Профилактика нарушения осанки детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 19:51, реферат

Описание работы

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки детей.
Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме;
2) определить методы экспериментальной работы;
3) определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки детей;
4) сравнить полученные результаты со среднестатистическими нормами.

Содержание работы

Введение…………………………………………….…………………3
1.Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности в развитии здорового ребенка………...……………….6
2. Развитие здорового ребенка и осанки……….………..…………10
3. Профилактика нарушений осанки………………….……………14
4.Упражнения……………………………………….….…………….23
Заключение…………………………………………….……………..26
Литература…………...……………………………………………….28

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 50.38 Кб (Скачать файл)

С учащимися надо регулярно беседовать об осанке, объяснять им, зачем проводятся данные занятия.

Предлагая учащимся, комплексы, упражнений по формированию правильной осанки, надо требовать ежедневного выполнения комплексов (через 1,5–2 часа после приёма пищи, но не утром после сна).

Учитель должен уметь оценивать состояние осанки школьников и учить этому самих детей. Осматривать осанку можно на расстоянии до 1 метра в положении обычной стойки в двух позах: фас и профиль; сначала ребенок стоит лицом, затем спиной и в профиль. Нормальная осанка характеризуется умеренной изогнутостью позвоночника, нормальной формой спины, правильным положением головы, туловища, ног.

В позе лицом нужно обратить внимание на форму линии плеч, талии, форму грудной клетки и ног. В норме все линии правой и левой стороны туловища должны быть симметричными. Встречаются следующие нарушения: втянутая в плечи или слишком вытянутая вперед шея, разные линии плеч (разноплечия) или талии, выбухание или уплощение одной из сторон грудной клетки, х – образная форма ног.

Осматривая школьника со спины, обращают внимание на шейно-плечевые линии, верхние и нижние линии лопаток, боковые линии спины и талии, линию позвоночника. Могут обнаруживаться следующие нарушения: асимметрия плеч (разноплечие), разное положение лопаток (опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов к наружи), разные линии талии, боковой изгиб позвоночника. Линия позвоночника осматривается более внимательно. Школьнику предлагают поднять руку вверх. Если в этом положении наблюдается боковой изгиб, следует осмотреть линию позвоночника в наклоне вперед при расслабленных мышцах. Если – и при этом боковой изгиб не сглаживается, значит, имеет место боковое искривление – сколиоз II или III степени. Такие дети нуждаются в специальной лечебной гимнастике и постоянном медицинском наблюдении. Однако чаще отмечается сглаживание боковых изгибов. Это свидетельствует о намечающихся тенденциях к сколиозу или о неустойчивости нарушений, вызванных неправильной манерой держаться [19].

С боку осматриваются профильные линии тела: положение головы, передняя линия живота, положение плеч (сведение), лопаток (отставание), линия спины. В профильной позе могут выявляться следующие нарушения: опущенная или запрокинутая голова, выпяченный живот, плоская или «куриная» грудь, сведенные вперед плечи, отстающие или отлетающие (крыловидные) лопатки, сутулая, круглая или плоская спина. Особенно внимательно надо осмотреть линию спины.

Степень нарушений осанки может быть различной: неустойчивые функциональные изменения, которые выражаются в неправильных позах тела и исчезают в положении прямой стойки; устойчивые функциональные изменения, не сглаживающиеся при изменении тела; фиксированные нарушения, связанные с изменениями не только в мышечной, но и в костно-связочной системе двигательного аппарата. Для исправления этих нарушений требуются длительные и систематические занятия лечебной гимнастикой. Упражнения для выработки ощущения правильной осанки.

Ходьба с предметом на голове, сохраняя правильное положение тела; то же с закрытыми глазами. Поставив ступни на одну линию и удерживая предмет на голове, выполнять различные движения руками. Уравновесить гимнастическую палку на пальцах одной руки и пройти 5–10 шагов; то же с поворотом кругом. Палка вертикально на ладони, встать и сесть. Подбрасывание и ловля двух мячей (теннисных) двумя руками одновременно. Подбросить мяч вверх, другой мяч поднять с полу и поймать первый [15].

Каждый рабочий день насыщен движениями, которые связаны с перемещением своего тела и с перемещением различных предметов в пространстве. Чтобы такие движения были пластичными, выполнялись без излишнего напряжения, суетливости и не вредили формированию правильной осанки, школьников необходимо обучать правильной структуре этой группы движений. Основой структуры таких движений является взаимоотношение общего центра тяжести и опорной площади.

Определение рациональной позы и площади опоры достигается опытным путем. Двигательно-одаренным школьникам такие движения даются от природы, но многие нуждаются в специальном обучении и тренировке.

Хорошими средствами для формирования рациональных рабочих поз являются упражнения в равновесии, балансировании и расслаблении.

Проверять навык осанки при рабочих позах можно при выполнении учащимися следующих заданий: вычерчивание многоугольника, сидя за письменным столом; вырезание многогранной фигуры из плотной бумаги в положении стоя; поднимание, переноска и укладка набивных мячей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Упражнения для укрепления «мышечного корсета»

Эти упражнения применяются с целью развития силы и статической выносливости мышечных групп, которые обеспечивают функцию прямостояния (мышцы стопы, голени, сгибатели бедра, разгибатели позвоночника) и мышечных групп, не имеющих ведущей роли в сохранении прямостояния (мышцы брюшного пресса, плечевого пояса, шеи). Упражнения для укрепления «мышечного корсета» целесообразно выполнять с отягощениями: гантелями, набивными мячами, резиновыми бинтами.

Упражнения для мышц шеи.

1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

2. Медленные повороты  головы в стороны, руки над  головой кисти сцеплены.

3. Медленные повороты  головы в положении наклона  назад (прогибаясь в грудной части  позвоночника), руки в стороны.

Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед – отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.

Упражнения для плечевого пояса.

1. Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести  левую руку в сторону, правую  вверх. Предельно прогнуться назад  и посмотреть на кисть правой  руки; то же, меняя положение рук.

2. Руки в стороны. Наклоняя  голову назад, кисти повернуть  вверх, предельно прогнуться в  грудной части позвоночника; то  же с поворотом головы вправо  и влево (смотреть на кисти).

Упражнения для туловища.

1. В упоре стоя на  коленях поворот туловища направо (налево), отводя правую (левую) руку  в сторону до отказа.

2. Повороты туловища в  стороны, стоя на коленях, руки  в стороны, к плечам, вверх, на  пояс; то же, сидя наги скрестно.

3. В упоре лежа на  бедрах прогибание туловища назад 

4. Лежа на бедрах прогнуться, руки вверх, ноги отвести назад («рыбка»).

5. Из основной стойки  наклониться вперед до касания  пола руками и переступанием  рук по полу принять упор  лёжа; затем также переступанием  вернуться в исходное положение.

6. Лёжа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться.

7. Лежа на спине, руки  за голову, полностью расслабиться; затем напрячь мышцы всего  тела, руки вверх (поясничная часть  туловища не должна касаться  пола).

8. Лежа на животе, руки  вдоль туловища (супинированы), расслабиться; затем, медленно напрягаясь, отвести  ноги назад, руки вверх, голова  поднята («лодочка»).

9. В упоре стоя на  коленях прогибание спины и  поочередно переставлен ие

руки вперед до касания грудью пола.

Упражнения для исправления нарушений осанки.

Упражнения при плоской спине.

1. Наклоны назад, прогнувшись  из положения, стоя на коленях.

2. Лежа на животе, захватив  руками ступни, пытаться подтянуть  их к голове («корзиночка»); то  же поочередно правой, левой ногой.

3. Стоя на правой, левую  захватить за ступню и, сгибая  её в колене, пытаться оттянуть  назад вверх; то же другой ногой.

4. Мост из положения  лёжа.

5. Висы прогнувшись на  гимнастической стенке.

6. Смешанные висы прогнувшись.

Упражнения для исправления круглой сутулой спины.

И.П. – руки на затылок, левая нога сзади на носок 1-руки вверх – назад – вдох, 2 – И.П. – выдох, 10 – 14 раз. То же, отставив правую ногу назад на носок. С резиновым бинтом середина его закреплена.

И.П. – ноги врозь, наклон. 1 – растягивая бинт руки вверх, выпрямить туловище, прогнуться – вдох 2 – и.п. выдох, 15 – 20 раз.

И.П. – выпад правой ногой, руки вперед (в руках концы бинта) 1-согнуть руки – вдох. 2 – и.п. – выдох, 15 – 20 раз.

И.П. – лежа на животе, руки в упоре под плечевыми суставами 1-выпрямить руки (таз не отрывать от пола) – вдох. 2 – и.п. – выдох. 15 – 15 раз.

И.П. – лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вниз. 1 – сгибая ноги, группировка. 2 – выпрямить ноги до вертикального положения. 3 – согнуть. 4 – и.п. дыхание не задерживать. 10 – 14 раз.

И.П. – стойка ноги врозь, руки вверх в 2 замок». 1 – 4 – круговые движения вправо. То же влево. Дыхание не задерживать. 10 – 12 раз.

И.П. – стоя правой ногой на стуле (гимнастической скамейке), левая нога свободна. 6 – 10 приседаний.

И.П. – руки на пояс. 1-подскок ноги врозь, руки в стороны. 2-подскок ноги вместе, руки на пояс. 40–50 раз.

Все упражнения следует выполнять правильно и точно, систематически увеличивая дозировку [15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Нарушение осанки является одной из основных патологий физического развития школьников. Подавляющее большинство нарушений осанки у детей школьного возраста имеет приобретенный функциональный характер, и связаны они с нерациональной организацией учебного процесса. Его интенсификация в последнее время привела к появлению у школьников патологий различных органов и систем, а также снижению общей работоспособности и нарастанию психофизической перегрузки.

Для формирования правильной осанки необходимо создание рациональной среды не только в образовательных учреждениях, но и в домашних условиях. Поэтому важное значение в профилактике нарушений осанки отводиться ЛФК, которая способствует укреплению мышечного корсета и снятию напряжения. Воспитание навыков поддержания правильной осанки должно начинаться в семье. С этой целью необходимо проводить беседы с родителями и детьми.

Учебная работа по физической культуре рассчитана на два часа в неделю в каждом классе, поэтому формировать и следить за осанкой только на уроках физической культуры невозможно, для этого нужны дополнительный часы – часы здоровья.

При выполнении выпускной квалификационной работы была изучена научно – педагогическая и методическая литература по проблеме исследования и выполнен анализ работы. В работе определена роль физических упражнений в профилактики нарушений осанки школьников. Определены методы экспериментальной работы.

Так же был выполнен анализ нарушения осанки школьников за 3 года их обучения в школе и сделаны выводы. Для лиц занимающихся физическим воспитанием, были разработаны рекомендации для снижения уровня нарушения осанки, а так же методики для исправления сколиоза. При обнаружении у обследуемых отклонений в нарушении осанки необходимо внедрять на уроках физической культуры различные методики, а так же вводить в школе дополнительные часы по этому предмету.

Для подтверждения или опровержения гипотезы было организовано научное исследование. В результате проведения исследования были получены следующие результаты:

· 10% имеют выраженные отклонения в нарушении осанки

· 15% имеют незначительные отклонения

· 75% имеют нормальную осанку

Данная работа может быть использована для врачебного, педагогического, врачебно-педагогического и самоконтроля за лицами занимающимися физкультурой и спортом, а так же за теми, кто имеет какие-либо отклонения в нарушении осанки и больных сколиозом. За месяц прохождения практики не возможно отследить наличие или отсутствие положительных результатов, так как для их получения необходим больший период. Данная курсовая работа содержит ряд рекомендаций по профилактике нарушений осанки.

По результатам эксперимента мы убедились, что физические упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки детей младшего школьного возраста, и нашло подтверждение в результатах и выводах педагогического эксперимента. Это лишний раз доказывает целесообразность использования физических упражнений в младшем возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Алексеева Л.М. Комплексы  детской общеразвивающей гимнастики. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 208 с.

2. Алферова В.П. Как вырастить  здорового ребенка. – Л.: Медицина, 1991. – 416 с. – (научно-популярная медицинская  литература).

3. Вайнбаум Я.С., Ковалько  В.Н., Родионов Т.А. Гигиена физического  воспитания и спорта.

4. Гитт В.Д. Исцеление позвоночника. – М.: Лабиринт Пресс, 2006. – 256 с. – (Линия здоровья).

5. Горбачев М.С. Осанка  младших школьников // Физическая  культура в школе, 2005. – 8. с 25 – 28.

6. Грачев В.И. Физическая  культура. – М.: ИКЦ Март, 2005. – 464 с.

7. Журнал «Здоровье» 

8. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье, укрепление организма  – Изд. Академия, СПб; 1998.

9. Каралашвили Е.А. Физкультурная  минутка. Динамические упражнения  для детей 6–10 лет. – М.: ТЦ. «СФЕРА», 2001. – 64 с.

10. Каштанова Г.В. Лечебная  физкультура и массаж. Методики  оздоровления детей школьного  и младшего школьного возраста  – М.: АРКТИ, 2006. – 104 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«Профилактика нарушения осанки детей»

 

 

Выполнила студентка

1 курса

Иванникова Ольга Викторовна

 

Проверил

Преподаватель научных дисциплин

Титова Наталья Сергеевна

 

Оценка

«__»_______2015г.

 

 

 

 

 

 

 

Уфа, 2015г

Информация о работе Профилактика нарушения осанки детей