Психологическая мотивация студентов для занятия физической культурой и спортом в ВУЗе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:05, реферат

Описание работы

Общее физическое состояние человека зависит от многих факторов как естественных, гак и социальных, но главное - оно управляемо. С помощью соответствующим образом подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха и др. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности организма.

Содержание работы

Введение.
1. Спорт и современная молодежь.
1.1. Характеристика образа жизни студенческой молодежи.
1.2. Вредные привычки современной молодежи.
2. Проблемы повышения психологической мотивации студентов для занятий физической культурой и спортом в ВУЗе.
3. Психологические причины, препятствующие заниматься физической культурой и спортом студентам ВУЗов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ СТУДЕНТОВ.doc

— 326.50 Кб (Скачать файл)

 

Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и несформированность потребности к занятиям безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в ВУЗах. В связи с этим, важное значение приобретает поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление в ВУЗах. Студенты хотят, чтобы образовательное учреждение способствовало, прежде всего, коммуникативной культуре, включая уверенность во взаимоотношениях с людьми, умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли, иметь собственное мнение. Вместе с тем студенты ценят обстановку, вызывающую положительные эмоции и возможность формировать свою телесность. Последнее обстоятельство в значительной мере вызвано модными в молодежной среде средствами массовой информации, пропагандирующими культ тела и «сексапильности», а не школьным опытом учебных занятий физической культурой.

Более того, большинство студентов отмечает, что занятия физической культурой в школе их не удовлетворяли, они ходили на уроки лишь для отметки. Это объясняется прежде всего неудачной организацией уроков физической культуры в школе, однообразием, увлечением другими предметами. Негативное отношение к урокам физического воспитания в школе в большинстве случаев влечет за собой и отсутствие интереса к спорту, но, тем не менее, не исключает его полностью .

Следует отметить влияние на отношение к занятиям физической культурой также возрастных факторов и индивидуальных особенностей личности и других факторов. Так наиболее ответственно к посещению занятий относятся студенты первого и второго курсов. В течение года прослеживается динамика изменения посещаемости: в осеннем семестре - студенты посещают занятия охотнее; в весеннем - происходит спад физической активности, что возможно связано с повышением умственной нагрузки к концу года, авитаминозом или какими-либо субъективными причинами. Стоит отметить, что у студентов творческих специальностей наблюдается самая низкая посещаемость, у студентов, занимающихся точными предметами - заметно выше. Студенты отмечают, что, идя на занятие по физической культуре, они не задумываются о значении двигательной активности для их здоровья, о возможности применения полученных знаний, двигательных умений и навыков в самостоятельных занятиях вне ВУЗа. Многие студенты не воспринимают физическое воспитание как учебную дисциплину, которая имеет свое научно-практическое содержание, понятия, принципы, закономерности, методы, правила и способы деятельности. Они не приобретают опыта ее творческого использования. Для многих студентов физическая культура ассоциируется с деятельностью чисто механического характера .

Для привлечения студентов на занятия стоит обратить внимание на их предпочтения в выборе форм занятий и их содержания. Опрос и анкетирование, проведенные Карасем, показали, что построение учебного процесса в рамках нормативного подхода, где важны чисто внешние показатели, а не сами занимающиеся, вызывает нежелание заниматься физическим воспитанием и непонимание сущности занятий.

Девушки отметили, что в ВУЗе хотели бы приобрести навыки выполнения упражнений наиболее, на их взгляд, для них полезных: упражнений для коррекции веса, укрепления мышц спины, брюшного пресса, работы над проблемными зонами. В школьной программе для них особую трудность представляли отжимания, опорные прыжки, подтягивания, кроссы. Большинство студенток хотят поправить свое здоровье, научиться технике массажа, освоить комплексы упражнений для самостоятельного использования в дальнейшем, также девушки высказывали пожелание, чтобы преподаватель не опирался на строгие требования выполнения нормативов, уделяя больше внимания здоровью молодежи . Девушки отдают предпочтения упражнениям для укрепления осанки, на растяжку и тому подобное, хотели бы заниматься шейпингом, фитнесом, стрейчингом, атлетической гимнастикой. Юноши предпочитают восточные единоборства, спортивные игры, плавание. Главной причиной нежелания девушек заниматься в бассейне являются комплексы из-за фигуры и отсутствие плавательных принадлежностей .

Особое место среди работ, посвященных изучению структуры мотивационной заинтересованности студентов в занятиях физической культурой, занимает исследование, проведенное Шуваловым на базе МГУ имени Ломоносова. Оно выявило наиболее полный список современных интересов студенчества в сфере физической культуры и спорта: спортивный результат; достижение успеха; патриотические чувства; самоутверждение, волевые качества; карьерные достижения; двигательная активность; оздоровление; удовольствие; способ общения; следование моде; подражание уважаемому человеку; развлечение; соперничество; привычка; азарт, борьба; эмоциональная разрядка, переключение; улучшение фигуры; стабилизация веса; желание красиво выглядеть; желание привлечь внимание представителей противоположного пола; воздействие рекламы; влияние друзей или родственников; желание быть современным.

Таким образом, ориентируясь на выявленные мотивы в занятиях физической культурой и активно используя индивидуальный подход, учитывая различные типы личности студентов, отношение к физической культуре, индивидуальные предпочтения, а также факторы, препятствующие студентам заниматься физическими упражнениями, необходимо разрабатывать оптимальные формы и методы организации занятий, максимально соответствующие интересам студенчеств

3.Психологические причины, препятствующие заниматься физической культурой и спортом студентам ВУЗов.

Для привлечения студентов к занятиям физической культурой рассчитывать на осознанную потребность студентов в физическом самосовершенствовании не приходится. В связи с тем, что основной мотив у студентов - актуальный, прежде всего, необходима своевременная аттестация. Через этот мотив также возможно приступить к формированию оздоровительных мотивов. Однако стоит осторожно подходить к оцениванию успеваемости. Студенты со слабой физической подготовленностью испытывают психологическое напряжение, которое выражается в пассивном отношении к занятиям, отчуждении от физической культуры вообще.

У студенческой молодежи отсутствуют специальные знания о способах движений, физической нагрузке, особенностях воздействия определенных видов нагрузки на организм человека, которые тесно коррелируют с неумением планировать самостоятельные занятия физическими упражнениями и осуществлять самоконтроль в процессе их проведения.

Физкультурные знания являются мощным средством педагогического воздействия на мотивационно - потребностную сферу студенчества. Знания составляют рациональную основу убеждения студентов, а общеобразовательная направленность занятий является способом воздействия на формирование у студентов потребности в занятиях физическими упражнениями в свободное время.

Существует специфическая, убеждающая сторона знаний, которая обосновывает реальный личностный и социальный смысл занятий. Знания оказывают воздействие через такие компоненты мотивации, как убеждения и потребности, в совокупности с ними оно образует совместное когнитивно - мотивационное звено системы приобщения студенчества к занятиям физической культурой.

 

Заключение.

Развитие физической культуры и спорта наиболее важная составная часть государственной социально-экономической политики. Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта - эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Отмечается, что в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8 - 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%.

Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

 

Список литературы.

1. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995.

2. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации. // Социологические исследования. № 12, 1998.

3. Психология масс. Хрестоматия. - Самара, 1998.

4. Пульс. Информационно-аналитический сборник. - № 12 (696). - 2002.

5. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи. // Социологические исследования. № 1, 2002.

6. Суслова Л. Диагноз - телемолодежь. // Учительская газета. - № 18. - 30 апреля 2002.

7. Теория и методики физического воспитания: Учеб. Для студентов фак. Физ. Культуры пед. Ин-тов по специальности «Физ. Культура»/ Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; под ред Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

8. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2000.

9. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. - М.: Российское педагогическое агентство. 1997.

10. Щенникова Л.С. Эстетические и культурные интересы. // Псков, №9, 1997.



Информация о работе Психологическая мотивация студентов для занятия физической культурой и спортом в ВУЗе