Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 22:05, контрольная работа
Под работоспособностью понимается способность человека выполнять в заданных параметрах и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми в сроки регламентированного отдыха функциональными изменениями в организме.
Физическая нагрузка в качестве функциональной пробы может быть различной в зависимости от вида спорта. Так, для борцов, тяжелоатлетов и др. — 20 приседаний в течение 30 сек; для бегунов на короткие дистанции, боксеров, прыгунов — 15-секундный бег на месте с максимальной скоростью, высоким подниманием бедра (до горизонтального уровня) и энергичной работой рук; для бегунов на средние и длинные дистанции, пловцов, лыжников, баскетболистов, велосипедистов и др. — 3-минутный бег в темпе 180 шагов в 1 минуту с высоким подниманием бедра. В зависимости от состояния здоровья, возраста, пола, уровня тренированности, а также от вида спорта время бега можно сократить до двух или одной минуты. В этом случае при повторном проведении пробы следует применить ту же физическую нагрузку. В дальнейшем для динамических наблюдений за состоянием тренированности следует использовать индивидуально подобранную стандартную физическую нагрузку (20 приседаний за 30 сек; бег с максимальной скоростью в течение 15 сек; бег в темпе 180 шагов в 1 мин в течение 1, 2, 3 мин).
1.2.3. Рекомендации по применению средств физической культуры для направленной коррекции работоспособности, усталости, утомления
Систематические
занятия физическими
Кроме того, если выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека возрастает, его пульс в состоянии покоя существенно снижается. Следует отметить, что отдых как обязательная составная часть тренировки необходим не только для того, чтобы восстановить потраченные силы и ликвидировать последствия утомления, но он необходим также для дальнейшего роста функциональных резервов, для подъема уровня тренированности организма на более высшую ступень.
Активный отдых. Основой этого феномена является установленный И. М. Сеченовым факт повышения работоспособности при чередовании работы различных мышечных групп. В практике физического воспитания, например, между упражнениями, тренирующими выносливость, могут вклиниваться упражнения, связанные с развитием силы, быстроты и ловкости. Эти упражнения также оказывают свое влияние на скорость восстановления и возрастание выносливости. Время и характер активного отдыха во многом определяются динамикой работоспособности и утомляемости человека, зная которые можно подобрать время для проведения активного отдыха в течение рабочего дня и характер его в зависимости от степени и вида утомления.
Эффект активного отдыха возрастает с увеличением интенсивности развивающегося утомления, но при слишком сильном утомлении уже не следует рекомендовать активный отдых. Немалую роль в возникновении эффекта активного отдыха играют психологическая настроенность человека, его эмоциональное состояние и даже темперамент. Отсюда, отличие видов активного отдыха у представителей разных профессий.
1.2.4. Организация и содержание методико-практического занятия
Цель: ознакомиться с методикой определения общей физической работоспособности по показателям функциональной пробы «20 приседаний в течение 30 сек».
Оборудование: секундомеры, метроном, таблицы, протокол занятий.
Ход занятия:
1. Преподаватель кратко сообщает цель, задачи и порядок работы; знакомит с основными понятиями темы занятия — работоспособность, усталость, утомление; дает характеристику простейших методик оценки физической работоспособности, доступных для самостоятельного применения в процессе самоконтроля функционального состояния и физической подготовленности организма. Студенты готовят протоколы занятия или используют приготовленные преподавателем.
2. Студенты по команде
преподавателя подсчитывают
Рис. 1.2.1. Способы измерения ЧСС
3. Спокойно подняться,
занять удобное исходное положе
4. Спокойно сесть и сразу подсчитать нагрузочный пульс за 10 сек, умножить на 6 и полученный показатель занести в протокол. Во время отдыха не делать резких движений, громко не разговаривать, ровно и спокойно дышать, способствуя быстрому восстановлению.
5. Продолжать подсчет пульса каждые 10 сек 2-й, 3-й и 4-й минут восстановления. Рекомендуется подсчитывать пульс вплоть до возвращения его к первоначальной цифре. Показатели пульса на 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления умножить на 6 и полученные результаты занести в протокол.
6. Подсчитать процент прироста нагрузочного пульса относительно исходного по формуле:
Пример.
Исходный пульс — 72 уд/мин.
Нагрузочный пульс — 126 уд/мин.
Прирост пульса: 126
Показатель прироста пульса занести в протокол.
7. Обсудить результаты тестирования.
Следует отметить, что
нельзя правильно оценить
Результаты тестирования занести в протокол, сравнить со средними показателями, при необходимости — обсудить с преподавателем.
Протокол занятия
Тема: методика оценки общей физической работоспособности
Студент ______________________________
Спортивная специализация ______________________________
Возраст ______________________________
Функциональная проба |
ЧСС, уд/мин |
При-рост ЧСС |
Оценка физической работоспособности | |||||
Исход-ная |
Нагру-зочная |
Восста-новления | ||||||
2-я мин |
3-я мин |
4-я мин |
По восста-новлению |
По при-росту | ||||
20 приседаний за 30 сек |
||||||||
Проба с подскоками |
||||||||
Ортостатическая проба |
||||||||
Клиностатическая проба |
Оценка физической работоспособности по восстановлению ЧСС и по приросту осуществляется с использованием средних стандартов оценок (табл. 1.2.3 и 1.2.4).
Таблица 1.2.3
Оценка результатов физической работоспособности
по функциональной пробе «20 приседаний за 30 сек»
Оценка физической работоспособности |
Время восстановления, сек |
Прирост пульса, % |
Отлично |
до 60 |
до 50 |
Хорошо |
60–90 |
50–75 |
Удовлетворительно |
90–120 |
75–100 |
Плохо |
120–180 |
100–125 |
Очень плохо |
больше 180 |
больше 125 |
Таблица 1.2.4
Оценка результатов физической работоспособности
по безнагрузочным функциональным пробам и пробе с подскоками
Оценка физической работоспособности |
Функциональные пробы | |||
Ф. п. с подскоками |
Ортостатическая |
Клиностатическая | ||
Прирост пульса, % |
Время восстановления, сек |
Увеличение ЧСС, ед. |
Уменьшение ЧСС, ед. | |
Отлично |
до 50 |
до 60 |
до 6 |
до 6 |
Хорошо |
50–75 |
60–90 |
7–13 |
6–10 |
Удовлетворительно |
75–100 |
90–120 |
13–18 |
10–15 |
Плохо |
100–125 |
120–180 |
18–25 |
15–20 |
Очень плохо |
больше 125 |
больше 180 |
больше 25 |
больше 20 |
Домашнее задание: самостоятельно провести ряд нагрузочных и безнагрузочных проб: клиностатическую, ортостатическую, функциональную пробу с подскоками.
В результате данного методико-практического занятия студенты должны:
знать простейшие методы оценки физической работоспособности, утомления и усталости, методики их коррекции средствами физической культуры;
уметь практически оценивать состояние своей физической подготовленности, работоспособности, используя простейшие функциональные пробы.
Контрольные вопросы
Информация о работе Простейшие методики самооценки работоспособности