Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

Файлы: 1 файл

Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Психологические особенности физического  воспитания детей  дошкольного возраста

   Курсовая  работа

   Исполнитель студентка 4 курса, 042 группы Пикаревич  В.В.

   Белорусская государственная академия физической культуры

   Факультет оздоровительной физической культуры и туризма

   Кафедра теории и методики физического воспитания

   Минск 2003

Введение

   Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста – наука об общих закономерностях  физического воспитания и формирования личности ребенка.

   Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.

   Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста, имея единое содержание и  предмет изучения с общей теорией  физического воспитания, вместе с  тем специально изучает закономерности физического воспитания ребенка от рождения до школы и в соответствии с этим общие закономерности управления развитием ребенка в процессе воспитания и обучения.

   Познавая  и учитывая закономерности потенциальных  возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.

   Теория  физического воспитания детей непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка.

Общая характеристика работы

Актуальность  исследования

   Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во-многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей  этого возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников.

   Однако  разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств в зависимости от многих факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка.

   В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности  развития двигательных способностей детей, различия в физическом воспитании и обучении детей каждого года жизни.

   Именно  в детском возрасте формируются  жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент  двигательного опыта, осваивается  азбука движения, из элементов которой  в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

   Если  учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и  других сфер, то становится очевидной  необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Объект  исследования

   Дети 4-6 лет, посещающие дошкольные образовательные  учреждения.

   Предмет исследования

   Уровень и динамика развития физических качеств, а также моторики детей 4-6 лет с учетом индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания дошкольников.

   Задачи  исследования

   В соответствии с возрастными особенностями  задачи физического воспитания в  этом периоде сводятся к следующему:

   1. обеспечить нормальное физическое  развитие, охрану и укрепление  здоровья ребенка;

   2. постепенно закаливать организм  и повышать его сопротивляемость  влиянием внешней среды;

   3. развивать умение выполнять основные  движения, а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность движений;

   4. путем различных коллективных  действий содействовать воспитанию  активности, самостоятельности, дисциплинированности.

Рабочая гипотеза

   Предполагается, что для совершенствования процесса физического воспитания, рациональное комплектование группы детей, занимающихся физической культурой в дошкольных учреждениях, целесообразно проводить  со строгим учетом их соматического типа (торакальный, мышечный, астеноидный и дигестивный) и характера двигательной деятельности.

   Практическая  значимость результатов исследования состоит в возможности более  эффективно корректировать регламентированные занятия физической культурой у дошкольников, способствовать более целенаправленному акценту на развитие тех или иных физических качеств. Предложенные практические рекомендации по организации групп занимающихся могут быть использованы для оптимизации занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях.

   В курсовой работе были использованы методы реферирования, обобщения, анализа  научно-методической литературы, педагогического  наблюдения.

Глава 1. Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного  возраста.

1.1 Место и роль  физической культуры  в общей системе  воспитания детей  дошкольного возраста.

   Правильное  физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Всемирная организация здравоохранения провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: »К 2000 году – здоровье каждому человеку планеты!» При этом понятие «ЗДОРОВЬЕ» поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.

   Ни  в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно  с общим воспитанием, как в  первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Недаром выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. В настоящее время в ряде детских учреждений работа по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.

   Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста, имея единое содержание и  предмет изучения с общей теорией  физического воспитания, вместе с  тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в  процессе его воспитания и обучения.

   Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста учитывает возможности  работоспособности организма, возникающие  интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

   Познавая  и учитывая закономерности потенциальных  возможностей ребенка каждого возрастного  периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу. (8)

   Вместе  с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при  усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности  ребенка каждого периода его  жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.

   Превышения  требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное  напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. По этому поводу академик А.В.Запорожец предупреждает об опасной позиции сторонников так называемой искусственной акселерации, стремящихся неразумно использовать возможности маленького ребенка и путем сверхраннего, максимально форсированного обучения доводить его как можно быстрее до высоких ступеней физического и духовного развития. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей( занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания. (8)

   Осуществлять  физическое воспитание детей, это значит:

   1.Уметь  анализировать и оценивать степень  физического здоровья и двигательного  развития детей;

   2.Формулировать  задачи физического воспитания  на определенный период (на пример, на учебный год) и определять  первостепенные из них с учетом  особенностей каждого из детей;

   3.Организовать  процесс воспитания в определенной  системе, выбирая наиболее целесообразные  средства, формы и методы работы  в конкретных условиях;

   4.Проектировать  желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути  к достижению целей;

   5.Сравнивать  достигнутые результаты с исходными  данными и поставленными задачами;

   6.Владеть  самооценкой профессионального  мастерства, постоянно совершенствуя  его.(16).

   Установлена прямая зависимость между уровнем  двигательной активности детей и  их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

   Ребенок по своей природе готов постоянно  двигаться, в движении он познает  мир (12)

1.2. Система физического  воспитания в дошкольных  учреждениях 

   Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой  единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. Каждое учреждение в зависимости от его специфики имеет свои конкретные направления в работе, отвечающие в целом государственным и общенародным интересам.

   Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни.

1.3.Цель, задачи, средства  физического воспитания  в дошкольных учреждениях.

   В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные  и воспитательные задачи.

Информация о работе Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста