Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:15, лекция

Описание работы

Учебный труд студентов является достаточно напряженным. Загрузка учебной работай, включая самоподготовку, в различных вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинаковы и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин. Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 часов в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8-9 часов, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой и по выходным дням.

Файлы: 1 файл

Физра.docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

5.1 Психофизиологическая  характеристика учебного труда 

студентов

Учебный труд студентов является достаточно напряженным. Загрузка учебной работай, включая самоподготовку, в различных  вузах по факультетам и курсам в учебном году далеко не одинаковы и определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин. Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 часов в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8-9 часов, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимается самоподготовкой и по выходным дням.

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп  учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (коммуникабельность, особенности характера, темперамент), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе. В возрасте 17-25 лет происходит  становление интеллекта и его отдельных функций, в котором определяющую роль играет образование и учение, т.е. деятельность по усвоению знаний, умений, навыков. Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов, позволяет им эффективно выполнять напряженную учебную деятельность.

Однако при этом восстановительные  процессы у многих студентов проходят неполноценно по причине недостаточного сна, нерегулярного питания, малого пребывания на свежем воздухе, ограниченного  использования средств физической культуры и спорта и других причин. Студентам сложно адаптироваться к обучению в вузе, ведь вчерашние школьники попадают в новые условия учебной деятельности, новые жизненные ситуации, что сопровождается естественной  перестройкой психических и физиологических состояний. При этом адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой системе обучения), социально-психологическом (вхождение в новый коллектив – учебный, общежитие) и профессиональном (принятие ценностей будущей профессиональной  деятельности на них). По этой причине период адаптации, связанный  с изменением прежних стереотипов, может на первых порах привести к низкой успеваемости, трудностям в общении. У одних студентов выработка стереотипа происходит скачкообразно, у других - ровно. Тяжесть психической, умственной и эмоциональной нагрузки усиливает непрерывное чередование лекций, практических занятий, домашних заданий; различные часы начала и окончания занятий; подготовка и проведение экзаменационных сессий. Учебный труд студентов отличается малой подвижностью, однообразием и очень небольшими затратами физической энергии, так как нагрузка приходится в основном на мышцы кисти и предплечья. Как правило, требуется значительное напряжение внимания и зрения.

Стремление человека больше познать, осмыслить, запомнить не проходит для организма бесследно, хотя человеческий мозг имеет большие возможности. Умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем человека. Прежде всего, увеличивается потребление кислорода и питательных веществ тканями головного мозга. Это происходит за счет увеличения кровенаполнения и расширения сосудов. Продолжительное пребывание в малоподвижной рабочей позе способствует образованию застоя в органах брюшной полости и ведет к расширению кровеносных сосудов, а периферические сосуды конечностей наоборот сужаются. Таким образом, совершаются сосудистые реакции обратные тем, которые бывают при мышечной работе. Работа сердца при этом не испытывает особых затруднений и у здоровых людей частота сердечных сокращений (ЧСС) не превышает обычно 76-80 удар/мин. Однако эмоциональные факторы, связанные со сдачей экзаменов и зачетов, вызывают значительные нервно-психические напряжения. При этом ЧСС резко возрастает и достигает 120-140 удар/мин., повышается кровяное давление, дыхание становится неравномерным, а это ведет к снижению насыщения крови кислородом и иногда приводит к обморочному состоянию. Продолжительное пребывание в позе сидя снижает легочную вентиляцию - это происходит за счет уменьшения размаха дыхательных движений грудной клетки и диафрагмы, таким образом, кровь недостаточно насыщается кислородом.

В процессе продолжительной умственной работы снижается величина условных реакций, время реакций увеличивается, снижается устойчивость внимания. При  всякой продолжительной умственной работе работоспособность не остается постоянной, она то ухудшается, то улучшается. Эти колебания происходят под влиянием условий внешней среды (освещенность рабочего помещения, шум, температура воздуха и т.п.), факторов физиологического характера – здоровья, питания, отдыха, а также психофизиологических факторов.

При длительной и достаточно напряженной  умственной работе, как при  физической, неизбежно наступает утомление. Умственное утомление характеризуется снижением силы памяти. Умственная усталость как субъективное чувство человека может нарастать при неудовлетворенности работой в ней; наоборот, успешное завершение снимает усталость. Чувство усталости снимается положительными эмоциями, сосредоточением внимания и усилением интереса к данной работе.

В условиях систематического перенапряжения нервной системы может возникнуть переутомление, характеризующееся апатией, появлением чувства усталости до начала работы и снижением интереса к ней, повышением раздражительности, головной болью и другими признаками. Объективно это определяется снижением веса тела, неустойчивым артериальным давлением и пульсом, при этом снижается сопротивляемость организма.

Таким образом, умственная деятельность студентов, связанная с психическим напряжением, предъявляет высокие требования к организму, при определенных неблагоприятных условиях может быть  причиной многих серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, нервной системы и других.

 

5.2 Динамика работоспособности  студентов в учебном году 

и факторы ее определяющие

Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможность биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические, физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностями личности.

В определенной мере работоспособность  в учебной деятельности зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения. Наряду с этим успешность обучения может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения. Аккуратность и сдержанность связаны с инертностью процессов возбуждения и торможения. Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов. Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица  с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.

Интерес к эмоционально  привлекательной  учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Результативность выполнения оказывает стимулирующее воздействие на сохранение более высокого уровня работоспособности. В то же время мотив похвалы, указания или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия, вызвать настолько сильные переживания за результаты работы, что никакие волевые усилия не позволят справиться с ними, что приводит к снижению работоспособности. Поэтому условием высокого уровня работоспособности является эмоциональное напряжение.

Установка также влияет на эффективность  работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое  усвоение учебной информации, процесс  и кривая ее забывания после сдачи  экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад. В определенной мере снижение работоспособности можно представить как процесс  угасания установки. В условиях относительно кратковременной умственной работы причиной снижения работоспособности может стать угасание ее новизны.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами.

Рабочий день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточиться, активно включаться в работу. Проходит 10-15 минут, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот первый период - врабатывания - характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответствующая установка. Второй период - оптимальной (устойчивой) работоспособности - имеет продолжительность 1,5-3 часа. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности. Третий период - полной компенсации - отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др.). В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв).

Дальнейшее продолжение работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (шестой период). В практической оценке динамики работоспобности часто третий и четвертый периоды характеризуются как периоды снижения работоспособности.

Между тем учебный день студентов  не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а также включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы.

Для уровня физической работоспособности  студентов изменения в течение  учебного дня в целом близки к  тем, которые типичны для умственной работоспособности.

Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница-суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением «конечного порыва». Однако типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней. Так, студентам в начале недели в течение трех дней подряд пришлось участвовать в коллоквиуме, писать контрольную работу и  сдавать зачет по специальности. В этом  случае большие учебные нагрузки, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, вызвали в первые три дня значительное снижение работоспособности. В последующие дни недели обычно учебные нагрузки воспринимались студентами как легкие, они эффективно стимулировали восстановление работоспособности с появлением в субботу фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий до 4-5 в день.

Типичные изменения работоспособности  студентов во многом определяют составление учебного расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебных дисциплины планируют на 2-3-ю пару учебного дня, на середину недели, а менее сложные  на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.

Работоспособность студентов по семестрам и в  целом за учебный год. В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий  студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверх восстановления работоспособности.

Информация о работе Психофизиологическая характеристика учебного труда студентов