Профилактика наркомании в студенческой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:13, лекция

Описание работы

Цель: изучить теоретические основы по профилактики наркомании.

Объект: Методы решения проблем наркомании.

Задачи:

1. Изучить проблему наркомании.

2. Выявить причины, стадии и факторы наркотической зависимости.

3. Выявить стадии и факторы наркотической зависимости.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………….3
2.Глава 1. Формирование наркотической зависимости……………………………5
2.1Наркомания как форма отклоняющегося поведения……………………….5
2.2Причины, стадии и факторы наркотической зависимости………………....8
3.Глава 2. Теоретические основы по профилактике наркомании………………..14
3.1 Характеристика профилактики наркомании……………………………...14
3.2 Методы работы социального педагога по профилактике наркомании….21
4.Наркоситуация в ВУЗах……………………………………………………………28
5.Заключение……………………………………………………………………...…..31
6.Список используемой литературы……………………………………………...….33

Файлы: 1 файл

referat_po_fizre.docx

— 76.89 Кб (Скачать файл)

 

Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или  опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности  мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет  большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию  проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. Групповая  дискуссия в психологическом  тренинге это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее  прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного  общения. В тренинге групповая дискуссия  может быть использована как в  целях предоставления возможности  участникам увидеть проблему с разных сторон.

 

Дискуссионные методы применяются  при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим  сложных ситуаций межличностного взаимодействиях в других случаях.

 

3. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

 

 Школьная лекция может  применяться также при повторении  пройденного материала. Такие  лекции называются обзорными.  Проводятся они по одной или  нескольким темам для обобщения  и систематизации изученного  материала. Применение лекции  как метода обучения в условиях  современной школы позволяет  значительно активизировать познавательную  деятельность учащихся, вовлекать  их в самостоятельные поиски  дополнительной научной информации  для решения проблемных учебно-познавательных  задач, выполнения тематических  заданий, проведения самостоятельных  опытов и экспериментов, граничащих  с исследовательской деятельностью.  Именно этим объясняется тот  факт, что в старших классах  удельный вес лекции в последнее  время стал возрастать.

 

4. Ролевая игра - воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Примерами ролевых игр являются такие игры, как «дочки-матери», «в магазин», «игра в школу». Ролевая игра - способ обогащения чувств и накопления опыта, развития воображения, преодоления страхов и развития коммуникативных навыков. Несмотря на осознание вымышленности роли, приобретаемый эмоциональный опыт вполне реален. За счёт этого ролевые игры эффективны психотерапии. Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.

 

Ролевое общение - это общение  людей как носителей определённых ролевых ролей (мать и ребёнок, подчинённый  и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные  ситуации в ролевой игре, человек  увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.

 

Ролевая игра - это игровое  поведение. Поэтому она допускает  спонтанность, фантазию и смешение возможного и невозможного, в частности, повторение ролей и ролевой обмен. Это облегчает антиципированное предупреждение жизненных проблем, задач, внутренних и внешних конфликтов, а также дополнительную проработку предстоящих конфликтов. Ролевая игра в поведенческой терапии проходит, как и все ролевые игры, в группе и чаще всего в виде чередования игры и обратной связи. Цели игры должны учитывать возможности пациентов и также то, ради чего проводится терапия. Проигрываемые ситуации, как правило, соответствуют актуальной реальности. При этом благоприятным считается, как и в психоаналитической групповой психотерапии, ориентированной на взаимодействие, чтобы обратная связь начиналась с аспектов, которые относятся к тому, что пациенту удалось успешно, и только затем акцентировала то, что желательно было бы изменить.

 

Для усиления может быть использовано сравнение с видеозаписью предшествующей ролевой игры. И здесь  следует обратить особое внимание на вызванные этим эмоциональные реакции, в особенности сомнение и оскорбление: они должны отслеживаться и корректироваться.

 

5. Психогимнастика. Один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

 

Психогимнастика включает три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами, - подготовительную, пантомимическую и заключительную.

 

Задачи подготовительной части состоят: в уменьшении напряжения у участников группы, снятии страхов  и запретов; в развитии внимания и чувствительности к собственной  двигательной активности и активности других людей; в сокращении эмоциональной  дистанции между участниками  группы; в формировании способности  выражать свои чувства, эмоциональные  состояния, проблемы без слов и понимать невербальное поведение других людей. К упражнениям, направленным на развитие внимания и чувствительности, относятся гимнастика с "запаздыванием", передача ритма, движения или предмета по кругу и др. Уменьшению напряжения у участников группы могут способствовать такие упражнения, как мотивированный бег или ходьба, подвижные игры, двигательные импровизации. Для преодоления эмоциональной дистанции между участниками группы используются упражнения, предусматривающие непосредственный контакт, парное взаимодействие, уменьшение пространственной дистанции, различные двигательные упражнения в кругу: "встретиться на мосту", передать чувство по кругу, успокоить обиженного, войти в круг или выйти из него, обратить на себя внимание группы. На развитие способности самовыражения на невербальном уровне и понимания невербального поведения других людей направлены такие упражнения, как "разговор через стекло", различные модификации "зеркала", изображение тех или иных эмоциональных состояний, распознавание по невербальному поведению состояния других людей. Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной и в зрелой психотерапевтической группе занимает большую часть времени. Пациентам предлагаются темы, которые они представляют без помощи слов. Темы могут предлагаться и психотерапевтом, и самими пациентами. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы и группы в целом, т. е. касается межличностного взаимодействия. Чаще всего в пантомимической части психогимнастики используются: привычные жизненные ситуации. Суть их состоит в предоставлении пациентам невербальной обратной связи, что позволяет увидеть себя глазами других (если члены группы повторяют невербальное поведение игравшего пациента) и получить информацию о возможных вариантах (когда другие пациенты предлагают свои способы невербального поведения для только что представленной ситуации). После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное. Материал, полученный в ходе выполнения пантомимических заданий, может быть использован и для групповой дискуссии. Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью пантомимы, и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности. Здесь могут быть использованы упражнения из подготовительной части, главным образом те, которые позволяют пациентам пережить чувство общности.

 

6. Тренинг поведения и психодрама.

 

Наиболее существенно  повышают эффективность социально-психологического тренинга следующие факторы.

 

Групповой характер занятий. Невозможно научиться общаться, не общаясь. Какую бы идеальную модель собственного поведения ни построил человек наедине с собой, другие всегда будут «мешать» ему воплотить  ее в жизнь, если это поведение  не является естественным, привычным  именно в присутствии других людей.

 

Вариативность. Возможность  попробовать разные варианты поведения  в одной и той же ситуации, что  практически не удается сделать  в реальной жизни. Увидеть, а точнее почувствовать по реакции окружающих, какие слова, манера обращения, интонация  являются наиболее эффективными, позволяющими добиться цели и заслужить одобрение.

 

Повторяемость. Наиболее удачный  способ общения в конкретной ситуации может быть закреплен многократным повторением при эмоциональной  поддержке членов группы и при  желании доведен до автоматизма.

 

Многовариантность выбора. Поскольку одна и та же ситуация проигрывается разными людьми, человек имеет возможность наблюдать наиболее удачные формы общения, найденные другими участниками группы, и воспользоваться опытом, анализируя и заимствуя определенные нюансы коммуникативного поведения.

 

Особый эмоциональный  фон. У человека во время таких  занятий создается некоторая освобожденность от множества эмоций, порождаемых различными жизненными заботами.

 

7. Методы опроса психолого-педагогического  исследования представляют собой  письменные или устные, непосредственные  или опосредованные обращения  исследователя к респондентам  с вопросами, содержание ответов  на которые раскрывает отдельные  стороны изучаемой проблемы. К  этим методам прибегают в тех  случаях, когда источником необходимой  информации становятся люди - непосредственные  участники изучаемых процессов  и явлений. С помощью методов  опроса можно получить информацию  как о событиях и фактах, так  и о мнениях, оценках, предпочтениях  опрашиваемых.

 

Широкое применение методов  опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее чем та, которую  можно получить с использованием других методов. Она легко поддается  обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево.

 

Среди недостатков методов  опроса можно указать следующие, во-первых, - субъективность получаемой информации: респонденты нередко  склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей  роли в них; во-вторых, искажение  информации может происходить за счет методических ошибок при составлении  инструментария исследования, определении  выборочной совокупности, интерпретации  данных; в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.

 

Методы опроса в психолого-педагогических исследованиях 

 

применяются в следующих  формах: в виде интервью (устного  опроса), анкетирования (письменного  опроса), экспертного опроса, тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса), а также с  использованием социометрии, позволяющей  на основе опроса выявить межличностные  отношения в группе людей. Кратко охарактеризуем каждый из указанных  методов.

 

8. Интервью - разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако в отличии от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования. Уровень и паттерны употребления наркотиков и/или токсических веществ

 

4.Наркоситуация в ВУЗах

Среди всех опрошенных студентов  пробовали когда-либо в жизни  наркотические и/или токсические  препараты не по назначению врача 29%. Значительно чаще это мужчины, и  несколько чаще - работающие или  работавшие в прошлом. Прежде всего, это студенты физического факультета (36%), и менее всего - филологического  факультета (17%), что может объясняться  половым составом студентов. Геологический  и философский факультеты заняли по этому признаку промежуточное  положение (32%). По отдельным препаратам удельный вес пробовавших их студентов  таков (от числа пробовавших хотя бы один раз в жизни, в порядке  снижения их доли):

 

Каннабиолы («план», марихуана, анаша, гашиш) - 89%. Пробовавшие их значительно чаще проживают одни, причем это студенты младших курсов.

 

Стимуляторы (эфедрон, "джеф", "винт", "экстази", "скорость", амфетамин) - 33%. Их пробовали чаще девушки, обычно не русской, а другой славянской национальности, либо принадлежавшие к кавказским или к западноевропейским народам, не работающие параллельно с учебой.

 

Ненаркотические анальгетики (трамал, парацетамол) - 30%. Их чаще пробовали не работающие студенты, причем чаще естественных факультетов - физического (39%) и геологического (36%).

 

Галлюциногены (ЛСД, "грибы")- 28%.

 

Атропиноподобные препараты (димедрол, астматол, тарен, циклодол)- 21% Их также чаще пробовали студенты естественных факультетов - физического (38%) и геологического (36%).

 

Кокаин (включая "крэк") - 10%.

 

Опиаты (опий-сырец, "кокнар", кодеин, морфин, промедол, героин)- 9%.

 

Барбитураты (барбамил, фенобарбитал и пр.) - 7%. Пробовали их чаще девушки, проживающие с семьей, и обучающиеся на старших курсах филологического факультета (27%).

 

Летучие органические соединения (ЛОС) - 6%. Пробовавшие их - существенно  чаще проживающие в семье юноши, не работающие и обучающиеся на момент опроса на старших курсах физического (11%) факультета.

 

Согласно студенческому  исследованию, возраст, в котором  произошла первая проба не прописанных  врачом опьяняющих веществ, для половины опрошенных составил 17-19 лет, и ещё  для 35% - 14-16 лет. Однако 3% респондентов указали возраст первой пробы  до 7 лет, и 4% - 20 лет и старше. При  этом для юношей возраст первой пробы  наркотических/токсических препаратов был значительно ниже, чем для  девушек.На актуальное, то есть в течение последних 30-и дней, употребление препаратов указали 22% студентов. Сравнение этой цифры с долей пробовавших наркотики/токсические вещества показывает, что лишь 7% перестали употреблять их после первой пробы. Актуальные потребители — прежде всего, студенты геологического факультета (44%), и более чем вдвое реже - физического (17%) и философского (16%) факультетов. Для студентов филологического факультета актуальное употребление опьяняющих препаратов оказалось вообще не характерно. На факультетах, где такое актуальное употребление отмечается, оно присуще, прежде всего, студентам младших курсов. Места, где используются препараты, распределились по частоте упоминания студентами - наркопотребителями следующим образом:

          В гостях у друзей, знакомых - 57%. Здесь чаще используют наркотики  студенты, проживающие в семье,  более старшего возраста, и обучающиеся  на физическом (71%) и реже, на геологическом (47%) факультетах.

 

В местах отдыха (клубы, дискотеки) - 39%. Здесь чаще используют наркотики  студенты славянских этнических корней.

 

В учебном заведении - 32%.

 

В парке, парадной, то есть вне  жилого помещения - 21%. Значительно чаще здесь употребляют наркотики  студенты, проживающие в семье.

 

Дома - 19%. Такое использование  наркотиков характерно для студентов, проживающих вне семьи и несколько  чаще — для обучающихся на гуманитарных факультетах.

 

И, наконец, на работе используют наркотики 7% студентов - наркопотребителей.

 

                            Наркотики в студенческой среде.

 

Места и каналы приобретения наркотических препаратов по частоте  их упоминания студентами - наркопотребителями распределились следующим образом. Лидируют здесь, — 57%, представители наркотической среды - «друзья, знакомые». Далее с одинаковой частотой следуют места отдыха (дискотеки, клубы), аптеки, учебное заведение и близлежащая от него территория (по 14%). Реже используются такие способы получения наркотиков, как самостоятельное изготовление (из полученного где-то «сырья») и покупка на рынках (соответственно 7% и 4%).

Информация о работе Профилактика наркомании в студенческой среде