Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе физического воспитания студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – одним из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодёжи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи …………………………4 – 6

2. Место ППФП в системе физического воспитания студентов ………………7

3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП ……………………8

4. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП…………….9

5. Методика подбора средств ППФП студентов ………………………...10 – 11

6. Организация и формы ППФП в вузе…………………………………...12 – 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

физ-ра реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов  по разделу ППФП контролируется специальными нормативами, что особо оговорено  в программе учебной дисциплины «Физическая культура». Обычно эти  нормативы отличаются у студентов различных факультетов и имеют различия в зависимости от семестра и курса обучения. Уровень подготовленности по ППФП оценивается отдельно и входит в комплексную оценку по учебной дисциплине «Физическая культура» наряду с оценками за теоретические знания и общую физическую подготовленность.

 

 

 

 

3. Основные  факторы, определяющие содержание  ППФП

 

Основными факторами, от которых зависит содержание ППФП студентов различных технических  вузов, являются: сфера деятельности, содержание и условие труда, психофизиологические особенности деятельности специалиста.

 Существенное значение  для конкретного содержания ППФП  работников промышленного производства  имеют такие типовые показатели  работы, как сфера деятельности  и вид труда, важнейшие производственные  операции, преобладающие типы деятельности, орудия труда, формы организации труда и др. Каждый из этих показателей требует определенных физических и психических качеств, навыков. Так, работа, связанная с управлением автоматами в технических системах (операторская, диспетчерская деятельность), требует высокого уровня развития различных видов двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости. Инженерная деятельность типа «наблюдение», «контроль» (чтение показаний приборов, слежение и т.п.) предьявляет высокие требования к обьему, распределению, устойчивости внимания, предполагает наличие хорошей реакции слежения, «монтаж», «сборка», «ремонт» требуют быстродействия, общей ловкости и координации движения, специальной мышечной выносливости. При широком использовании в работе малых вычислительных машин необходима тонкая координация пальцев рук. Коллективная работа обусловливает необходимость развития коммуникативных способностей, руководящая должность требует хороших организаторских навыков и т.д.

 Исключительно важным  фактором, определяющим содержание  ППФП, являются условия труда,  в которых протекает производственная  деятельность (где производится  работа – на помещении, на  открытом воздухе, на высоте, под  водой, в каком микроклимате, режиме труда и отдыха, каковы характер рабочих поз, границы зон рабочего места, основные виды профессиональной вредностей). Условия труда представителей различных рабочих и инженерных профессий значительно отличаются. например, трудовая деятельность рабочих и специалистов химических предприятий проходит нередко при загазованности, в замкнутой рабочей зоне, преимущественно сидя. Весьма своеобразны условия, в которых протекает производственная деятельность инженеров атомных электростанций, литейного производства.

 Определенные условия  трудовой деятельности требуют  развития соответствующих специальных  физических и психических качеств.  Например, работа на открытом  воздухе при низкой и высокой  температуре, резких ее колебаниях требуют выносливости и устойчивости организма к холоду, теплу, резким колебаниям температурных воздействий, общей выносливости, хорошего состояния сердечно-сосудистой системы, терморегуляции.

 

4. Дополнительные  факторы, определяющие содержание  ППФП

 

К ним относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо-климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.

 Различия в физической  и специальной подготовленности  разных людей играют роль в  профессиональном обучении и  переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т.е. от способностей. Способности – устойчивые свойства личности, однако они в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно. Усилия студентов и время для освоения отдельных видов ППФП к избранной специальности у каждого свои.

Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. За этой общей характеристикой стоят вполне конкретные возрастные изменения отдельных функций. Так, временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигналы у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена.

Итак, изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалиста в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяет выявить соответствующий раздел профессиограммы специалиста т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Методика  подбора средств ППФП студентов

 

Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.

 Средства ППФП можно  объединить в следующие группы:

    • прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
    • прикладные виды спорта (их целостное применение);
    • оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
    • вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

При подборе отдельных  прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие  соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.

 При акцентированном  воспитании физических качеств  в содержании учебных занятий  обычно увеличивается объем специальных  упражнений, развивающих одно или  несколько качеств и устанавливаются  соответствующие учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из различных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

Каждый вид спорта способствует совершенствованию определенных физических и психических качеств. И если эти качества, умения и навыки, осваиваемые в ходе спортивного совершенствования, совпадают с профессиональными, то такие виды спорта считаются профессионально- прикладными.

Элементы состязательности, совмещенные с повышенными физическими и психическими нагрузками, позволяют широко использовать спорт в процессе совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Однако занятия прикладными видами спорта не единственный метод для решения всего комплекса вопросов ППФП студентов из-за недостаточной избирательности и неполного охвата задач этой подготовки будущего специалиста к любой конкретной профессии.

Оздоровительные силы природы  и гигиенические факторы –  обязательные средства ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и характер будущего профессионального труда. Следует различать тренажеры, применяемые на учебных занятиях по предмету «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков. В профессиональных же тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр высшего учебного заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Организация  и формы ППФП в вузе 

 

Организация ППФП студентов  в высших учебных заведениях предполагает использовать специальную физическую подготовку в учебное и свободное  время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной программе «Физическая культура», которая составляется кафедрой физического воспитания на основе Примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза. Для расширенной психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта.

Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.

В ряде вузов, где выпускники работают в экспедиционных условиях, широко распространены учебные занятия  по ППФП в период практик со сдачей текущих зачетов по отдельным  разделам ППФП. Наибольшее внимание здесь  уделяется разделам ППФП, посвященным технике безопасности студентов на учебных и производственных практиках.

 ППФП студентов  на учебных занятиях проводится  в форме теоретических и практических  занятий. 

Цель теоретических  занятий – дать будущим студентам  прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия. Вопросы ППФП, связанные с техникой безопасности. Целесообразнее объяснять именно во время практических занятий.

ППФП во внеучебное время  необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность. Формы ППФП в свободное время:

    • секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;
    • самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.д.);
    • самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).

Одна из форм ППФП –  массовые оздоровительные физкультурные  и спортивные мероприятия (внутривузовские  соревнования между учебными группами, курсами, факультетами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка является тем средством, которое помогает студенту адаптироваться к тем обстоятельствам, которые его ждут в профессиональной деятельности. Все комплексы упражнений, которые помогают будущему специалисту, должны преподаваться в вузе плюс должна быть дополнительная самостоятельная физическая подготовка. Это будет несомненным преимуществом, ведь можно быстрее и легче адаптироваться к условиям низких или высоких температур, к повышенным физическим перегрузкам, улучшить работу вестибулярного аппарата, например, – благо все это тренируется. Эти тренировки и называются ППФП (профессионально-прикладная физическая подготовка). ППФП – это путь к самодостаточной, эффективной, уверенной и здоровой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2003. – 448 с.;
    2. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. – Изд. 4-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 444 с.
    3. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов / Р. Т. Раевский. М.: Высшая школа, 1985. 123 с.



Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе физического воспитания студентов