Реферат по теме: Профессионально-прикладная
физическая подготовка.
Задание:
Подготовить реферат
по теме профессионально-прикладная физическая
подготовка ППФП. Понятие ППФП, ее цели
и задачи. Место ППФП в системе
физического воспитания. Особенности ППФП на отдельных факультетах.
- Цель, задачи и критерии ППФП студентов технических вузов.
Определение требований
к инженерам современного промышленного
производства, возможностей их реализациии
в процессе физического воспитания позволяет сформулировать
направленность, цель, задачи и критерии
эффективности ППФП студентов технических
вузов.
Цель ППФП студентов технических вузов – содействие
освоению конкрктной профессии инженера,
достижению ими необходимого уровня профессиональной
дееспособности и психофизической готовности
к высокопроизводительному труду. Эта
цель вытекает из потребностей социалистического
производства в специалистах способных
плодотворно трудиться в усложняющихся
условиях научно-технического прогресса.
Основной
задачей ППФП студентов технических вузов является
формирование с помощью различных средств
физической культуры и спорта профессионально
важных свойств и качеств личности инженера.
В процессе физического
воспитания будущих инженеров
всех профессий должны решаться следующие профессионально-прикладные
задачи.
- Воспитание социальной активности личности, глубокого интереса к професии, физической культуре, воспитание высоких моральных качеств российского человека – преданности делу, добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, честности, правдивости, гуманного отношения и уважения к людям, трудолюбия.
- Развитие навыков и умения различных восприятий, быстрого запоминания, оперативного мышления, выразительной речи, жестикуляции, рациональной ходьбы, умения наблюдать, педагогических, организаторских и командных навыков и способностей, формиравание знаний, умений, привычек использования в прикладных целях физической культуры и спорта.
- Обеспечение высокого уровня профессиональной работогспособности, способности к интенсивной умственной работе, функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной, мышечной систем, систем терморегуляции, совершенствования зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного анализаторов. Овладение коллективными и индивидуальными приемами поддержания необходимого уровня работоспособности в процессе трудовой деятельности.
- Укрепление здоровья, профилактика возможных заболеваний, и режде всего, заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем.
- Формирование элементарных профессионально важных психофизических качеств: способности дозировать небольшие силовые напряжения, общей и статической выносливости мышц туловища, спины, рук, быстроты и точности движения, всех видов сенсомоторной реакции, ловкости, выносливости и устойчивости к гиподинамии, совершенствование наблюдательности, обьема, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания, памяти и оперативного мыщления, эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств – целеустремленности, дисциплинированности, инициативности, решительности, выдедержки, самообладания. Формирование интегральных качеств личности: помехоустойчивости и коммуникативности.
1.1 Понятие, значение
и структура ППФП.
Различия в требованиях к
физической и психологической подготовленности
диктуют необходимость профессионально-прикладной
физической подготовки (ППФП).
Под ППФП понимается подсистема
физического воспитания, наилучшим образом
обеспечивающая формированиесвойств
и качеств личности, имеющих существенное
значение для конкретной профессиональной
деятельности.
Разностороняя физическая подготовка,
осуществляемая в соответствии
с требованиями и нормами комплекса
ГТО, обеспечивает готовность
к трудовой деятельности вообще.
Профессинально-прикладная физическая
подготовка направлена на подготовку
к конкретной трудовой деятельности.
Идея ППФП работников промышленного
производства не является принципиально
новой. Обьективная необходимость
и общая направленность такой
подготовки были теоретически
обоснованы в нашей стране еще в период
социалистической индустрии народного
хозяйства. Однако до недавнего времени
считалось, что ППФП рабочих и специалистов
должна быть направлена главным образом
на формирование профессионально важных
физических качеств и прикладных двигательных
навыков, необходимых ряду категорий работников
в особых условиях и профессиональной
деятельности. Практика физического воспитания,
результаты специальных научных исследований,
проведенных в последние годы, расширили
представление о значении и содержании
ППФП будущих специалистов промышленного
производства. Было установлено, что в
процессе ППФП успешно формируется большой
комплекс психофизических, личностных
качеств, необходимых работнику в его
профессиональной деятельности.
С помощью средств ППФП воспитываются
и совершенствуются психические и волевые
качества, приобретаются знания и умения
в области производственной и физической
культуры, развиваются различные профессионально
важные сенсорные, умственные, двигательные
и организаторские навыки, обеспечивается
высокий уровень функционирования и надежности
всех основных органов, систем, психических
процессов человеческого организма.
Внедрение ППФП в практику
физического воспитания студентов
технических вузов, рабочих и
инженеров промышленных предприятий
создает предпосылки для сокращения сроков
профессиональной адаптации, повышения
профессионального мастерства, достижения
высокой профессиональной работоспособности
и производительности труда. ППФП эффективно
содействует укреплению здоровья, повышению
устойчивости к заболеваниям, снижению
травматизма. Труд работника, систематически
занимающегося ППФП более квалифицирован,
производителен, экономичен. Эти специалисты
меньше утомляются во время работы.
ППФП нашла применение сегодня
во многих технических вузах, что
позволило значительно поднять прикладную
действенность физического воспитания
и в конечном итоге повысить качество
подготовки высококвалифицированных
специалистов.
В содержании и организации
ППФП студентов технических вузов
имеются особенности, она решает широкий
круг специальных задач, для реализации
которых отбираются наиболее адекватные
и эффективные средства и методы физического
воспитания, разрабатываются новые. ППФП
предполагает использование также новых
форм организации занимающихся. Вместе
с тем эта подготовка не является чем-то
обособленным от систем физического воспитания,
а органически связана со всеми ее
основными направлениями, использует
многие ее средства, методы, формы.
Профессионально-прикладную физическую
подготовку нужно рассматривать как составную
часть (подсистему) общей системы формирования
специалиста в вузе. Поэтому она должна
тесноувязываться не только с физическим
воспитанием, но и с общим процессом обучения
и воспитания студентов.
Для ППФП студентов технических
вузов характерна определенная структура.
ППФП имеет свои идеологические, методические
и организационные основы, определяющие
направленность (цель, задачи, принципы,
критерии, вытекающие из требований к
личности профессионала) и обеспечивается
с помощью специальных средств и методов,
форм организации занимающихся, программ
и нормативов, отражающих требования к
содержанию и результатам ППФП.
Функционирование ППФП обеспечивают
материально-техническая база (необходимые
сооружения, технические средства,
инвентарь), наличие специальной литературы,
проведение научных исследований, агитационно-пропогандистская
работа по ППФП, специальная теоретическая
и методическая подготовка руководителей
ППФП, а так же хороший уровень постановки
воспитания в коллективе.
Особенности ППФП студентов
различных технических вузов
выражаются преимущественно в
ее напрвленности и подборе
средств.
При планировании ППФП в
техническом вузе учитываются
ее организационные уровни: ППФП
студентов института, факультета, отдельного
студента. В период производственной деятельности
эта подготовка делится на ППФП работников
отрасли, предприятия, цеха, представителей
конкретной професии, отдельных работников.
ППФП студентов технических
вузов базируется на равносторонней
физической подтовке занимающихся,
не подменяя и не отменяя ее. Важность
такого сочетания определяется рядом
обьективных закономерностей формирования
физических и психических способностей
человека. Например, специальными исследованиями
установлено, что совершенствование
профессионально важных функций человеческого
организма возможно лишь на основе общего
укрепления здоровья и улучшения деятельности
всех внутренних органов и систем. Наибольшее
же развитие какого-либо физического или
психического качества происходит при
условии эффективного одновременного
развития других качеств. Не менее важное
значение имеет и быстрое овладение новыми
двигательными навыками, а успех этого
зависит от того, имеется ли у обучаемых
достаточно широкий навыков, ранее выработанных
с помощью разнообразных физических упражнений.
ППФП тесно связана также
с воспитательной, образовательной
и оздоровительной работой, проводящейся
в процессе физического воспитания,
основывается на ней.
Таким образом, профессионально-прикладная
физическая подготовка студентов
технических вузов – понятие сложное,
связанное с системным представлением
физического воспитания и формирования
личности профессионала. Осуществление
ППФП имеет важное народнохозяйственное
значение.
1.2 Факторы, определяющие
содержание ППФП
Содержание ППФП студентов различных
технических вузов определяется рядом
факторов, обусловленных структурой и
развитием современного производства.
Актуальность ППФП представителей
различных профессий обусловливается
местом и ролью этих профессий
в народном хозяйстве, высокими темпами
развития отрасли, в которой работает
или предстоит работать специалисту, большой
долей личного фактора в обеспечении и
повышения производительности труда,
а так же высокими требованиями к физической
и психологической подготовленности работников,
надежности человеческого фактора в системе
«человек – машина» и другими факторами.
Содержание ППФП определяют требования
к личности специалиста, и прежде
всего требования к его физической
и психологической подготовленности,
которые, в свою очередь, обусловливаются
факторами, тесно связанными со спецификой
профессиональной деятельности.
Основными факторами,
от которых зависит содержание
ППФП студентов различных технических
вузов, являются: сфера деятельности, содержание и условие
труда, психофизиологические особенности
деятельности специалиста.
Существенное значение
для конкретного содержания ППФП
работников промышленного производства
имеют такие типовые показатели
работы, как сфера деятельности и вид труда, важнейшие производственные
операции, преобладающие типы деятельности,
орудия труда, формы организации труда
и др. Каждый из этих показателей требует
определенных физических и психических
качеств, навыков. Так, работа, связанная
с управлением автоматами в технических
системах (операторская, диспетчерская
деятельность), требует высокого уровня
развития различных видов двигательной
реакции, наблюдательности, внимания,
оперативного мышления, эмоциональной
устойчивости. Инженерная деятельность
типа «наблюдение», «контроль» (чтение
показаний приборов, слежение и т.п.) предьявляет
высокие требования к обьему, распределению,
устойчивости внимания, предполагает
наличие хорошей реакции слежения, «монтаж»,
«сборка», «ремонт» требуют быстродействия,
общей ловкости и координации движения,
специальной мышечной выносливости. При
широком использовании в работе малых
вычислительных машин необходима тонкая
координация пальцев рук. Коллективная
работа обусловливает необходимость развития
коммуникативных способностей, руководящая
должность требует хороших организаторских
навыков и т.д.
Исключительно важным
фактором, определяющим содержание
ППФП, являются условия труда,
в которых протекает производственная
деятельность (где производится
работа – на помещении, на открытом воздухе, на высоте, под
водой, в каком микроклимате, режиме труда
и отдыха, каковы характер рабочих поз,
границы зон рабочего места, основные
виды профессиональной вредностей). Условия
труда представителей различных рабочих
и инженерных профессий значительно отличаются.
например, трудовая деятельность рабочих
и специалистов химических предприятий
проходит нередко при загазованности,
в замкнутой рабочей зоне, преимущественно
сидя. Весьма своеобразны условия, в которых
протекает производственная деятельность
инженеров атомных электростанций, литейного
производства.
Определенные условия
трудовой деятельности требуют
развития соответствующих специальных
физических и психических качеств.
Например, работа на открытом
воздухе при низкой и высокой
температуре, резких ее колебаниях требуют
вынисливости и устойчивости организма
к холоду, теплу, резким колебаниям температурных
воздействий, общей выносливости, хорошего
состояния сердечно-сосудистой системы,
терморегуляции.
2.3 Требования к психо-физической
подготовленности инженеров
Всесторонее изучение инженерной
деятельности позволяет выявить
большой комплекс психофизических
свойств и качеств, необходимых
специалисту любого профиля. К числу
таких необходимых компонентов
профессиональной подготовоенности инженеров, реализуемых в процессе ППФП,
относятся различные сенсорные, умственные,
двигательные, волевые, педегогические,
организаторские навыки и умения. Каждому
инженеру, например, требуются умения
быстро разбираться в сложной производственной
ситуации, снимать излишнее эмоциональное
напряжение и др. Развитию этих качеств
во многом способствуют занятия физической
культурой.
Физическая культура
и спорт являются важным фактором
повышения экономической эффективности
современного производства и
социального развития трудовых коллективов. Поэтому
современный инженер должен обладать
определенной суммой знаний, навыков,
умений, привычек в области использования
физической культуры и спорта для решения
социально-экономических задач. Он должен
знать основные положения системы физического
воспитания и профессионально-прикладной
физической подготовки рабочих и специалистов
своего производства, хорошо представлять
все виды и формы производственной физической
культуры, современные эффективные методы
управления развитием физической культуры
и спорта в коллективе, знать и выполнять
требования правительства, направленные
на развитие физического воспитания трудящихся.
Сегодня уже не достаточно, если специалист,
окончивший высшее учебное заведение,
сам занимается спортом. Очень важно, чтобы
он умел организовывать в коллективе физкультурные
мероприятия в течение и после рабочего
дня, добиваться рациональной организации
труда и отдыха своих сотрудников.