Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:50, реферат
Христианская религия издавна паразитировала на страданиях людей. Она даже создала своеобразный „культ страдания", рассматривая последнее как высшую христианскую добродетель и гарантию будущего загробного блаженства. Прав Фейербах, писавший, что „христианская религия есть религия страдания".
Преподнося иллюзорное утешение, христианская религия опирается на отрицательные переживания, связанные с лишениями и страданиями. Она ставит их себе на службу, противопоставляя якобы неизбежным страданиям здесь, на земле, блаженство там, в потустороннем мире.
Для такого человека большое значение имеет и общение с другими верующими, психологический тон, существующий в общине и созвучный настроениям личной беспомощности. В общине это чувство уже не является только личным, дух человеческой беспомощности перед сверхъестественной силой пронизывает всю общину, и это снимает с человека ощущение собственного одиночества.
Попадая в религиозную
общину, верующий помимо психологического
воздействия самой общности испытывает
также и влияние выработанных
данной религиозной организацией средств
эмоционального воздействия. Переживания,
вызванные воздействием этих средств,
воспринимаются самими верующими не
в их непосредственности, а связываются
с религиозной идеей. Но кроме
этих средств массового воздействия
религиозные организации
Среди таких средств в первую очередь следует отметить ежедневную молитву.
В молитве происходит
как бы самовнушение, человек вновь
и вновь убеждает себя в существовании
бога. Излагая богу свои невзгоды, просьбы,
человек невольно и сам продумывает
свои заботы, заново осознает их, и уже
от одного этого они перестают
в ряде случаев казаться ему столь
тягостными. Кроме того, надежда, что
часть забот переложена на бога,
в какой-то мере ослабляет эмоциональную
напряженность человека, доставляя
ему облегчение. Сам этот факт воспринимается
верующими как новое
Сходное воздействие
на психику верующих оказывает и
такой обряд, как таинство покаяния
в православии и католицизме.
Этим обрядом человеку предписывается
заново продумать свои поступки, свое
поведение в свете религиозных
предписаний. Многократное повторение
этого обряда приводит к тому, что
у человека вырабатывается устойчивый
религиозный принцип анализа
всех явлений, формируется специфически
религиозная структура
На примере этих некоторых средств укрепления религиозной веры напрашивается вывод, что иррациональная идея бога, недоступная, по признанию самих богословов, логическому обоснованию, в практике религиозных организаций закрепляется тщательно отобранными средствами эмоционального воздействия. Идея бога, получающая эмоциональную окраску, становится объектом религиозной веры.
Таким образом, веру, представляющую один из элементов познавательного процесса, играющую вспомогательную роль, религия превратила в самодовлеющее средство постижения бога, противопоставляя веру подлинно научному познанию как высший дар бога, которым обладает человек. И как бы ни пытались богословы примирить методы научного познания с религией, бесспорным остается положение о том, что для религии процесс реального познания и преобразования мира представляется второстепенной, малосущественной проблемой. Религиозной вере атеизм противопоставляет не безверие, а глубокую убежденность в творческих способностях человечества, веру в возможность построения прекрасного общества на земле. Эта вера имеет в качестве своего основания весь опыт борьбы человечества за свое счастье, она опирается на подтвержденные практикой знания о закономерных путях развития человеческого общества.
Список литературы
онкретные исследования современных религиозных верований. М., 1967.
Платонов К. Психология религии. М., 1967.
Попова М. О психологии религии. М., 1969.
Угринович Д. Психология религии. М., 1986.