Психические процессы и состояния в спорте (на примере кикбоксинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:02, реферат

Описание работы

Вся история живой природы - это непрекращающийся конкурс, на котором беспощадно отметается прочь все слабое и нежизнеспособное. Побеждают те «находки и открытия» природы, которые укрепляют и усиливают их обладателя.
Мы знаем одну из важнейших побудительных причин этих непрестанных перемен в живой природе. Ее изменения, непрерывное развитие, движение вперед совершаются в условиях жестокой и безжалостной борьбы за жизнь.

Файлы: 1 файл

155214.rtf

— 119.59 Кб (Скачать файл)
gn="justify">     Состояние БГ является оптимальным, так как обеспечивает гармонию всех функций организма, когда возможно проявление его резервов. Понятно, что подведение спортсмена в таком состоянии к моменту старта требует огромного психопедагогического мастерства тренера. Но, даже при филигранном подведении спортсмена к конкретному соревнованию тренер должен быть готов к возникновению непрогнозируемых отрицательных факторов, которые могут в значительной мере понизить состояние БГ. Это могут быть различные организационные издержки, а также непосредственные воздействия психологического плана.

     Психическое напряжение, возрастая, может перейти в психическую напряженность и спортсмен попадает в состояние, называемое стартовой лихорадкой (СЛ) и характеризуемое дисгармонией функций и систем, обеспечивающих деятельность, наблюдается падение энергетических возможностей. В этом состоянии результат боя совершенно не предсказуем, хотя значительно больше шансов, что он будет отрицательным. Вполне понятно, что состояние СЛ является нежелательным.

     Следует отметить, что неконтролируемое состояние СЛ может привести к резкому падению психического напряжения и переходу в чрезвычайно опасное состояние, практически не поддающееся коррекции и называемое стартовой апатией (СА).

      2.3 Приемы регуляции и саморегуляции состояний спортсмена

 

     Убеждение и внушение как основные методы психолого-педагогического воздействия

     Убеждение и внушение - это воздействие на спортсмена извне. Их задача не только создавать нужные отношения и состояния, побуждать к действиям - непосредственным или отсроченным, вызывать переживания или волевые усилия тут же или какое-то время спустя, но и закладывать основу для самоубеждений и самовнушений. Воздействие извне формирует, совершенствует и корректирует систему саморегуляции. Воспитание и самовоспитание в спорте столь тесно переплетены, что разделять их можно только условно, на:

  • лекции и беседы для спортсменов;
  • косвенное внушение;
  • гетеротренинг и релаксация;
  • внушенный отдых.

     Способы саморегуляции могут быть классифицированы по различным схемам и принципам. Предлагаемая классификация базируется на том, что сознательная саморегуляция - это контроль и изменение содержания и направленности сознания. Поэтому самым верным принципом надо признать учет объектов сознания. При грубом учете объектов сознания их можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние - это все многообразие окружающего человека мира. Внутренние - это наше «Я». Каждый человек создает концепцию своего «Я», которая всегда тройственна: это «Я» физическое, «Я» духовное и «Я» социальное. Сложные переживания, возникающие в процессе отражения и самоуправления каждой из этих составляющих «Я», есть большая часть процесса саморегуляции. Отсюда четыре группы способов саморегуляции психических состояний:

    1. отключение-переключение;
    2. контроль и регуляция тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения;
    3. сюжетные представления и воображения, самовнушения;
    4. варьирование целеполаганием.
 

     2.4 Психорегулирующие средства восстановления в тренировочном процессе 

     Наиболее эффективными методами психореабилитации, получившими положительную оценку спортсменов при добровольном выборе и участии в наших сеансах в течение многих лет, явились описанные выше внушенный отдых и гипноз (с использованием специальных текстов внушений), а также их разновидности: вербально-музыкальная психорегуляция, сеансы перед сном и психобиоэнергетический транс.

 

      Заключение

 

     Совершенствование в аспекте психологической подготовки направлено на улучшение сенсомоторной координации, быстроты и точности двигательных действий в условиях критического дефицита времени в незнакомой или непривычной обстановке. Формирование психологической готовности к ведению единоборства с оптимальными энергозатратами; стабилизацию высокого уровня развития психики в опасной ситуации боя и преодоление тормозного (импульсивного) поведения рукопашника в опасной ситуации. Достижение состояния адаптированности к любым воздействующим экстремальным факторам; преодоление комплекса индивидуальных и групповых тормозных психологических механизмов и барьеров во взаимодействии военнослужащих на поле боя; принятие правильных решений и их последующая реализация посредством навыков и умений в боевых действиях; развитие антиципирующих (опережающих) реакций, основанных на вероятном прогнозировании в ходе боевых действий; развитие способности к интенсивности перемещения и устойчивости внимания, точности пространственного восприятия, объема поля зрения, оценки времени и целого комплекса других качеств, способных повысить живучесть бойца в ходе выполнения боевой задачи.

     Но дальнейшая работа в этом направлении возможна только при наличии определенной культуры психической деятельности, стабильных навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

 

      Литература

 
  1. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства: от древних ушу и бу-дзютсу до профессионального кикбоксинга

/ Монография. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. -352 с.

  1. Кадочников А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. Феникс. 2003.

Информация о работе Психические процессы и состояния в спорте (на примере кикбоксинга)