишнего возбуждения, благоприятно
влияют на проявление положительных эмоций
у игроков.
Особенность методики проведения подвижных
игр на уроках физической культуры состоит
в первую очередь в том, что между подвижными
играми и другими упражнениями, включаемыми
в урок должна быть обеспечена тесная
организационно-методическая преемственность
и взаимосвязь. Надо правильно определять
место выбранной игры среди других упражнений
и учитывать возможную ее длительность.
Подвижные игры, знакомые учащимся и не
занимающие много времени, можно проводить,
например, с целью разминки перед упражнениями,
которые связаны со значительными мышечными
напряжениями. После таких упражнений
возможно проведение относительно спокойных
игр. Подвижные игры с бегом, прыжками,
включаемые перед упражнениями, требующими
большой концентрации внимания, точности
движений, могут затруднять последующее
успешное выполнение подобных упражнений.
При организации подвижных игр необходимо
тщательно следить за санитарно-гигиеническими
условиями проводимых занятий, в частности
за чистотой и температурой используемого
помещения и воздуха. Не менее серьезное
значение имеет чистота тела и одежды
самих занимающихся. В процессе игры значительно
повышается обмен веществ в организме
играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача,
в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать
привычку систематически мыть руки и ноги,
обтирать влажным полотенцем тело или
обливаться водой с использованием общепринятых
правил гигиены и закаливания организма
водными процедурами.
Содержательная направленность практического
использования игрового материала на
уроках физической культуры заключается
прежде всего в следующем:
ü Если на проводимом уроке решается задача
развития силы, то в него очень выгодно
включать вспомогательные и подводящие
игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми
напряжениями и самыми разнообразными
формами преодоления мышечного сопротивления
противника в непосредственном соприкосновении
с ним. Основные содержательные компоненты
таких игр включают в себя различные перетягивания,
сталкивания, удержания, выталкивания,
элементы борьбы, тяжелой атлетики, армреслинга
(борьбы на руках) и т. д. Весьма эффективными
для решения данной задачи оказываются
также двигательные операции с доступными
играющим отягощениями — наклоны, приседания,
отжимания, подъемы, повороты, вращения,
бег или прыжки с посильным для них грузом.
Сюда же следует отнести довольно полезные
для силового развития занимающихся метания
различных предметов на дальность.
ü Для развития качества быстроты следует
подбирать игры, требующие мгновенных
ответных реакций на зрительные, звуковые
или тактильные сигналы. Эти игры должны
включать в себя физические упражнения
с периодическими ускорениями, внезапными
остановками, стремительными рывками,
мгновенными задержками, бегом на короткие
дистанции в кратчайший срок и другими
двигательными актами, направленными
на сознательное и целеустремленное опережение
соперника.
ü Для развития ловкости необходимо использовать
игры, требующие проявления точной координации
движений и быстрого согласования своих
действий с партнерами по команде, обладания
определенной физической сноровкой.
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
Заключение.
Большинство исследователей
указывают, что высокой эффективности
при воспитании профессионально-прикладных
физических качеств можно достичь
с помощью весьма разнообразных
средств физической культуры и спорта.
При этом применяемые в процессе ППФП
специальные прикладные упражнения —
это те же обычные физические упражнения,
но подобранные и организованные в полном
соответствии с ее задачами.
В настоящее время еще не существует специальной
классификации физических упражнений,
ориентированной на задачи ППФП специалистов
различных профессиональных групп, поэтому
в каждом отдельном случае этот вопрос
должен решаться самостоятельно.
Однако при подборе средств физического
воспитания в целях ППФП имеет смысл провести
более дифференцированную их группировку,
что позволит более направлено и избирательно
использовать эти средства в процессе
физического воспитания студентов.
Такими группами средств ППФП студентов
можно считать: прикладные физические
упражнения и отдельные элементы из различных
видов спорта; прикладные виды спорта;
оздоровительные силы природы и гигиенические
факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие
рационализацию учебного процесса по
разделу ППФП.
Прикладные физические упражнения, и отдельные
элементы из различных видов спорта могут
в сочетании с другими упражнениями обеспечить
воспитание необходимых прикладных физических
и специальных качеств, а также освоение
прикладных умений и навыков.
Использованная литература:
1) Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная
физическая подготовка учащихся в средних
ПТУ. М., Высшая школа, 1982.
2) Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов технических
вузов. М., Высшая школа, 1985.
3) Вилеский М.Я. Основы профессиональной
направленности студентов педагогических
институтов. — М., 1980
4) http://www.mgn.ru
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов